Коррекционно – развивающая работа с неуспевающими учащимися.
консультация (2 класс)
Распространённость нарушений чтения среди детей довольно велика. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 7 % детей начальных классов массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная работа с ОВЗ | 82.5 КБ |
Коррекционная работа с ОВЗ | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая работа с неуспевающими учащимися.
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой роста количества трудностей в обучении школьников. По данным различных источников сегодня затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов образовательной школы. При этом для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития. С связи с этим требуется коррекционно – развивающая работа.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребёнка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребёнка»(С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению т.е. пониманию письменной речи.
Распространённость нарушений чтения среди детей довольно велика. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.
В каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыками чтения на уровне требований школьной программы в установленные ею сроки. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа: по выявлению причин неуспеваемости и их ликвидация.
Внешние и внутренние причины неуспеваемости.
Известные психологи Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. Отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся:
- серьёзные проблемы со здоровьем с момента здоровья;
- низкое развитие интеллекта;
- отсутствие мотивации учения;
- слабое развитие волевой сферы у учащихся.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно – познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Причины и характер проявления неуспеваемости. | |
Причины неуспеваемости. | Характер проявления. |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; -взаимоотношения с окружающими взрослыми. | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости . Нет стремления быть успешным в учебной деятельности ( отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствует интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявиться в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные) - неправильная организация учебной деятельности в ОУ . | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполнение или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагога и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на следующие группы:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированные познавательные умения и навыки и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводится специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с её условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с такими детьми- учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факты (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
-активизировать самостоятельное мышление;
- организовать сотрудничество учащихся на уроке;
-выстраивать позитивные отношения с группой;
-проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (задавать ребёнку такие вопросы: «Ты доволен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»), Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуется упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Работа с учащимися, не желающими учиться.
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является личностная позиция – нежелание учиться. В силу многих разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Как увлечь ребят познанием нового?
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектом.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.
Этапы формирования положительного отношения к учению.
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного мате- риала | Наиболее лёгкий занимательный материал, неза- висимо от его важности. | Занимательный материал, касаю- щийся сущности изучаемого. | Существенный, важный, но не привлекатель- ный материал. |
К процессу учения | Действует учитель – ученик только восприни- мает. | Ведущим остаёт- ся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим стано- вится ученик, учитель учавствует в отдельных звеньях процесса. |
К себе, своим силам | Поощрение успе- хов в учёбе, не требующей уси- лий. | Поощрение успе- хов в работе,тре- бующей некото- рых усилий. | Поошрение успе- хов в работе, тре бующей значи- тельных усилий |
К учителю | Подчеркнутая Объективность, Нейтралитет. | Доброжелатель- ность, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжела- тельностью, по- мощь. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся. | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение уч-ся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. |
Изложение нового материала. | Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при Проблемном обучении,. К выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
Самостоятельная работа | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций. |
Профилактика неуспеваемости.
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания. |
Изложение нового материала. | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов у учителю при самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном тем пе, и осуществлять контроль. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. |
Памятка
«Работа с неуспевающими учащимися».
1.Ф. И. О. ______________________________________________________
2.Класс _______________________________________________________
3.По каким предметам не успевает __________________________________
4.Поведение ученика______________________________________________
5.Причины, которые привели к плохой успеваемости ___________________
6.Какаие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7.Кто привлечён к работе по преодолению неуспеваемости ученика
________________________________________________________________
8.Сколько времени длится эта работа________________________________
9.Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы
Памятка
«Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждёт спокойной помощи, а не новых упрёков.
2.Не более одного недостатка в минуту.
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
- «За двумя зайцами погонишься …»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5.Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6.Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
8.Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая работа с неуспевающими учащимися.
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой роста количества трудностей в обучении школьников. По данным различных источников сегодня затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов образовательной школы. При этом для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития. С связи с этим требуется коррекционно – развивающая работа.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребёнка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребёнка»(С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению т.е. пониманию письменной речи.
Распространённость нарушений чтения среди детей довольно велика. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.
В каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыками чтения на уровне требований школьной программы в установленные ею сроки. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа: по выявлению причин неуспеваемости и их ликвидация.
Внешние и внутренние причины неуспеваемости.
Известные психологи Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. Отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся:
- серьёзные проблемы со здоровьем с момента здоровья;
- низкое развитие интеллекта;
- отсутствие мотивации учения;
- слабое развитие волевой сферы у учащихся.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно – познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Причины и характер проявления неуспеваемости. | |
Причины неуспеваемости. | Характер проявления. |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; -взаимоотношения с окружающими взрослыми. | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости . Нет стремления быть успешным в учебной деятельности ( отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствует интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявиться в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные) - неправильная организация учебной деятельности в ОУ . | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполнение или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагога и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на следующие группы:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированные познавательные умения и навыки и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводится специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с её условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с такими детьми- учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факты (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
-активизировать самостоятельное мышление;
- организовать сотрудничество учащихся на уроке;
-выстраивать позитивные отношения с группой;
-проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (задавать ребёнку такие вопросы: «Ты доволен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»), Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуется упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Работа с учащимися, не желающими учиться.
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является личностная позиция – нежелание учиться. В силу многих разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Как увлечь ребят познанием нового?
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектом.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.
Этапы формирования положительного отношения к учению.
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного мате- риала | Наиболее лёгкий занимательный материал, неза- висимо от его важности. | Занимательный материал, касаю- щийся сущности изучаемого. | Существенный, важный, но не привлекатель- ный материал. |
К процессу учения | Действует учитель – ученик только восприни- мает. | Ведущим остаёт- ся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим стано- вится ученик, учитель учавствует в отдельных звеньях процесса. |
К себе, своим силам | Поощрение успе- хов в учёбе, не требующей уси- лий. | Поощрение успе- хов в работе,тре- бующей некото- рых усилий. | Поошрение успе- хов в работе, тре бующей значи- тельных усилий |
К учителю | Подчеркнутая Объективность, Нейтралитет. | Доброжелатель- ность, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжела- тельностью, по- мощь. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся. | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение уч-ся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. |
Изложение нового материала. | Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при Проблемном обучении,. К выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
Самостоятельная работа | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций. |
Профилактика неуспеваемости.
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания. |
Изложение нового материала. | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов у учителю при самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном тем пе, и осуществлять контроль. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. |
Памятка
«Работа с неуспевающими учащимися».
1.Ф. И. О. ______________________________________________________
2.Класс _______________________________________________________
3.По каким предметам не успевает __________________________________
4.Поведение ученика______________________________________________
5.Причины, которые привели к плохой успеваемости ___________________
6.Какаие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7.Кто привлечён к работе по преодолению неуспеваемости ученика
________________________________________________________________
8.Сколько времени длится эта работа________________________________
9.Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы
Памятка
«Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждёт спокойной помощи, а не новых упрёков.
2.Не более одного недостатка в минуту.
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
- «За двумя зайцами погонишься …»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5.Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6.Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
8.Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.
Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...
« Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»
Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференци...
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы
Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...
статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...
статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...