Рабочая программа
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chelovek_2_a_kl._satanova_e.g.docx | 601.72 КБ |
rp_ruchnoy_trud_2a_kl.satanova_e.g.docx | 596.99 КБ |
rp_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_2_a_kl._satanova_e.g.docx | 625.08 КБ |
rp_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_2_a_kl._satanova_e.g.docx | 558.82 КБ |
Предварительный просмотр:
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФАООП YO утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации) от 24.11.2022г №1026.
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №131 от 28.08.2023 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников
- Приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель:
-формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
Задачи:
-формирование гигиенических навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;
- формирование навыков приема пищи;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала
в 2 «А» классе.
Личностные:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я».
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определѐнному полу;
- умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания;
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:
- умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
- умение определять своѐ самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьѐ рук перед едой и после посещения туалета).
- умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Базовые учебные действия.
-принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
- умение следить за своим внешним видом;
- соотнесение себя со своим именем;
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Чистка зубов».
Представления о себе
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Гигиена тела
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Одежда и обувь
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Туалет
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/ горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Календарно-тематическое планирование
По предмету «Человек» на 2023/2024 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Сатанова Е.Г. 2 ч в неделю; 102ч (99ч) за год
Количество часов: 46ч на первое полугодие 56ч (53ч) на второе полугодие
Всего 46ч., в неделю 3 ч. Всего 53 ч., в неделю 3ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту |
1 четверть, 25 часов | ||||
1. | Сюжетно-ролевая игра «Будем знакомы!» | 1 | 01.09. | |
2. | Называние своего имени, фамилии. | 1 | 05.09. | |
3. | Сюжетно-ролевая игра «Кто я?» | 1 | 07.09. | |
4. | Правила поведения в школе, на улице. | 1 | 08.09. | |
5. | Правила поведения с детьми и взрослыми. | 1 | 12.09. | |
6. | Игра «Моя семья» | 1 | 14.09. | |
7. | Члены семьи. Называние родителей по имени, отчеству. | 1 | 15.09. | |
8. | Различение социальных ролей членов семьи. | 1 | 19.09. | |
9. | Экскурсия в места общественного пользования в школе. | 1 | 21.09. | |
10. | Гигиена тела. | 1 | 22.09. | |
11. | Предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, полотенце. | 1 | 26.09. | |
12. | Предметы санитарии и гигиены: расческа, зубная щетка, зубная паста. | 1 | 28.09. | |
13. | Как правильно мыть руки. | 1 | 29.10. | |
14. | Практическое занятие «Мытье рук» | 1 | 03.09. | |
15. | Просмотр мультфильма «Мойдодыр» | 1 | 05.10. | |
16. | Экскурсия в места общественного пользования в школе (туалет). | 1 | 06.10. | |
17. | Правила пользования туалетом. | 1 | 10.10. | |
18. | Сидение на унитазе (приучение). | 1 | 12.10. | |
19. | Последовательность действий в туалете. | 1 | 13.10. | |
20. | Практическое занятие «Соблюдение последовательности действий в туалете». | 1 | 17.10. | |
21. | Одежда. Распознавание и различение одежды среди других предметов. | 1 | 19.10. | |
22. | Одежда. Распознавание и различение одежды среди других предметов. | 1 | 20.10. | |
23. | Назначение одежды. | 1 | 24.10. | |
24. | Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). | 1 | 26.10. | |
25. | Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). | 1 | 27.10. | |
2 четверть, 21 час | ||||
27. | Школьная форма (брюки, рубашка; блузка, юбка). Мой внешний вид. | 1 | 07.11. | |
28. | Школьная форма. Мой внешний вид. | 1 | 09.11. | |
29. | Практическая работа: «Уход за одеждой». | 1 | 10.11. | |
30. | Обобщающее понятие «продукты». | 1 | 14.11. | |
31. | Что можно есть, а что нельзя. | 1 | 16.11. | |
32. | Полезные продукты. Овощи: помидор (цвет, форма, величина). | 1 | 17.11. | |
33. | Полезные продукты. Овощи: огурец (цвет, форма, величина). | 1 | 21.11. | |
34. | Сравнение помидора, огурца по признакам (цвет, форма, размер). | 1 | 23.11. | |
35. | Употребление овощей в пищу. | 1 | 24.11. | |
36. | Пол, возраст, имя, фамилия. | 1 | 28.11 | |
37. | Человек: строение. | 1 | 30.11. | |
38 39. | Части тела (голова, туловище, ноги, руки). | 1 1 | 01.12. 05.12. | |
40. | Волшебные слова. | 1 | 07.12. | |
41. | Знакомство. Как вести себя в гостях. | 1 | 08.12. | |
42. | Сюжетно-ролевая игра «Мы вежливые». | 1 | 12.12. | |
43. | Называние, узнавание своих родителей. | 1 | 14.12. | |
44. | Мы – помощники. | 1 | 15.12. | |
45 46 | Определение своей социальной роли в семье. | 1 1 | 19.12. 21.12. | |
47. | Сюжетно – ролевая игра «Семья». | 1 | 22.12. | |
3 четверть, 30 часов (29 ч-1 ч , 08.03) | ||||
48. | Гигиена полости рта. | 1 | 09.01. | |
49. | Практическое занятие: чистка зубов. | 1 | 11.01. | |
50. | Полоскание полости рта. | 1 | 12.01. | |
51. | Соблюдение последовательности действий при чистке зубов. | 1 | 16.01. | |
52. | Чтобы зубки не болели (просмотр мультфильма «Птичка Тари»). | 1 | 18.01. | |
53. | Правила пользования туалетом. | 1 | 19.01. | |
54. | Сидение на унитазе ( приучение). | 1 | 23.01. | |
55. | Последовательность действий в туалете. | 1 | 25.01. | |
56. | Пользование туалетной бумагой. | 1 | 26.01 | |
57. | Практическое занятие «Соблюдение последовательности действий в туалете». | 1 | 30.01 | |
58. | Одежда для мальчика, одежда для девочки. | 1 | 01.02. | |
59. | Игра – практикум «Одень куклу». | 1 | 02.02. | |
60. | Зимняя одежда. | 1 | 06.02. | |
61. | Игра-практикум: «Подбери одежду по погоде». | 1 | 08.02. | |
62. | Обувь: ботинки, туфли. | 1 | 09.02. | |
63. | Обувь: тапочки. | 1 | 13.02. | |
64. | Дифференциация домашней и уличной обуви. | 1 | 15.02. | |
65. | Значение обуви. | 1 | 16.02 | |
66. | Уход за обувью. | 1 | 27.02 | |
67 68 | Столовые приборы: ложка, вилка. Назначение, применение. | 1 1 | 01.03 02.03. | |
69 70 | Практическая работа: «Правила пользования столовыми приборами». | 1 1 (-1 ч) | 06.03. 08.03. | |
71. | Посуда: тарелка, чашка. Форма. Применение. | 1 | 09.03. | |
72. | Сравнение посуды по признакам. | 1 | 13.03 | |
73. | Сюжетно-ролевая обучающая игра: «Чаепитие» | 1 | 15.03 | |
74. | Весенняя одежда | 1 | 16.03 | |
75. | Уборка зимней одежды на хранение | 1 | 20.03 | |
76. | Игра - практикум: «Накрываем стол». | 1 | 22.03 | |
77. | Напитки: сок, молоко, чай. Цвет, вкус. | 1 | 23.03 | |
4 четверть 26 часов (24ч., -2ч 01.05, 08.05) | ||||
78. | Игра – практикум «Идем в магазин». | 1 | 03.04. | |
79. | Части лица человека: глаза, нос, рот, брови, щеки. | 1 | 05.04. | |
80. | Назначение частей лица. | 1 | 06.04. | |
81. | Лицо в зеркале. Умение выражать свои эмоции мимикой. | 1 | 10.04. | |
82. | Игра – практикум: «Автопортрет». | 1 | 12.04. | |
83. | Игра – практикум: «Мы вежливые». Правила вежливого обращения к старшим. | 1 | 13.04. | |
84. | Мой день рождения. Правила поведения на празднике. | 1 | 17.04. | |
85. | Домашние животные: кошка. Цвет, размер. | 1 | 19.04. | |
86. | Домашние животные: собака. Цвет, размер. | 1 | 20.04. | |
87. | Уход за домашними животными. | 1 | 24.04. | |
88. | Зачем стричь ногти. | 1 | 26.04. | |
89. | Утренний и вечерний туалет. | 1 | 27.04. | |
90. 91 | Очищение носа. Правила пользования носовым платком. | 2 (-1) | 01.05 03.05 | |
92 | Игра – практикум: «Ухаживаем за собой». | 1 | 04.05 | |
93 94 | Обувь: сандалии, босоножки. Летняя обувь. | 2 (-1) | 08.05 10.05 | |
95 | Различение правого (левого) тапка. | 1 | 11.05. | |
96 | Уход за летней обувью. | 1 | 15.05. | |
97 | Игра – практикум «Одень обувь по погоде». | 1 | 17.05. | |
98 | Летняя одежда. | 1 | 18.05. | |
99 | Практическая работа: «Уход за одеждой». | 1 | 22.05. | |
100 | Практическая работа: «Складывание одежды». | 1 | 24.05. | |
101 | Личная гигиена. | 1 | 25.05 | |
102 103 | Повторение. | 1 1 | 29.05. 31.05 |
Предварительный просмотр:
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФАООП YO утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации) от 24.11.2022г №1026.
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №131 от 28.08.2023 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников
- Приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Цель учебного предмета: формирование учебной познавательной деятельности через усвоение учебного материала, коррекция и развитие высших психических процессов, мелкой моторики рук.
Задачи учебного предмета:
1.Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3.Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
1 уровень:
-называть материалы для работы и характеризовать их свойства;
-знать названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов;
-уметь определять форму заготовки по объемному образцу несложной конструкции;
-самостоятельно планировать ход работы с опорой на предметную инструкционную карту;
-осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;
-отчитываться о выполненной работе;
-составлять композицию с предварительным выполнением простейшего эскиза.
2 уровень:
-давать простейшую характеристику образца изделия;
-подбирать детали, заготовки с опорой на образец и предметную инструкционную карту;
-соотносить элементы предметной инструкционной карты с названиями операций.
Учащиеся должны уметь:
-самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно составлять план работы над изделием;
-осуществлять контроль с частичной помощью учителя;
-самостоятельно давать отчет о проделанной работе;
-самостоятельно ориентироваться на листе бумаги и подложке;
-употреблять в речи техническую терминологию и слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
|
|
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
| - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - положительное отношение к окружающей действительности4 - готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. |
| -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса; -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); -работать с учебными принадлежностями по предмету ручной труд и организовывать рабочее место под руководством учителя; -участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя. |
| -выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, материалы, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); -уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя. |
| -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. |
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана, предметную область «Технологии».
Класс | Количество часов в неделю | Год |
2 | 2 | 66 |
Содержание учебного предмета
№ п\п | Название раздела | Количество часов – 66 |
1. | Работа с пластилином. | 14 |
2. | Работа с природными материалами. | 12 |
3. | Работа с бумагой и картоном. | 8 |
4. | Работа с текстильными материалами. | 32 |
66 |
Календарно-тематическое планирование
По «Ручной труд» на 2023/2024 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Сатанова Е.Г.
2ч в неделю; 67 (65)ч за год
Количество часов: 30ч на первое полугодие 37ч на второе полугодие
Всего 30ч., в неделю 2 ч. Всего 35 ч., в неделю 2 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Рау М. Ю., Зыкова М. А. Изобразительное искусство. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
всего 66ч, в неделю 2 ч.
Учебник: Кузнецова Л.А. Технолог
№ п/п | Содержание тем | Часы | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть (4,5 часа) | |||||
1 | Узнавание и различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание и различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. | 1 | 01.09 | ||
2 | Узнавание материалов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры. Узнавание инструментов, используемых для рисования: палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. | 1 | 05.09 | ||
3 | Лепка. Большой и маленький шар. | 1 | 08.09 | ||
4 | Аппликация. Листопад. | 1 | 12.09 | ||
5 | Аппликация. Букет больших листьев. | 1 | 15.09 | ||
6 | Экскурсия в природу. | 1 | 19.09 | ||
7 | Аппликация. Рыбка из природных материалов. | 1 | 22.09 | ||
8 | Лепка. Гусеница из больших и маленьких шаров. | 1 | 26.09 | ||
9 | Лепка. Большой и маленький кубик. | 1 | 29.09 | ||
10 | Лепка кубиков и брусков разного размера. | 1 | 03.10 | ||
11 | Аппликация. Высокий дом | 1 | 06.10 | ||
12 | Аппликация. Низкий дом. | 1 | 10.10 | ||
13 | Аппликация. Черепаха из природных материалов. | 1 | 13.10 | ||
14 | Лепка. Ягод. | 1 | 17.10 | ||
15 | Лепка. Рябины. | 1 | 20.10 | ||
16 | Экскурсия в природу. Составление композиции из засушенных листьев и цветов. | 1 | 24.10 | ||
17 | Лепка. Косички. | 1 | 27.10 | ||
II четверть (3,5 часа) | |||||
18 | Аппликация. Высокий и низкий заборчик. | 1 | 07.11 | ||
19 | Лепка. Колобок. | 1 | 10.11 | ||
20 | Аппликация. Разноцветные воздушные шарики (3 основных цвета) | 1 | 14.11 | ||
21 | Лепка. Большие и маленькие шарики. | 1 | 17.11 | ||
22 | Аппликация. Узоры на тарелочке. | 1 | 21.11 | ||
23 | Аппликация. Ёлочка (раскрашивание) | 1 | 24.11 | ||
24 | Аппликация. Много ёлочных игрушек в корзине. | 1 | 28.11 | ||
25 | Изготовление елочных игрушек. | 1 | 01.12 | ||
26 | Изготовление закладки. | 1 | 05.12 | ||
27 | Изготовление карнавальных полумасок. | 1 | 08.12 | ||
28 | Самостоятельная лепка игрушек. | 1 | 12.12 | ||
29 | Подарок маме. Открытка. | 1 | 15.12 | ||
30 | Украшение изделий. | 1 | 19.12 | ||
31 | Изготовление аппликации грузовик. | 1 | 22.12 | ||
32 | Изготовление аппликации ракета. | 1 | 26.12 | ||
33 | Открытка. С Новым годом. | 1 | 29.12 | ||
III четверть (5 часов) | |||||
34 | Самостоятельная лепка игрушек. | 1 | 09.01 | ||
35 | Оставление декоративных узоров из крупы. | 1 | 12.01 | ||
36 | Составление модели светофора. | 1 | 16.01 | ||
37 | Украшение изделий. | 1 | 19.01 | ||
38 | Оформление салфеток. | 1 | 23.01 | ||
39 | Закрашивание внутри контура восковыми мелками. | 1 | 26.01 | ||
40 | Аппликация. Зима. | 1 | 30.01 | ||
41 | Подарок маме. Открытка. | 1 | 02.02 | ||
42 | Аппликация. Машинки. | 1 | 06.02 | ||
43 | Аппликация. Рыбки в аквариуме. | 1 | 09.02 | ||
44 | Лепка. Рыбка в пруду. | 1 | 13.02 | ||
45 | Оставление декоративных узоров из крупы. | 1 | 16.02 | ||
46 | Оставление декоративных узоров из крупы. | 1 | 27.02 | ||
47 | Изготовление по образцу | 1 | 01.03 | ||
48 | Изготовление по образцу бабочки. | 1 | 05.03 | ||
49 | Лепка животных по выбору. | 1 | 12.03 | ||
50 | Лепка. Изготовление зоопарка. | 1 | 15.0319.03 | ||
51 | Лепка лебедя. | 1 | 22.03 | ||
IV четверть (4 часа) | |||||
52 | Изготовление по образцу жирафа. | 1 | 02.04 | ||
53 | Лепка. Дом. | 1 | 05.04 | ||
54 | Аппликация. Домик в деревне. | 1 | 09.04 | ||
55 | Лепка. Крыша дома из палочек – колбасок. | 1 | 12.04 | ||
56 | Лепка. Бусинки. | 1 | 16.04 | ||
57 | Аппликация. Бусы для мамы. | 1 | 19.04 | ||
58 | Аппликация. Цветы на поляне. | 1 | 23.04 | ||
59 | Лепка. Салют разноцветный. | 1 | 26.04 | ||
60 | Разметка картона и бумаги по шаблону. | 1 | 03.05 | ||
61 | Изготовление открытки из природных материалов. | 1 | 07.05 | ||
62 | Упражнения на полосе бумаги. | 1 | 14.05 | ||
63 | Лепка цветка. | 1 | 17.05 | ||
64 | Аппликация весенний цветок. Подснежник. | 1 | 21.05 | ||
65 | Лепка цветов мать и мачехи. | 1 | 24.05 | ||
66 | Аппликация весенняя клумба. | 1 | 28.05 | ||
67 | Лепка домашний животных. | 1 | 31.05 |
Предварительный просмотр:
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФАООП YO утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации) от 24.11.2022г №1026.
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1(2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №131 от 28.08.2023 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников
- Приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для обучающихся в практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях.
Учебный предмет включает 4 темы:
- «чтение» телесных и мимических движений.
- «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
- аудиальное чтение.
- глобальное «чтение».
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Горбацевич А.Д. Коноплева М.А. Речевая практика. Учебник для ОО реализующих ФГОС образования с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
2. Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1,2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
3. Комарова С. В. Речевая практика. 1 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала в
2 «А» классе.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
-Развитие навыков эффективной коммуникации на всех уровнях жизнедеятельности обучающихся (домашняя среда, общение со сверстниками, общение за пределами дома и школы, взаимодействие с персоналом учреждения);
-Развитие абстрактного мышления и символической деятельности способствуют пониманию и вербальной (звуковой) речи;
- Повышение уровня социализации обучающегося;
Предметные результаты:
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
-Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
-Использование доступных жестов для передачи сообщения
-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
-Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
-Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
-Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Основное содержание
Коммуникация
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением).
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Понимание простых по звуковому составу слов.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
Называние (употребление) обобщающих понятий.
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Чтение и письмо
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
Называние буквы.
Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога).
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
на 2023/2024 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Сатанова Е.Г. 4ч в неделю; 136 (131)ч за год
Количество часов: 61ч на первое полугодие 75ч на второе полугодие
Всего 61ч., в неделю 4 ч. Всего 70 ч., в неделю 4 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1,2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
I четверть – 33 часа | ||||||
1. | Выполнение заданий по словесной инструкции: Сядь за парту, положи книгу на парту, возьми карандаш. | 1 | 05.09. | |||
2. | Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков). | 1 | 06.09. | |||
3. | Ознакомление с шаблонами простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности. | 1 | 07.09. | |||
4. | Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, на парте | 1 | 12.09. | |||
5. | Экскурсия в природу. | 1 | 13.09. | |||
6. | Кто и как подаёт голос. | 1 | 14.09. | |||
7. | Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на парте. | 1 | 19.09. | |||
8. | Рисование в альбоме круга по шаблону. | 1 | 20.09. | |||
9. | Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных. | 1 | 21.09. | |||
10. | Рисование в альбоме квадрата по шаблону. | 1 | 26.09. | |||
11. | Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи. | 1 | 27.09. | |||
12. | Рисование в альбоме треугольника по шаблону. | 1 | 28.09. | |||
13. | Сказка «Колобок». | 1 | 03.10. | |||
14. | Составление сказки «Колобок» по картинкам. | 1 | 04.10. | |||
15. | Конструирование из данных геометрических фигур. | 1 | 05.10. | |||
16. | Выделение первого звука в слове. | 1 | 10.10. | |||
17. | Раскрашивание штриховкой в различных направлениях. | 1 | 11.10 | |||
18. | Гласный звук. Выделение гласного звука. | 1 | 12.10 | |||
19. | Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя. | 1 | 17.10. | |||
20. | Сказка «Теремок». Составление сказки «Теремок» по картинкам. | 1 | 18.10. | |||
21. | Звуки согласные. | 1 | 19.10. | |||
22. | Выделение согласного звука в словах. | 1 | 24.10. | |||
23. | Рисование геометрических фигур по клеткам. | 1 | 25.10. | |||
24. | Звук [а], буква А, а. | 1 | 26.10. | |||
II четверть – 28 часов | ||||||
25. | Написание элементов буквы А, а. | 1 | 07.11. | |||
26. | Понятие слово. Условно-графическая схема слова. | 1 | 08.11. | |||
27. | Написание строчной буквы а, заглавной буквы А. | 1 | 09.11. | |||
28. | Звук [у]. Буква У, у. Выделение звука [у] в разных частях слова. | 1 | 14.11. | |||
29. | Написание элементов буквы у,У. | 1 | 15.11. | |||
30. | Ударение. Постановка ударений в словах. | 1 | 16.11. | |||
31. | Чтение слов ау - уа. | 1 | 21.11. | |||
32. | Написание строчной, заглавной буквы Уу. | 1 | 22.11. | |||
33. | Звук [о]. Буква О, о. Деление слов на слоги. | 1 | 23.11. | |||
34. | Написание буквы о,О. Выделение звука [о] в разных частях слова. Чтение коротких слов из букв а, у,о. | 1 | 28.11 | |||
35. | Понятие предложение. Условно-графическая схема предложения. | 1 | 29.11. | |||
36. | Составление предложения из двух слов по картинке. | 1 | 30.11. | |||
37. | Звук [м]. Буква М, м. Выделение звука [м] в словах. | 1 | 05.12 | |||
38. | Составление предложения из трёх слов по схеме и картинке. | 1 | 06.12. | |||
39. | Чтение слогов с буквой М, м. | 1 | 07.12. | |||
40. | Написание строчной буквы м, заглавной буквы М. | 1 | 12.12. | |||
41. | Звук [с]. Буква С, с. | 1 | 13.12. | |||
42. | Выделение звука [с] в начале, середине, конце слова. | 1 | 14.12. | |||
43. | Чтение, составление слогов с буквой С, с. | 1 | 19.12. | |||
44. | Написание строчной буквы с, заглавной буквы С. | 1 | 20.12. | |||
45. | Звук [х]. Буква Х, х. | 1 | 21.12. | |||
46. | Выделение звука[ х] в разных частях слова. | 1 | 26.12. | |||
47. | Чтение, составление слогов с буквой Х, х. | 1 | 27.12 | |||
48. | Написание строчной, заглавной буквы Х, х. | 1 | 28.12 | |||
– 40 часов (39ч, - III четверть 1ч 08.03.) | ||||||
49. | Времена года. Звук [ш]. Буква Ш, ш. | 1 | 09.01. | |||
50. | Выделение звука [ш] в разных частях слова. | 1 | 10.01 | |||
51. | Чтение слогов с буквой Ш,ш. | 1 | 11.01. | |||
52. | Дифференциация звуков с – ш. | 1 | 16.01. | |||
53. | Написание строчной, заглавной буквы ш, Ш. | 1 | 17.01. | |||
54. | Звук [л]. Буква Л, л. | 1 | 18.01. | |||
55. | Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком Л и буквой Л, л. | 1 | 23.01. | |||
56. | Звукобуквенный анализ слова. Чтение слогов и слов с буквой Л,л. | 1 | 24.01. | |||
57. | Написание строчной, заглавной буквы л, Л. | 1 | 25.01. | |||
58. | Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога «сом,лом,мал». | 1 | 30.01. | |||
59. | Чтение слов, предложений, коротких текстов. | 1 | 31.01. | |||
60. | Написание строчной, заглавной буквы л, Л. | 1 | 01.02. | |||
61 | Написание изученных букв и слов под диктовку. | 1 | 06.02. | |||
62. | Составление сказки «Репка» по картинке. Подбор слов к картинкам. | 1 | 07.02. | |||
63. 64 | Написание изученных букв, слов под диктовку. | 1 1 | 08.02. 13.02. | |||
65. | Называние и сопоставление картинки и слова. | 1 | 14.02. | |||
66. | Составление предложений по картинке. (2 – 3 слова). | 1 | 15.02. | |||
67. | Звук [н]. Буква Н, н. | 1 | 27.02. | |||
68. | Выделение звука [н] в разных частях слова. | 1 | 28.02. | |||
69. | Написание элементов буквы н, Н. | 1 | 29.02. | |||
70. | Слоги и слова со звуком «н» и буквой Н, н. | 1 | 05.03. | |||
71. | Написание строчной, заглавной буквы н, Н. | 1 | 06.03. | |||
72. 73. | Чтение предложений, текстов. | 1 1 | 07.03. 12.03. | |||
74. | Звук [ы]. Буква ы. | 1 | 13.03 | |||
75. | Выделение звука [ы] в разных частях слова. | 1 | 14.03. | |||
76 77. | Чтение слов с буквой ы. | 1 1 | 19.03. 20.03. | |||
78. | Написание буквы ы. | 1 | 21.03. | |||
IV четверть – 35 часов (32 ч ,-3 ч 01.05, 08.05, 09.05) | ||||||
79. | Звук [р] Буква Р, р. | 1 | 02.04. | |||
80. | Выделение звука [р] в разных частях слова. | 1 | 03.04. | |||
81 82. | Чтение слов с изученными буквами. | 1 1 | 04.04. 09.04. | |||
83 84. | Различение звуков р – л. Упражнения в чтении слогов и слов с буквами р – л, текстов. | 1 1 | 10.04. 11.04. | |||
85 86. | Написание строчной, заглавной буквы р, Р. | 1 1 | 16.04. 17.04 | |||
87 88. | Предложения со словами, содержащими букву Р. | 1 1 | 18.04. 23.04 | |||
89 90. | Чтение слов с изученными буквами. | 1 1 | 24.04. 25.04. | |||
91 92 93 | Написание слогов, слов с изученными буквами. | 2 (-1) 1 | 02.05 07.05 08.05 | |||
94 | Звук и буква Кк. Выделение звука из слов. Схема слов. | 1 | 14.05. | |||
95 96 | Чтение слов и предложений. Составление текста «Уход за домашними птицами». | 1 1 | 15.05. 16.05. | |||
97 | Написание строчной буквы к. | 1 | 21.05. | |||
98 | Написание строчной, заглавной буквы к, К. | 1 | 22.05 | |||
99 | Звук и буква П п. Звукобуквенный анализ слова. | 1 | 23.05 | |||
100 | Чтение слов и предложений. 1 | 1 | 28.05 | |||
101 | Звук и буква Зз. Звукобуквенный анализ слов. Схема слова. | 29.05 | ||||
102 | Написание строчной, заглавной буквы п, П. | 1 | 30.05. |
Предварительный просмотр:
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФАООП YO утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации) от 24.11.2022г №1026.
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №131 от 28.08.2023 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников
- Приказ Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Моя семья», «Жилище», «Я - в школе», «Мир людей». «Культура поведения». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр,
продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «А» классе.
Личностные
- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
Предметные результаты
Представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребѐнка (учитель, врач, повар, водитель и т.д.);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
Развитие межличностных и групповых отношений:
- представление о дружбе, товарищах, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение сопереживать, сочувствовать;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах доступной деятельности;
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
- использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно - бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
Содержание программного материала
«Школа». Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядок школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения.
«Безопасность». Безопасное поведения на улице и на дорогах, в квартире. Безопасность на природе. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
«Профессии» Представления о профессиях людей.
Календарно-тематическое планирование
по ОСМ на 2022/2023 учебный год
2 «А» класс
Учитель: атанова Е.Г. 1ч в неделю; 34ч (33 ч) за год
Количество часов: 15ч на первое полугодие 19 ч на второе полугодие
Всего 15ч., в неделю 1 ч. Всего 19 ч (18ч), в неделю 1 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
№ п/п | Содержание | Кол- во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
I четверть – 8 часов | ||||
Повторение. Безопасность. | 01.09 | |||
1 | Основные сведения о себе и своей семье | 1 | 08.09 | |
2 | Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход) | 1 | 15.09 | |
Школа и школьное здание | ||||
3 | Ориентация и расположение кабинетов, спортивного зала, столовой, их назначение | 1 | 22.09 | |
4 | Школьные принадлежности. Игра – собери портфель | 1 | 29.09 | |
5 | Адрес школы и дорога к ней; экскурсии по школе и около неё. | 1 | 06.09 | |
6 | Работники школы | 1 | 13.10 | |
7 | Правила поведения | 1 | 20.10 | |
Мой класс. | ||||
8 | Классная комната, поддержание порядка и чистоты в классе, зоны учителя и учеников. | 1 | 27.10 | |
2 четверть – 7 часов | ||||
9 | Правила поведения на уроке и перемене. | 1 | 10.11 | |
10 | Игровые занятия и упражнения. | 1 | 17.11 | |
Школьная столовая | ||||
11 | Правила поведения и ориентация в местах приема пищи | 1 | 24.11 | |
12 | Очерёдность приёма блюд, соотнесение приёма пищи с временем суток | 1 | 01.12 | |
13 | Завтрак, обед, ужин. Основные блюда | 1 | 08.12 | |
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. | ||||
14 | Части улицы. Дорожные знаки. Тротуар. | 1 | 15.12 | |
15 | «Лежачий полицейский» и его назначение. | 1 1 | 22.12 29.12 | |
3 четверть – 10 часов (9 часов -1 ч 08.03) | ||||
Общение и культура поведения | ||||
16 | Взаимоотношения со сверстниками, общение со старшими. | 1 | 12.01 | |
17 | Вежливые слова. | 1 | 19.01 | |
18 | Выражение эмоций (слова, мимика, жесты). | 1 | 26.01 | |
Безопасность жизнедеятельности | ||||
19 | Безопасная прогулка | 1 | 02.02 | |
20 21 | Безопасность в квартире. Противопожарная безопасность. Один дома. | 1 1 | 09.02 16.02 | |
22 23 | Безопасность на природе. Растения. Животные. | 1(-1) 1 | 01.03 08.03 | |
24 25 | Водоём. Безопасность на улице и на дороге | 1 1 | 15.03 22.03 | |
4 четверть – 9 часов | ||||
26 | Профессия «Продавец» | 1 | 05.04 | |
27 | Профессия «Врач» | 1 | 12.04 | |
28 | Профессия «Парикмахер» | 1 | 19.04 | |
29 | Профессия «Строитель» | 1 | 26.04 | |
30 | Профессия «Повар» | 1 | 03.05 | |
31 | Профессия «Учитель» | 1 | 10.05 | |
32 | Профессия «Полицейский» | 1 | 17.05 | |
33 34 | Повторение пройденного «Вежливые слова» Повторение пройденного «Безопасность в квартире. Противопожарная безопасность. Один дома» | 1 1 | 24.05 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...