Инновационный проект "Обучение игре в шахматы"
проект (1 класс)
Организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
671601, Республика Бурятия, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16, тел. 83013193-341., e-mail: ulukschool@mail.ru
Инновационный проект
«Обучение игре в шахматы как действенное средство интеллектуального развития младших школьников»
Автор проекта:
Учитель начальных классов
Романова Ирина Бадмаевна
- Аннотация проекта
Наименование проекта | «Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников» (далее проект). |
Автор, должность | Романова Ирина Бадмаевна – учитель начальных классов, I категория. |
Наименование учреждения | МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа» |
Цель, задачи проекта: | Цель: организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей формированию способности «действовать в уме» и развитию интеллектуальных способностей. Задачи:
|
Социальная значимость проекта | Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться. Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города. Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде. |
Адресаты проектной деятельности | Классные руководители и учащиеся начальных классов школы (1- 2 группы по 10 человек на каждой параллели), родители учащихся (законные представители). Планируемое время реализации – 2022-2025г.г. В данном проекте принимают участие: 8 детей подготовительного класса школы в 2022-2023 учебном году (1-й год обучения). |
2. Содержание проекта
2.1. Концепция проекта
Общество давно ищет, как научить детей мыслить. При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается. В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Существуют различные определения интеллекта. Академик Н.Н.Моисеев утверждал, что «интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели». А это - алгоритм шахматной игры!
Играя в шахматы, ребенок «в уме» мысленно планирует свои действия, продумывая ходы и их последствия. На каждом этапе шахматной партии происходит оценка позиции, ребенок задумывается, на языке психологов происходящий процесс называется анализом, это важнейший прием интеллектуальной деятельности. Исходя из полученных выводов, юный шахматист составляет план партии и начинает его осуществлять, происходит не что иное, как синтез. Противник вносит коррективы, то есть делает свой не прогнозируемый ход, меняющий все полностью, и приходится вновь анализировать ситуацию, менять свой план, и все это происходит незаметно для наблюдателей, то есть во внутреннем плане. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме.
Исследования отечественных и зарубежных психологов Н.Г.Алексеева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Ж.Пиаже и С.Л.Рубинштейна свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать "в уме". Именно действовать, а не представлять статичную картинку. Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
Созданная на основе федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» программа “Юный шахматист” (приложение №1), внедрение которой в общеобразовательные учреждения лежит в основе проекта, базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!
Проблема развития данной фундаментальной способности остается одной из самых актуальных в XXI веке. Когда следует начинать ее развитие? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.
Ученые утверждают, что механизм действия в уме формируется в 6-12 лет и именно в этом возрасте «решается, будет ли ребенок умным или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности. Н.Г. Алексеев сделал вывод, что шахматы – практически идеальная модель, чтобы правильно сформировать этот механизм». Педагоги могли бы возразить: уже в первом классе хорошо видно, кто как будет учиться. А вот здесь на помощь могли бы прийти шахматы. Если бы они были в основной сетке, класс был разделен пополам, как для изучения некоторых предметов, то для детей, у которых нет органических поражений, заболеваний, «шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников». С точки зрения развития младших школьников особую важность приобретает не шахматная партия как таковая, а продуманно построенный процесс обучения шахматным основам в формах, доступных для детей. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство науки, искусства и спорта. Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения, осмысленного письма, самостоятельного решения и составления задач.
Актуальность
Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.
Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную.
2.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме».
Для выполнения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников игре в шахматы: создать материально-техническую базу для проведения занятий; разработать дидактический материал;
2) организовать внедрение новых, эффективных технологий обучения младших школьников игре в шахматы;
3) разработать модель взаимодействия педагогов школы с родителями учащихся, с учениками других школ района.
Гипотеза: предполагается, что за три учебных года учащиеся, охваченные образовательной деятельностью, достигнут высокой результативности развития интеллектуальных способностей, овладеют начальными навыками шахматной игры; у детей разовьется интерес к игре в шахматы и к обучению в целом; с помощью внедрения шахматного образования сформируется способность «действовать в уме», и как следствие – повысится успеваемость, сформируется умение организовывать свое свободное время.
Объект исследования: процесс шахматного образования детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: использование новых технологий в шахматном образовании младших школьников.
Данный проект разработан в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО. Обучение шахматам проводится в течение трёх лет в группе учащихся начальных классов МБОУ «Улюкчиканская ООШ».
2.3. Основные принципы:
- принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
- принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
- учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
- принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Проводимые мероприятия по проекту должны подкрепляются научно обоснованными методиками, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, решение задач должно осуществляться в системе и в разнообразных формах, важно учитывать реализацию прав детей на получение помощи и поддержки, гарантию положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
2.4. Формы, методы и приёмы по обучению детей игре в шахматы
Основная форма обучения - игровая.
Основные методы обучения – практический метод, словесный и наглядный.
Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения детей игре в шахматы воспитывать у них привычку к преодолению трудностей. Поэтому строить занятия следует по дидактическим принципам: от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному. Время от времени следует вносить в занятия элементы занимательности, новизны.
При обучении школьников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет, и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. При индивидуальном обучении также используем фрагменты шахматной доски из картона на 4, 6 и 9 полей, на которых дети играют с педагогом несколькими фигурами и выигрывают, так как заведомо в этих задачках имеют преимущество в расположении и силе. Таким образом постоянно культивируется ситуация успеха и желание детей учиться, играя.
Фронтальный метод обучения применяется при использовании магнитной доски, интерактивной доски. Особенности интерактивной доски - ее сенсорные технологии, которые дают возможность работать с доской любым предметом, в том числе и пальцем, без дополнительных специальных устройств. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания.
Применение компьютерных технологий позволяют разнообразить занятия. Мы используем компьютерные игры «Динозавры учат в шахматы», «Шахматное образование», «Шахматная школа». Для проведения занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек»; ««Запретная фигура »; «Что общего?»; «Большая и маленькая», «Репка».
3 Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный (октябрь – декабрь 2022 г.)
№ | Участники | Содержание |
1. | Педагоги, учащиеся и родители | Диагностическая функция:
Проектировочная функция:
Организационная функция: - создание материально-технической базы;
|
II этап. Основной (январь 2023 – май 2024 г.г.)
№ | Участники | Содержание |
1. | Педагоги и учащиеся. | Исполнительская функция
|
2 | Работа с родителями (законными представителями) |
|
3. | Взаимодействие с заинтересованными организациями | Участие представителей шахматных клубов и учащихся других школ района в совместных мероприятиях для детей и родителей. |
III этап. Обобщающий (апрель - май 2025г.)
№ | Участники | Содержание |
1. | Педагоги, учащиеся и родители | Аналитическая функция
|
IV. План реализации проекта
I этап. Подготовительный (сентябрь - май 2024г.)
№ | Содержание | Форма отчета | Сроки |
1. | Обобщение результативности опыта работы по методике шахматного образования | Аналитическая справка | май 2024г. |
2. | Разработка планов взаимодействия с заинтересованными организациями | Планы взаимодействия | В начале каждого учебного года
|
3. | Создание соответствующих условий в классе, необходимых для осуществления шахматного образования учащихся | Подготовка помещения, оснащение оборудованием | В течение всего периода |
4. | Проведение мониторинга овладения учащимися программы, внедрение которой планируется в реализации проекта | Аналитическая справка | Май 2024г. |
5. | Провести анкетирование педагогов и родителей, интервьюирование детей | Справки по итогам мероприятий | май – сентябрь 2025г. |
6. | Организация психологом диагностики на развитие логики детей | Аналитическая справка | май 2025г. |
7. | Семинар – практикум для педагогов и родителей | Теоретический материал семинара | апрель 2025г. |
II этап. Основной (сентябрь 2022г – апрель 2025 г.г.)
№ | Содержание | Форма отчета | Сроки |
Педагогическая деятельность | |||
1. | Проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению детей игре в шахматы | Конспекты занятий и различных мероприятий | В течение всего периода |
2. | Выступление на районных конференциях по теме проекта | Доклады конференций | 1 раз в год |
3. | Проведение консультаций по вопросам шахматного образования для педагогов и родителей | Конспект консультации | В течение всего периода |
4. | Участие в конкурсах по шахматной тематике | Дипломы и сертификаты | В течение всего периода |
5. | Подготовка и проведение семинара по теме «Обучение игре в шахматы» | Справка по результатам семинара, публикации в СМИ | Апрель-май 2025г. |
Работа с учащимися | |||
1. | Организация занятий по обучению младших школьников игре в шахматы | Планы работы, конспекты занятий | В течение всего периода |
2. | Участие в шахматных мероприятиях через интернет | Фото, видео материалы, публикации | 1 раз в год |
3. | Проведение шахматных соревнований и турниров | Фото, видео материалы, аналитические справки | Два раза в год |
Работа с родителями (законными представителями) | |||
1. | Проведение родительского собрания. Вопрос: «Внедрение шахматного образования» | Протокол родительского собрания | Май 2022г., |
2. | Проведение консультаций по теме проекта | Материалы консультаций | В течение всего периода |
4. | Проведение шахматных мероприятий и соревнований с привлечением родителей | Планы мероприятий, фото-видео материалы | В течение всего периода |
Взаимодействие с заинтересованными организациями | |||
1. | Участие тренеров шахматных клубов и учеников начальных классов других школ района в совместных мероприятиях | Фото- видео материалы | По приглашению |
2. |
Шахматный кружок | Пополнение материальной – базы | По возможности |
- Мониторинг реализации проекта
Диагностика развития логики учащихся проводится в начале реализации проекта и в конце каждого учебного года психологом школы.
Положительные результаты мониторинга по первому и второму году обучения будут доказывать эффективность данной методики.
5. Ожидаемые результаты
Предполагается получение следующих теоретических и практических результатов по реализации проекта:
1.Пополнение материально-технической базы по шахматному образованию в группе.
2. С помощью внедрения шахматного образования в течение трёх лет у младших школьников будут улучшены важные компетенции, такие как:
- уровень произвольности поведения,
- развитие логического мышления,
- развитие пространственной ориентации на плоскости,
- развитие коммуникативных навыков,
- повышение интереса детей к игре в шахматы.
3. Игра в шахматы объединит педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, будет способствовать укреплению взаимоотношений.
4.Обобщение положительного опыта работы по теме проекта с целью дальнейшего использования и распространения на муниципальном, региональном, федеральном уровне.
6. Возможности трансляции результатов
- Организация и проведение семинаров-практикумов, методических объединений, мастер-классов для педагогов и родителей, презентации новых форм работы по шахматному образованию.
- Выступление на научно-практических конференциях, семинарах.
- Разработка и изготовление методических и практических материалов для детей и педагогов.
- Освещение в СМИ, на официальном сайте МБОУ «Улюкчиканская ООШ», публикации по теме проекта на муниципальном уровне.
7. Методическая литература.
1. И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» - Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013. – 40 с.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 1914.
5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
6. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
7. Сухин И. Шахматы, второй год, тетрадь для проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
8. Сухин И. Шахматы, третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
9. Сухин И. Шахматы, третий год или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
10. Сухин И. Шахматы, третий год. Рабочая тетрадь. - Обнинск: Духовное возрождение, 2014
- Материально-техническое обеспечение проекта
- Настольные комплекты шахмат.
- Демонстрационная магнитная доска с магнитными фигурами
- Интерактивное оборудование (доска, проектор).
- Лицензионные диски с играми по обучению детей игре в шахматы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа», «Шахматное образование»
- Дидактические игры для детей по обучению шахматам.
9. Список литературы
1. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2010 г.
3. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/
4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4).
5. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
8. Фесенко Т.К. Необходимость обязательной учебной дисциплины «Шахматы» в начальной общеобразовательной школе. – Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.
В работе описывается опыт обучения младших школьников основам игры в шахматы. Приводятся ссылки на используемые интернет-ресурсы, движки, психологические тесты....
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
Интерактивная игра по "Шахматам"
Скучно было детвореРанним утром во дворе.- Знаю я одну игру, --Сказал ребятам Петя.-Где бы ни был я, вездеВ неё играют дети.Интерактивная игра по шахматам для 4 класса. Материал по закреплению пр...
Как умение играть в шахматы влияет на усвоение математики в школе
Шахматы-древняя игра,которая зародилась в Индии. Эта игра развивает внимательность,логическое мышление, память....
Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.
Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью опытного тренера, международного гросс...
Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей
Особенности данного проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста»...
Презентация "Как на Руси играли и играют в шахматы"
В презентации 19 файлов о развитии шахмат в Росси от Ивана Грозного до наших дней. Есть файлы с загадками, ребусами, шахматными задачами и интересные факты из жизни великих шахматистов....