Инновационный проект "Обучение игре в шахматы"
проект (1 класс)

Романова Ирина Бадмаевна

       Организация работы по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях  ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16,  тел. 83013193-341., e-mail: ulukschool@mail.ru

Инновационный проект  

«Обучение игре в шахматы  как действенное средство интеллектуального развития  младших школьников»

                           

Автор проекта:

 Учитель начальных классов

 Романова Ирина Бадмаевна

  1. Аннотация проекта

Наименование

проекта

 «Шахматы как средство интеллектуального развития  младших школьников» (далее проект).

Автор, должность

 Романова Ирина Бадмаевна –  учитель начальных классов, I категория.

Наименование учреждения

 МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

Цель, задачи проекта:

 Цель: организация работы по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей формированию способности «действовать в уме» и развитию интеллектуальных способностей.  

  Задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников  игре в шахматы; создать материально-техническую базу для проведения занятий.
  2. Организовать внедрение новых, эффективных  технологий обучения младших школьников игре в шахматы.
  3. Разработать модель  взаимодействия  с родителями  учащихся, а также с учащимися других классов и школ района.  

Социальная значимость проекта

  Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей.    Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться.

  Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.

  Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной  адаптации в социуме и  образовательной среде.

Адресаты проектной деятельности

 Классные руководители и учащиеся начальных классов школы  (1- 2 группы по 10 человек на каждой параллели), родители  учащихся (законные представители).

  Планируемое время реализации – 2022-2025г.г.

  В данном проекте принимают  участие: 8  детей подготовительного класса школы в 2022-2023 учебном  году (1-й год обучения).

2.  Содержание проекта

2.1. Концепция проекта

Общество давно ищет, как научить детей мыслить.  При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается.  В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Существуют различные определения интеллекта. Академик Н.Н.Моисеев утверждал, что «интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели».  А это -  алгоритм шахматной игры!

  Играя в шахматы, ребенок «в уме»  мысленно планирует свои действия, продумывая ходы и их последствия. На каждом этапе шахматной партии происходит оценка позиции, ребенок задумывается, на языке психологов происходящий процесс называется анализом, это важнейший прием интеллектуальной деятельности. Исходя из полученных выводов, юный шахматист составляет план партии и начинает его осуществлять, происходит не что иное, как синтез. Противник вносит коррективы, то есть делает свой не прогнозируемый ход, меняющий все полностью, и приходится вновь анализировать ситуацию, менять свой план, и все это происходит незаметно для наблюдателей, то есть во внутреннем плане. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме.

     Исследования отечественных и зарубежных психологов Н.Г.Алексеева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Ж.Пиаже и С.Л.Рубинштейна свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать "в уме". Именно действовать, а не представлять статичную картинку. Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.

     Созданная на основе федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» программа “Юный шахматист” (приложение №1), внедрение  которой в  общеобразовательные учреждения лежит в основе проекта, базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных  занятий  связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!  

   Проблема развития данной фундаментальной способности остается одной из самых актуальных в XXI веке. Когда следует начинать ее развитие? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.    

  Ученые утверждают, что механизм действия в уме формируется в 6-12 лет и именно в этом возрасте «решается, будет ли ребенок умным или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности. Н.Г. Алексеев сделал вывод, что шахматы – практически идеальная модель, чтобы правильно сформировать этот механизм». Педагоги могли бы возразить: уже в первом классе хорошо видно, кто как будет учиться. А вот здесь на помощь могли бы прийти шахматы. Если бы они были в основной сетке, класс был разделен пополам, как для изучения некоторых предметов, то для детей, у которых нет органических поражений, заболеваний, «шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников». С точки зрения развития младших школьников особую важность приобретает не шахматная партия как таковая, а продуманно построенный процесс обучения шахматным основам в формах, доступных для детей. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

 Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство науки, искусства и спорта. Во многих странах шахматы вводятся  в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения, осмысленного письма, самостоятельного решения и составления задач.    

Актуальность

     Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.  

Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную.

2.2. Цель и задачи проекта

 Цель проекта: организация работы по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях  ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме».

   Для выполнения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1) создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников  игре в шахматы:  создать материально-техническую базу для проведения занятий; разработать  дидактический материал;

2) организовать внедрение новых, эффективных  технологий обучения младших школьников игре в шахматы;

3) разработать модель  взаимодействия  педагогов школы с родителями учащихся, с учениками других школ района.

  Гипотеза: предполагается, что за три учебных года учащиеся, охваченные образовательной деятельностью,  достигнут высокой результативности развития интеллектуальных способностей,  овладеют начальными навыками шахматной игры; у детей разовьется интерес к игре в шахматы и к обучению в целом; с помощью внедрения шахматного образования  сформируется способность «действовать в уме», и как следствие – повысится успеваемость,   сформируется умение организовывать свое свободное время.

  Объект исследования:  процесс шахматного образования детей  младшего школьного возраста.

  Предмет исследования: использование новых технологий в шахматном образовании младших школьников.

   Данный проект разработан в рамках внеурочной деятельности ФГОС   НОО. Обучение шахматам проводится в течение трёх лет в группе учащихся начальных классов МБОУ «Улюкчиканская ООШ».

2.3. Основные   принципы:

  • принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
  • принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
  • принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
  • принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
  • принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).

     Проводимые мероприятия по проекту должны подкрепляются научно обоснованными методиками, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, решение задач должно осуществляться в системе и в разнообразных формах, важно учитывать реализацию прав детей на получение помощи и поддержки, гарантию положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

2.4. Формы, методы  и приёмы по обучению детей игре в шахматы

Основная форма обучения  - игровая.

Основные методы обучения – практический метод, словесный и наглядный.

    Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами.  Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода  изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

   Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения детей игре в шахматы  воспитывать у них привычку к преодолению трудностей. Поэтому строить  занятия следует по дидактическим принципам:  от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному.  Время от времени следует вносить в занятия элементы занимательности, новизны.

     При обучении  школьников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет, и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. При индивидуальном обучении также  используем  фрагменты шахматной доски из картона на 4, 6 и 9 полей, на которых дети играют с педагогом несколькими фигурами и выигрывают, так как заведомо в этих задачках имеют преимущество в расположении и силе. Таким образом постоянно культивируется ситуация успеха и желание детей учиться, играя.

   Фронтальный метод обучения применяется при использовании магнитной доски, интерактивной доски. Особенности  интерактивной доски - ее сенсорные технологии, которые дают возможность работать с доской любым предметом, в том числе и пальцем, без дополнительных специальных устройств. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания.

   Применение компьютерных технологий позволяют разнообразить занятия. Мы используем компьютерные игры «Динозавры учат в шахматы», «Шахматное образование», «Шахматная школа». Для проведения занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек»;  ««Запретная фигура »;  «Что общего?»;   «Большая и маленькая», «Репка».  

3 Этапы реализации проекта

   I этап.  Подготовительный (октябрь – декабрь 2022 г.)

   №

Участники

Содержание

1.

 Педагоги, учащиеся и родители

Диагностическая функция:

  • проведение диагностики интеллектуального развития детей;
  • определение отношения родителей к шахматному образованию детей с помощью проведения  анкетирования «Анкета для родителей»;
  •  анкетирование  учащихся об осведомлённости о шахматной игре и желании обучатся шахматам.

Проектировочная функция:

  • формулировка целей,  задач проекта, выдвижение гипотезы;
  • прогноз ожидаемых положительных результатов и учет возможных негативных проявлений в ходе реализации проекта на фоне обобщения имеющегося опыта работы;
  • определение этапов проекта,  критериев оценки деятельности  и эффективности работы.

Организационная функция:

-  создание материально-технической базы;

  • распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;
  • приобретение и изготовление научно-методического материала для реализации проекта, УМК курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе»;
  • разработка планов взаимодействия с заинтересованными организациями;
  • создание условий, необходимых для осуществления шахматного образования.

II этап. Основной (январь  2023 –   май 2024 г.г.)

Участники

Содержание

1.

 Педагоги  и

 учащиеся.

Исполнительская функция

  • организация занятий по обучению младших школьников игре в шахматы;
  • проведение  конкурсов, олимпиад, соревнований, турниров, посвященных шахматной тематике.

2

Работа с  родителями (законными представителями)

  • проведение родительского собрания. Вопрос: «Внедрение шахматного образования»;
  • проведение консультаций, мастер-классов по теме проекта;
  • организация дня «Открытых дверей»;
  • проведение совместных для детей и родителей спортивных мероприятий, соревнований, посвященных шахматам.

3.

Взаимодействие с заинтересованными организациями

Участие представителей шахматных клубов  и  учащихся других  школ района в совместных мероприятиях для детей и родителей.

III этап. Обобщающий (апрель  -   май 2025г.)

  №

Участники

Содержание

1.

 Педагоги,

учащиеся  и родители

Аналитическая функция

  • проведение мониторинга:   уровень    развития компетентности  по ФГОС НОО  у младших школьников (в конце каждого учебного года реализации проекта);
  • определение положительных результатов деятельности в ходе взаимодействия с семьей  учащихся: мониторинг, анализ, выводы;
  • определение перспективы дальнейшей работы по внедрению шахматного образования в процесс обучения и воспитания младших школьников;
  •  распространение опыта.

IV. План реализации проекта

I этап.  Подготовительный (сентябрь  - май 2024г.)

  №

Содержание

Форма отчета

Сроки

1.

Обобщение результативности опыта работы  по методике шахматного образования

Аналитическая справка

 май 2024г.

2.

Разработка планов взаимодействия с заинтересованными организациями

Планы взаимодействия

  В начале каждого учебного года

   

3.

Создание соответствующих условий в  классе,  необходимых   для осуществления шахматного образования  учащихся

Подготовка помещения, оснащение оборудованием

В течение всего периода

4.

Проведение мониторинга овладения  учащимися программы, внедрение которой планируется  в реализации проекта

Аналитическая справка

 Май 2024г.

5.

Провести анкетирование педагогов и родителей, интервьюирование детей

Справки по итогам мероприятий

 май – сентябрь 2025г.

6.

Организация психологом  диагностики на развитие логики детей

Аналитическая справка

  май 2025г.

7.

Семинар – практикум для  педагогов  и родителей  

Теоретический  

  материал семинара

 апрель 2025г.

II этап. Основной (сентябрь 2022г –  апрель 2025 г.г.)

Содержание

Форма отчета

Сроки

Педагогическая  деятельность

1.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению детей игре в шахматы

  Конспекты  занятий  и различных мероприятий

  В течение   всего периода

2.

Выступление на районных    конференциях по теме проекта

 Доклады конференций

1 раз в год

3.

Проведение консультаций по вопросам шахматного образования для  педагогов и родителей

Конспект консультации

  В течение всего периода

4.

Участие в  конкурсах по шахматной тематике

 Дипломы и сертификаты  

  В течение всего периода

5.

Подготовка и проведение  семинара по теме  «Обучение игре в шахматы»  

Справка по результатам семинара,  публикации в СМИ

   Апрель-май 2025г.

Работа с  учащимися

1.

Организация занятий по обучению  младших школьников игре в шахматы

Планы работы,  

  конспекты занятий

  В течение всего периода

2.

Участие в шахматных мероприятиях через интернет

Фото, видео материалы, публикации

1 раз в год  

3.

Проведение   шахматных соревнований и турниров  

Фото, видео материалы, аналитические справки  

 Два раза в год

Работа с  родителями (законными представителями)

1.

Проведение родительского собрания. Вопрос: «Внедрение шахматного образования»

Протокол родительского собрания

 Май 2022г.,

2.

Проведение консультаций по теме проекта

Материалы консультаций

В течение всего периода

4.

Проведение шахматных мероприятий и  соревнований  с привлечением  родителей  

Планы   мероприятий, фото-видео материалы

В течение всего периода

Взаимодействие с заинтересованными организациями

1.

Участие  тренеров шахматных клубов    и учеников начальных классов других школ района  в совместных мероприятиях  

Фото- видео материалы

  По    

   приглашению

2.

 

Шахматный кружок

  Пополнение материальной –  базы

По возможности

  1. Мониторинг реализации проекта

         Диагностика  развития логики учащихся  проводится в начале реализации проекта и в конце каждого  учебного года психологом школы.

    Положительные результаты мониторинга по первому и второму году обучения будут доказывать эффективность данной методики.

   

5. Ожидаемые результаты

  Предполагается получение следующих теоретических и практических результатов по реализации проекта:

  1.Пополнение материально-технической базы по шахматному образованию в группе.

  2. С помощью внедрения шахматного образования в течение  трёх лет  у  младших школьников будут улучшены важные компетенции, такие как:

  • уровень произвольности поведения,
  • развитие логического мышления,
  • развитие пространственной ориентации на плоскости,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • повышение интереса детей к игре в шахматы.

3. Игра в шахматы объединит педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, будет способствовать укреплению взаимоотношений.

4.Обобщение положительного опыта работы по теме проекта с целью дальнейшего использования и распространения на муниципальном, региональном, федеральном уровне.

6. Возможности трансляции результатов

  1. Организация и проведение семинаров-практикумов, методических объединений, мастер-классов для педагогов и родителей, презентации новых форм работы по шахматному образованию.
  2. Выступление на научно-практических конференциях, семинарах.
  3. Разработка и изготовление  методических и практических материалов для детей и  педагогов.
  4. Освещение в СМИ, на официальном сайте  МБОУ «Улюкчиканская ООШ», публикации по теме проекта на муниципальном уровне.

7. Методическая литература.

1. И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» - Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013. – 40 с.  

2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы,  второй год, или  Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 1914.

5. Сухин И. Шахматы, второй год, или  Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

6. Сухин И. Шахматы, второй год, или  Играем и выигрываем.   Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

7. Сухин И. Шахматы,  второй год, тетрадь для  проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

8. Сухин И. Шахматы,   третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

9. Сухин И. Шахматы,  третий год или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

10. Сухин И. Шахматы,  третий год.   Рабочая тетрадь.  -  Обнинск: Духовное возрождение, 2014

  1. Материально-техническое обеспечение проекта
  • Настольные комплекты шахмат.
  • Демонстрационная магнитная доска с магнитными фигурами
  • Интерактивное оборудование (доска, проектор).  
  • Лицензионные диски с играми по обучению детей игре в шахматы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа», «Шахматное образование»
  • Дидактические игры для детей по обучению шахматам.

9. Список литературы

1. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2010 г.

3. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4).

5. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

8. Фесенко Т.К. Необходимость обязательной учебной дисциплины «Шахматы» в начальной общеобразовательной школе. – Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

В работе описывается опыт обучения младших школьников основам игры в шахматы. Приводятся ссылки на используемые  интернет-ресурсы, движки, психологические тесты....

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Интерактивная игра по "Шахматам"

Скучно было детвореРанним утром во дворе.- Знаю я одну игру, --Сказал ребятам Петя.-Где бы ни был я, вездеВ неё играют дети.Интерактивная игра по шахматам для 4 класса. Материал по закреплению пр...

Как умение играть в шахматы влияет на усвоение математики в школе

Шахматы-древняя игра,которая зародилась в Индии. Эта игра развивает внимательность,логическое мышление, память....

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью  опытного тренера, международного гросс...

Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей

Особенности  данного  проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей  младшего школьного  возраста»...

Презентация "Как на Руси играли и играют в шахматы"

В презентации 19 файлов о развитии шахмат в Росси от Ивана Грозного до наших дней. Есть файлы с загадками, ребусами, шахматными задачами и интересные факты из жизни великих шахматистов....