Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей
проект
Особенности данного проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста» обучения младших школьников классическими шахматам и шахматами Фишера – только для учащихся 4 классов. Игра заключается в том, что шахматы понимаются как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных заданий, задач с использованием интерактивных образовательных ресурсов ChessKing, Шахматная планета. Использование шахмат в образовательном процессе как средства обучения, позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в ребёнке, а так же игра требует физическую подготовку для учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Инновационный образовательный проект
Направление реализации проекта:
Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей
младшего школьного возраста.
Автор проекта: Макарова Г.В.
учитель начальных классов
Горки, 2019
- Паспортная информация
Юридическое наименование организации (полное) | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа» |
Учредитель | Администрация муниципального образования Шурышкарский район |
Юридический адрес/фактический адрес (если отличается) | 629644, ЯНАО, Шурышкарский район, село Горки, улица Школьная 8А |
ФИО руководителя (полностью) | Харитонова Вера Витальевна |
Телефон, факс, e-mail учреждения | 8(34994)6-13-72 директор (факс), gorki-school@inbox.ru |
Адрес сайта учреждения | |
Ссылка на раздел сайта, посвященный проекту | http://www.gorki-school.ru/shkolnye-novosti/826-klimaticheskaya-shkatulka-yamal-arktika |
Официальные статусы организации в сфере образования, имевшие ранее или действующие на момент подачи заявки (победитель ПНПО, региональная, федеральная, муниципальная инновационная площадка), полученные в рамках региональных проектов, программ, конкурсных отборов (наименование статуса, год присвоения, реквизиты документа о присвоении статуса). | Муниципальный инновационный проект Приказ УО №763/1 от 24.11.2016 г. |
Выходит ли проект за рамки основной деятельности организации в соответствии с Уставом, ссылка на Устав | Проект не выходит за рамки основной деятельности организации в соответствии с Уставом Ссылка на устав: http://gorki-school.ru/school/normat/ustav-ou |
- Блок целеполагания МИП
Задачи проекта | *внедрение эффективной системы организации и проведения занятий, турниров и соревнований по шахматам среди учащихся начальной школы; *развивать качества навыков игры в шахматы учащихся; *совершенствование механизмов взаимодействия ОО района по обучению игры в шахматы учащихся. |
Цель (основная идея) проекта | создания нового образовательного пространства, способствующие эффективному обучению игры в шахматы учащимися начальной школы. |
В результате реализации Проекта к концу 2019-2020 учебного года будет привлечено внимания родителей и общественности на необходимость занятий активным видом спорта, как одно из средств формирования здорового образа жизни своих детей.
Название проекта: Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
Заинтересованные стороны, благополучатели: учащиеся 1 – 4 классов, родители, учителя начальных классов, учитель начальных классов и преподаватель внеурочной деятельности Макарова Г.В..
Краткое обоснование новизны проекта. Особенности данного проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста» обучения младших школьников классическими шахматам и шахматами Фишера – только для учащихся 4 классов. Игра заключается в том, что шахматы понимаются как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных заданий, задач с использованием интерактивных образовательных ресурсов ChessKing, Шахматная планета. Использование шахмат в образовательном процессе как средства обучения, позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в ребёнке, а так же игра требует физическую подготовку для учащихся.
Ожидаемые продукты (перечень).
С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:
- развитие логического мышления на 29%;
- развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%;
- развитие коммуникативных навыков на 30%;
- повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.
Ожидаемые результаты.
- совершенствование навыков игры в шахматы;
- расширение круга общения учащихся со сверстниками в школе и образовательных организаций района;
- повышение взаимопонимания с родителями;
Ожидаемые внешние эффекты.
Обмен опытом игры в шахматы с другими ОО района
Регулярные контакты с другими учителями и обучающимися ОО района
Возможность привлечь в школу родителей и жителей села.
Цели и задачи:
Цель: создания нового образовательного пространства, способствующие эффективному обучению игры в шахматы учащимися начальной школы.
Задачи проекта: внедрение эффективной системы организации и проведения занятий, турниров и соревнований по шахматам среди учащихся начальной школы;
развивать качества навыков игры в шахматы учащихся;
совершенствование механизмов взаимодействия ОО района по обучению игры в шахматы учащихся.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019- сентябрь 2020 гг.
Алгоритм реализации.
1 этап – подготовительный
Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.
Собрать и изучить информацию о шахматной игре; заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.
Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в школе:
- Организация шахматного уголка в классе «Юный шахматист»; - Оснащение необходимым оборудованием (игральные наборы, мультимедийная коллекция, наглядный материал, мультимедийное оборудование);
2 этап – основной
Составление программы внеурочной деятельности по обучению младших школьников игре в шахматы «Учимся играть в шахматы» для 1 – 4 классов» интеллектуально-познавательной и физкультурно-спортивной направленности.
Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий по шахматному образованию.
Проведение занятий внеурочной деятельности для младшего школьного возраста «Учимся играть в шахматы».
Организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы», проведение шахматных турниров, участие в турнире Шахматы РДШ.
Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения).
Разработка критериев и эффективности проекта.
3 этап – обобщающий
Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта; соотношение результатов с поставленными задачами.
Вовлечение учащихся 5 – 6 классов в мир шахмат, через турниры , соревнования.
Обобщение опыта по созданию педагогических условий для интеллектуального развития учащихся средствами шахматной деятельности.
Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение мастер-классов, педагогических мастерских, практико-ориентированных семинаров, интерактивных площадок, публикации методических материалов в журналах.
Кадровое обеспечение.
№ | Ф.И.О. | Должность | Функционал специалиста в проекте организации-заявителя |
1 | Макарова Галина Владимировна | руководитель ШМО учителей начальных классов. | Руководитель проекта |
2 | Михайлов Игорь Алексеевич | Технический специалист, программист, педагог ДО | Специалист по внедрению проекта |
3. | Никифорова Ганна Дмитриевна | Учитель начальных классов | Специалист по внедрению проекта |
4. | Кузеванова Людмила Андреевна | Учитель начальных классов | Специалист по внедрению проекта |
Перспективы развития проекта.
Дальнейшая работа будет связана с продолжением реализации работы Проекта, необходимой для создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Эта работа будет включать организацию проведение шахматных турниров в школе среди учащихся: «Играй на здоровье!», в том числе с участием родителей.
Способы апробации и диссеминации результатов.
В процессе обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:
- от простого материала к сложному;
- от легкого к более трудному;
- от известного к неизвестному;
- вносить в занятия элементы новизны и занимательности.
Разработка новых форм и методов работы с родителями в обучении детей игре в шахматы
Методические рекомендации для родителей по обучению детей игре в шахматы в домашних условиях
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по теме:
* роль шахмат в умственном развитии детей дошкольного возраста
* рекомендации по структуре занятий в обучении игре в шахматы
Выпуск печатных изданий с обобщением опыта работы педагога по
реализации проекта
Риски и пути их преодоления.
Возможности | Риски |
Оптимальный уровень методической литературы | Недостаточная оснащенность инвентарём. |
Кабинет для проведений занятий по шахматам. | Нехватка временного ресурса |
Рост числа обучающихся заинтересованных в занятиях шахматами | Плохой интернет так как не возможно участвовать во Всероссийских турнирах. |
Возможность привлечь в школу родителей и жителей села. | Малая заинтересованность общественности развитии данного вида спорта. |
Таким образом, необходимо: создать перспективную образовательную программу по шахматам; усовершенствовать материально техническое оснащение кабинета; организовать родительскую общественность для помощи в реализации проекта.
Механизм самооценки.
Методы оценки.
Использование методы и приемы в обучении игры в шахматы на практике. Занятие шахматами полезны ребёнку как с точки зрения развития мышления, так в плане становления личности. Это ускоренное интеллектуальное развитие, ответственные за свои решения, эмоциональный интеллект, спортивные качества. В своей работе использую следующие приёмы и методы:
игровой (дидактические, подвижные, настольные, компьютерные игры);
словесный (стихи, загадки – для учащихся 1 – 2 классов; решение шахматных задач);
наглядность (рассматривание, знакомство с шахматными фигурами для учащихся 1 -2 классов, использование интерактивной доски при разборе шахматных задач);
практический (совместное изготовление дидактического материала, создание проблемных шахматных ситуации).
Методы взаимодействия с ребёнок:
- личностно - ориентированный – включает в себя дифференцированный
подход к каждому ученику с подбором заданий разной степени сложности с учетом его индивидуальных особенностей;
- привлечение учащихся в процесс поисково - познавательной
деятельности через загадывание загадок, вопросы поискового характера для учащихся 1 -2 классов;
- создание проблемных ситуаций – постановка проблемы (включает
себя вопросы, дидактические игры, упражнения, задания игрового характера с шахматным содержанием);
- совместная деятельность с младшим школьным возрастом изготовление шахматных фигур из природного и бросового материала, разыгрывание сказок на новый лад (шахматный, математический) для учащихся 1 – 2 классов;
- стимулирование взрослым самостоятельной деятельности учащихся
через похвалу, поощрение, награждение.
Таким образом: практика показывает, что большую роль играет педагог. Учитель объясняет принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но конкретная их реализация является объектом творчества учащегося. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, где учащийся должен овладеть тактическим арсеналом шахмат. Поэтому шахматы является еще спортивной дисциплиной, так как игроку нужно для победы тактический и практический план уметь владеть во время игру эмоциональной устойчивости и самообладания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
Создание условий для личностной и социальной самореализации одаренных детей.
Создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей, реализация их понециальных возможностей - одна из приоритетных социальных задач сегодня....
Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"
Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...
Проектная технология как способ управления интеллектуальным развитием детей
Представленная методическая разработка занятия младших школьников на тему «Проектная технология как способ управления умственным развитием детей» может быть полезной для преподавателей...
Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...
Создание условий, обеспечивающих личностный рост участников образовательного процесса
Идеей создания любой программы развития является, в конечном счете, повышение качества образования, поэтому говоря о создании условий, обеспечивающих личностный рост участников образовательного процес...
Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"
Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"...