Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.
В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью опытного тренера, международного гроссмейстера по переписке, автора многих шахматных пособий Максима Владимировича. Блоха, «Цели обучения шахматам», в которой прекрасно отражено все положительное, что могут дать шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennostivospitaniya_i_psihologicheskoy_podgotovki_detey_s_pomoshchyu_igry_v_shahmaty.rar | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.
В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью опытного тренера, международного гроссмейстера по переписке, автора многих шахматных пособий Максима Владимировича. Блоха, «Цели обучения шахматам», в которой прекрасно отражено все положительное, что могут дать шахматы.
Цели обучения шахматам
Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности человека, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение шахматам.
Преподаватель шахмат поможет развить:
· способность самостоятельно мыслить;
· логику, системность, дисциплину и другие элементы культуры мышления;
· память, внимание, наблюдательность;
· творческое воображение и ассоциативное мышление;
· навыки изучения литературы;
· навыки самостоятельной исследовательской работы.
Рассмотрим подробнее некоторые моменты развивающей роли обучения шахматам.
Уже на первых уроках шахмат учащийся убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Ход становится сильным только тогда, когда он подготовлен грамотными предыдущими действиями. Урок шахмат: для выбора правильных решений следует опираться на объективный учёт и оценку имеющихся условий.
Обучение шахматам способствует воспитанию:
· силы воли
· самостоятельности
· трудолюбия
· целеустремлённости
· способности к самоконтролю, адекватной самооценке и самокоррекции
· культуры поведения, дисциплинированности
· честности
· толерантности
Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.
Способность самостоятельно мыслить
На уроках шахмат игрок учится самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки в разнообразных позициях. Таким образом, при обучении шахматам человек овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных
Развитие памяти
Значительно влияние обучения шахматам на развитие памяти. На уроках шахмат преподаватель помогает ученику совершенствовать способность к смысловому, логическому запоминанию информации, основанному на особенностях расположения и взаимодействия объектов.. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память - и дальняя, и ближняя
Культура и дисциплина мышления
Обучение шахматам развивает культуру и дисциплину мышления. Под руководством преподавателя шахмат учащийся прочно осваивает пятиэтапную схему обдумывания и принятия решений: анализ позиции, общая оценка позиции, выбор плана, выбор хода, проверка выбранного хода и выполнение.Шахматы - логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.
Эта схема мышления имеет универсальный характер и применяется для решения учебных, научных, экономических, военных и других задач.
Развитие внимания
Преподаватель шахмат поможет развить необходимую степень концентрации для игры. Уроки шахмат требуют длительного, устойчивого, интенсивного и объёмного внимания. Ведь стоит на мгновение ослабить, совершить одну грубую ошибку, и плоды всей предыдущей работы будут утеряны.
Дисциплинирует мышление такая особенность обучения шахматам, как ограничение времени на обдумывание. Под руководством преподавателя шахмат игрок учится рациональному распределению времени, объективной оценке временных интервалов и быстрому принятию решений в стрессовой ситуации.
Дисциплинированность
Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей, но и характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить. Урок шахмат состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью.
Выдержка
Каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры), ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде. Урок шахмат заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты, шахматисты высоких разрядов сдают различные экзамены гораздо лучше, чем не шахматисты, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.
Самооценка
Урок шахмат заключается в переходе к объективной самооценке, как к результату корректного сопоставления своих притязаний с личными результатами и сравнительными достижениями других.
Шахматы учат не только аргументировано отстаивать своё мнение, но и уважать чужое. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера. При этом человек учится мысленно ставить себя на место другого. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях.
Умение вести себя в обществе
Уроки шахмат и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают учащимся корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Увлечение шахматами позволяет школьнику заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.
Изучая с преподавателем шахмат теорию и историю игры, учащиеся видят вклад талантливых представителей многих стран и народов в их развитие, своеобразную перекличку, взаимопроникновение и взаимообогащение шахматных идей.
2.2 Воздействие занятий шахматами на формирование личности воспитанников
2.3 Оценка учеников, прошедших обучение, влияния шахмат на становление и формирование их личности
Морозов Григорий, 24 года, мастер ФИДЕ по шахматам: Шахматы стали моим увлечением на всю жизнь, сформировали культуру мышления, развили логическое мышление; свели со многими интересными людьми, некоторые из которых стали моими друзьями и вне шахмат. Благодаря шахматам доводится бывать в разных городах и странах, совмещая соревнования и культурное развитие.
Чехова Марина, 25 лет, мастер ФИДЕ по шахматам:
Что мне дали шахматы? Интересный вопрос. я неоднократно думала над ним и никогда не могла лаконично, в пару фраз выразить свою мысль.
В первую очередь шахматы воспитывают волю. Все шахматисты по природе своей игроки, бойцы, им прививается психология победителя. Поскольку суть шахмат — выиграть, поставить мат. Нас учат бороться, стремиться к победе, не сдаваться и вставать, если упал, проиграл, идти дальше. Это одно из важнейших качеств, которым я обязана шахматам.
Затем логика, связность мышления. В шахматах каждый ход должен быть со смыслом, каждый ход должен вытекать из предыдущего и быть связанным с последующим, что, конечно, также накладывает отпечаток на повседневную жизнь и образ мышления. Что помогало мне в школе, в институте, в частности, в точных науках, математике.
Также важное качество, которое развили во мне шахматы это самостоятельность. В шахматах каждый сам за себя. Если в футболе, например, в командных видах спорта игрок может понадеяться на сотоварищей, то в шахматах положиться кроме себя самого не на кого. Ты либо сможешь и сделаешь сам, либо не сможешь. И первое, и второе — полностью твоя ответственность.
Среди прочего могу назвать целеустремленность, усидчивость, внимание.
Также благодаря шахматам я нашла много добрых товарищей и настоящих друзей.
И, наверное, последнее, что хочу сказать. Когда я стала старше, я поняла что шахматы также дали мне некое понимание мира в целом. Где есть черное и белое. Где есть противостояние, есть борьба. Ведь шахматная партия — это целый мир, маленькая жизнь, за которую успеваешь пережить весь спектр человеческих эмоций: радость и вдохновение, отчаяние и надежду, горечь поражения и гордость победы. Как и в жизни в шахматах есть «короли» и «ферзи», отважные ладьи, самозабвенные офицеры и безропотные пешки. В жизни, как и в шахматах, есть своя сиюминутная тактика или дальновидная стратегия. Есть цугцванги и гамбиты, хитроумные комбинации и патовые ситуации. И каждый сам выбирает какой фигурой здесь быть. Прекрасной могущественной королевой, отважным солдатом или же «серым кардиналом», стремящимся в ферзи
В любом случае, я очень горда тем, что шахматы как неотъемлемая составляющая были и есть в моей жизни.
Евсеев Александр, 26 лет, 1 разряд по шахматам:
Шахматы — всесторонне развивающая игра независимо от возраста. Главной пользой от игры в шахматы, по-моему мнению, считаю возможность переноса шахматных принципов в реальную жизнь. Возникновение идей, построение планов, ведение активной борьбы очень схожи с ведением бизнеса. Даже такие простые вещи как выбор приоритетных ходов легко применимы в обычной жизни. Шахматы развивают такие качества как терпение, целеустремленность,психологическая устойчивость.
Да и просто шахматы поднимают настроение, когда получается красивая комбинация.
Липовецкий Михаил, 26 лет, кандидат в мастера по шахматам:
суть которого, как мне кажется, сводится именно к формированию интереса детей к этой игре, а также к воспитанию таких личностных качеств как сила воли, трудолюбие и самостоятельность.
Дисциплинированность,самоконтроль и уважение к оппоненту — качества
Власов Александр, 26 лет, кандидат в мастера по шахматам:
Шахматы начались в моей жизни в 5 лет, расстаться с ними я смогу только когда потеряю память или рассудок.
Играя в шахматы, я научился структурировать свои мысли, всегда рассчитывать на много шагов вперед, быть членом коллектива, нацеленности на результат и никогда не сдаваться.
Даровали мне эти качества мои наставники
Тигран Григорьян, 28 лет, 1 разряд по шахматам:
«Жизнь подобна шахматам: мы создаем план, но он находится в зависимости от того, что угодно будет сделать партнеру, то есть судьбе». Артур Шопенгауэр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
Особенности физической и психологической подготовки теннисистов младшего школьного возраста (9-11 лет).
Методическая разработка для тренеров-преподавателей по настольному теннису для подготовки спортсменов младшего школьного возраста....
Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"
В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...
Психологическая подготовка детей к ВПР
Рекомендации психолога по подготовке учащихся начальной школы к ВПР...
Роль воспитателя в психологической подготовке детей к школе
Роль воспитателяв психологической подготовке детей к школеПроблема психологической готовности к школе не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. Оч...
Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г
Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей 6- 7 лет)...