Как умение играть в шахматы влияет на усвоение математики в школе
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Шахматы-древняя игра,которая зародилась в Индии. Эта игра развивает внимательность,логическое мышление, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа на конференцию "Юный исследователь" | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1)
Тема: «Как умение играть в шахматы влияет
на усвоение математики»
(слайд 2)
Проблема: В наш век новых технологий, работотехники и всецелой компьютеризации дети реже играю в настольные игры, в том числе и шахматы, которые благоприятно влияют на интеллектуальное развитие школьников.
Актуальность работы: заключается в том, что мы очень мало знаем в древних играх, таких как шахматы, об их влиянии на развитии интеллекта.
Цель: Выяснить как умение играть в шахматы влияет на усвоение математики в школе.
(слайд 3)
Задачи:
- Узнать, кто и когда придумал принцип игры.
- Познакомиться с возникновением шахматной теории.
- Изучить эксперименты по введению шахмат в школьную программу.
- Провести в школе шахматный турнир среди учащиеся с 3 по 11 класс.
- Выявить победителей и призёров этого турнира и провести среди них анкетирование.
- Обработать полученные результаты с помощью компьютера.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование и анализ полученных данных.
Гипотеза: Я решил проверить, действительно ли, что ребята, умеющие играть в шахматы, лучше усваивают в школе математику.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы её могут заинтересовать детей этой полезной и увлекательной игрой, привлечение большего количества, детей в шахматный кружок нашей школы.
(слайд 4)
Шахматы – это древняя индийская игра, которая распространилась по всему миру под названием, составленным из двух индийских слов. Первое из них – «шах» - по-персидски означало «государь, король», а второе «мат» - переводится с
арабского как «погиб». Поэтому название этой игры можно перевести, как «король погиб».
(слайд 5)
Появились виртуальные шахматы, в которые можно играть, находясь далеко друг от друга, но они никогда не смогут заменить осязаемые шахматные фигуры и общение, в живую, с напарником. Шахматы – интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространённых настольных игр, сочетающая в себе элементы спорта, науки и искусства.
(слайд 6)
Мне было 4 года, когда я впервые заинтересовался этой интересной игрой. В шахматы играли мои бабушки и дедушки. Они и стали моими первыми проводниками в этот удивительный шахматный мир.
Позже я узнал, что в нашей стране было много блестящих мастеров, получивших всемирную известность: А. Алёхин, А. Карпов, М. Бортвинник, В. Смыслов, М. Таль, Б. Спасский, Г. Каспаров, В. Крамник. Было бы здорово, если бы современные дети поддерживали и улучшали достижения этих великих мастеров.
Гроссмейстер Анатолий Карпов утверждает, что польза от шахмат огромная, а затраты на них – минимальные. Эта игра и своего рода уникальная «волшебная» таблетка, которая полезна всем без исключения детям – физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим и хорошим зрением. К сожалению, в последнее время титулы чемпионов мира стали завоёвывать спортсмены из Индии, Норвегии, а ведь прежде наши соотечественники были намного сильнее. «Надо постараться вернуть шахматам лидирующие позиции»
(слайд 7)
Шахматы играют важнейшую роль в развитии ребёнка. Они выполняют сразу несколько функций:
1.Познавательная – играя в шахматы ребёнок учится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать.
2.Воспитательная – вырабатывают выдержку, собранность, внимательность.
3.Физическая – сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости.
Игра в шахматы является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации и строить модель данной ситуации. Но кроме тренировки разных сторон мышления, игра в шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума как изобретательность и дисциплина.
(слайд 8)
Из Индии шахматы быстро проникли в Ближний Восток, и покорили весь мир. Так как игра в действительности интересная и увлекательная. А бесконечное количество комбинаций, которые могут возникать на ее просторах – это мир полный новых возможностей.
Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге в 1983 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.
Сегодня игра считается одним из видов спорта. Люди стремятся к победе, получая невероятное удовольствие от такого времяпровождения. Небольшая доска с замысловатыми фигурками является уникальным прообразом великолепного досуга, который приносит нам не только радость расслабления, но еще и активно развивает наши умственные способности.
(слайд 8)
В нашей школе в январе 2016 года был проведён шахматный турнир, в котором приняли участие ученики с 3 по 11 классы. Всего – 128 человек. 27 человек стали победителями и призёрами в разных возрастных группах.
Я решил выяснить, а по математике они также хорошо успевают.
(слайд 9)
С этой целью провёл анкетирование среди всех участников турнира.
Вопрос анкеты:
(слайд 10)
Для начала я выяснил, как часто ученики играют в шахматы.
Я узнал, что 16% учеников вообще не играют в шахматы, 34% редко, 22% часто, 28% постоянно.
Соперниками по игре обычно являются родители, братья, сестры, одноклассники, друзья.
(слайд 11)
Изучив результаты, я выяснил, что практически все ученики после школы делают уроки, играют в компьютерные игры, гуляют на улице, читают книги, посещают кружки и секции.
Изучив успеваемость у победителей и призёров, я выяснил, что из 27 у 14 (51%) – оценка «5», у 12 человек (43%) – оценка «4». Всего на «5» и «4» по математике (алгебре) учатся 94% победителей и призёров шахматного турнира.
По результатам проведенного исследования я сделал вывод, что намного успешнее усваивают математику дети, умеющие играть в шахматы.
(слайд 12)
Гипотеза о взаимосвязи умения играть в шахматы и успеваемости по математике (алгебре) подтвердилась.
Шахматы сочетают в себе элементы науки, искусства и спорта. Это – логическая игра, которая способствует развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления.
Благодаря этой работе мне удалось заинтересовать и увлечь ребят этой полезной и увлекательной игрой. На данный момент шахматный кружок в школе посещают на 25 человек больше, всего 68 учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").
Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...
Дидактическая игра как средство повышения эффективности усвоения учебных знаний
методическая разработка...
Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.
В работе описывается опыт обучения младших школьников основам игры в шахматы. Приводятся ссылки на используемые интернет-ресурсы, движки, психологические тесты....
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
Интерактивная игра по "Шахматам"
Скучно было детвореРанним утром во дворе.- Знаю я одну игру, --Сказал ребятам Петя.-Где бы ни был я, вездеВ неё играют дети.Интерактивная игра по шахматам для 4 класса. Материал по закреплению пр...
Презентация "Как на Руси играли и играют в шахматы"
В презентации 19 файлов о развитии шахмат в Росси от Ивана Грозного до наших дней. Есть файлы с загадками, ребусами, шахматными задачами и интересные факты из жизни великих шахматистов....