Как умение играть в шахматы влияет на усвоение математики в школе
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Качимова Оксана Станиславовна

Шахматы-древняя игра,которая зародилась в Индии. Эта игра развивает внимательность,логическое мышление, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)

Тема: «Как умение играть в шахматы влияет

на усвоение математики»

(слайд 2)

Проблема: В наш век новых технологий, работотехники и всецелой компьютеризации дети реже играю в настольные игры, в том числе и шахматы, которые благоприятно влияют на интеллектуальное развитие школьников.

Актуальность работы: заключается в том, что мы очень мало знаем в древних играх, таких как шахматы, об их влиянии на развитии интеллекта.

Цель: Выяснить как умение играть в шахматы влияет на усвоение математики в школе.

(слайд 3)

Задачи:

  1. Узнать, кто и когда придумал принцип игры.
  2. Познакомиться с возникновением шахматной теории.
  3. Изучить эксперименты по введению шахмат в школьную программу.
  4. Провести в школе шахматный турнир среди учащиеся с 3 по 11 класс.
  5. Выявить победителей и призёров этого турнира и провести среди них анкетирование.
  6. Обработать полученные результаты с помощью компьютера.

Методы исследования: изучение литературы,  анкетирование и анализ полученных данных.

Гипотеза: Я решил проверить, действительно ли, что ребята, умеющие играть в шахматы, лучше усваивают в школе математику.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы её могут заинтересовать детей этой полезной и увлекательной игрой, привлечение большего количества, детей в шахматный кружок нашей школы.

(слайд 4)

Шахматы – это древняя индийская игра, которая распространилась по всему миру под названием, составленным из двух индийских слов. Первое из них – «шах» - по-персидски означало «государь, король», а второе «мат» - переводится с

арабского как «погиб». Поэтому название этой игры можно перевести, как «король погиб».

(слайд 5)

        Появились виртуальные шахматы, в которые можно играть, находясь далеко друг от друга, но они никогда не смогут заменить осязаемые шахматные фигуры и общение, в живую, с напарником. Шахматы – интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространённых настольных игр, сочетающая в себе элементы спорта, науки и искусства.

(слайд 6)

 Мне было 4 года, когда я впервые заинтересовался этой интересной игрой. В шахматы играли мои бабушки и дедушки. Они и стали моими первыми проводниками в этот удивительный шахматный мир.

Позже я узнал, что в нашей стране было много блестящих мастеров, получивших всемирную известность: А. Алёхин, А. Карпов, М. Бортвинник, В. Смыслов, М. Таль, Б. Спасский, Г. Каспаров, В. Крамник. Было бы здорово, если бы современные дети поддерживали и улучшали достижения этих великих мастеров.

Гроссмейстер Анатолий Карпов утверждает, что польза от шахмат огромная, а затраты на них – минимальные. Эта игра и своего рода уникальная «волшебная» таблетка, которая полезна всем без исключения детям – физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим и хорошим зрением. К сожалению, в последнее время титулы чемпионов мира стали завоёвывать спортсмены из Индии, Норвегии, а ведь прежде наши соотечественники были намного сильнее. «Надо постараться вернуть шахматам лидирующие позиции»

(слайд 7)

Шахматы играют важнейшую роль в развитии ребёнка. Они выполняют сразу несколько функций:

1.Познавательная – играя в шахматы ребёнок учится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать.

2.Воспитательная – вырабатывают выдержку, собранность, внимательность.

3.Физическая – сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости.

Игра в шахматы является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации и строить модель данной ситуации. Но кроме тренировки разных сторон мышления, игра в шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума как изобретательность и дисциплина.

(слайд 8)

Из Индии шахматы быстро проникли в Ближний Восток, и покорили весь мир. Так как игра в действительности интересная и увлекательная. А бесконечное количество комбинаций, которые могут возникать на ее просторах – это мир полный новых возможностей.

Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге в 1983 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.

Сегодня игра считается одним из видов спорта. Люди стремятся к победе, получая невероятное удовольствие от такого времяпровождения. Небольшая доска с замысловатыми фигурками является уникальным прообразом великолепного досуга, который приносит нам не только радость расслабления, но еще и активно развивает наши умственные способности.

(слайд 8)

        В нашей школе в январе 2016 года был проведён шахматный турнир, в котором приняли участие ученики с 3 по 11 классы. Всего – 128 человек. 27 человек стали победителями и призёрами в разных возрастных группах.

Я решил выяснить, а по математике они также хорошо успевают.

(слайд 9)

 С этой целью провёл анкетирование среди всех участников турнира.

Вопрос анкеты:

(слайд 10)

Для начала я выяснил, как часто ученики играют в шахматы.

Я узнал, что 16% учеников вообще не играют в шахматы, 34% редко, 22% часто, 28% постоянно.

Соперниками по игре обычно являются родители, братья, сестры, одноклассники, друзья.

(слайд 11)

Изучив результаты, я выяснил, что практически все ученики после школы делают уроки, играют в компьютерные игры, гуляют на улице, читают книги, посещают кружки и секции.

Изучив успеваемость у победителей и призёров, я выяснил, что из 27 у 14 (51%) – оценка «5», у 12 человек (43%) – оценка «4». Всего на «5» и «4» по математике (алгебре) учатся 94% победителей и призёров шахматного турнира.

По результатам проведенного исследования я сделал вывод, что намного успешнее усваивают математику дети, умеющие играть в шахматы.

(слайд 12)

                Гипотеза о взаимосвязи умения играть в шахматы и успеваемости по математике (алгебре) подтвердилась.

        Шахматы сочетают в себе элементы науки, искусства и спорта. Это – логическая игра, которая способствует развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления.

        Благодаря этой работе мне удалось заинтересовать и увлечь ребят этой полезной и увлекательной игрой. На данный момент шахматный кружок в школе посещают на 25 человек больше, всего 68 учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

В работе описывается опыт обучения младших школьников основам игры в шахматы. Приводятся ссылки на используемые  интернет-ресурсы, движки, психологические тесты....

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Интерактивная игра по "Шахматам"

Скучно было детвореРанним утром во дворе.- Знаю я одну игру, --Сказал ребятам Петя.-Где бы ни был я, вездеВ неё играют дети.Интерактивная игра по шахматам для 4 класса. Материал по закреплению пр...

Презентация "Как на Руси играли и играют в шахматы"

В презентации 19 файлов о развитии шахмат в Росси от Ивана Грозного до наших дней. Есть файлы с загадками, ребусами, шахматными задачами и интересные факты из жизни великих шахматистов....