Особенности организации урока в начальной школе в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка на тему
Грамотная организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для любого учителя, даже опытного. К тому же количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается год от года, требует поиска новых методов и подходов в учебно-воспитательном процессе, расширения сферы инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_uroka_v_nachalnoy_shkole_v_usloviyah_inklyuzivnogo_obrazovaniya.rar | 113.58 КБ |
Предварительный просмотр:
I группа(учащиеся с сохраненным интеллектом) Тема: ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ЦЕЛИ: 1. дать учащимся представление о разных видах треугольников; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения; 2. развивать речь, мышление, внимание, память учащихся; 3. воспитывать у учащихся умение работать коллективно, формировать сознательное отношение к учебе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к образованию слов. | II группа (учащиеся с ОВЗ) Тема: Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз с простыми задачами на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Цели: закреплять: — умение решать простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц; — умение решать составные задачи; — вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100, таблицу умножения и деления); — способствовать развитию логического мышления, внимания; — воспитание умения слушать и понимать учителя, умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи | ||||||||||||
Ход урока I. Организационный момент. | |||||||||||||
II. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над геометрическим материалом: рассмотрим виды треугольников. Откройте учебник на с. 4 и рассмотрите вверху чертеж. В треугольнике АВС все углы острые, значит, такой треугольник называется остроугольным. В треугольнике DЕК есть прямой угол, его называют прямоугольным. В треугольнике ОМТ есть тупой угол. Такой треугольник называют тупоугольным. Для закрепления полученных знаний дети под руководством учителя выполняют задания 8, 9. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Решение задачи 10 проводится под руководством учителя. После чтения условия задачи выполняется чертеж. По чертежу составляется план решения, и учащиеся записывают решение задачи на доске и в тетрадях по действиям | II. Актуализация знаний Самостоятельная работа Работа по карточкам. Таблица умножения и деления на 5, 6 | ||||||||||||
III. Актуализация знаний Самостоятельная работа 1. По данным таблицы составьте задачи и устно их решите.
2. Сравните: 5 ч 17 мин … 517 мин 1 сут. 20 ч … 120 ч 108 мин … 1 ч 8 мин … 4 мин 2 с … 42 с 9 мин 20 с … 560 с 1 год … 360 сут. | III .Сообщение темы и целей урока. Работа по теме урока На уроке будет много интересных заданий, но наша главная задача – закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц. 1. Закрепление понятий (на несколько единиц больше (меньше)». «в несколько раз больше(меньше)» — Но прежде чем плавно опуститься, давайте повторим: □ на О больше □+О ∆ в Оразбольше ∆ ∙ О О на □ меньше О — □ □ в ∆ раз меньше □: ∆ — Эти знания вам понадобятся в решении задач. | ||||||||||||
IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Решение задачи 10 проводится под руководством учителя. После чтения условия задачи выполняется чертеж. По чертежу составляется план решения, и учащиеся записывают решение задачи на доске и в тетрадях по действиям. 1) 325 – 85 = 240 (км) – прошел автобус 2) 240 : 60 = 4 (ч) О т в е т: через 4 ч автобус будет на расстоянии 85 км от второго города. 2. Решение уравнений. Уравнения из задания 13 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой). | IV. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику 1. Самостоятельная работа с самопроверкой. Решение простых задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц. (Два ученика работают индивидуально под руководством учителя) — Игра «Ручеёк». Работаем по рядам. Приготовили листочки, не забудьте поставитьсвой порядковый номер. «Ручеёк» организован в форме игры«Пересадки». Правила игры просты. Цель ученика: правильно решив задачу, пересесть на освободившееся место. Чем больше пересадок совершил ученик, тем лучше (Игра подробно описана в журнале «Начальная школа» № 8, 1994 год). 1. У Коли 3 яблока, а у Миши в 5 раз больше. Сколько яблок у Миши? 2. В лодке 4 гребца, а на байдарке в 2 раза меньше. Сколько гребцов на байдарке? 3. В парке 16 качелей, а каруселей на 4 больше. Сколько каруселей в парке? 4. В банке 2 кг мёда, а в бидоне в 3 разабольше. Сколько кг мёда в бидоне? 5. На полке 21 пластинка с песнями, а со сказками на 7 меньше. Сколько пластинок со сказками? 6. Фотограф сделал18 цветных снимков, а чёрно-белых в 2 раза меньше. Сколько чёрно-белых снимков сделал фотограф? 7. В зоопарке 8 львов, а верблюдов на 4 меньше. Сколько верблюдов в зоопарке? 8. У Олега вколлекции было 9 монет. За лето он приобрёл монет в 3 раза больше, чем было. Сколько монет он приобрёл? Проверка: 1. 3 х 5 = 15 (яблок) 2. 4: 2 = 2 (гребца) 3. 16 + 4 = 20 (каруселей) 4. 2 х 3 = 6 (кг) 5. 21 – 7 = 14 (пластинок) 6. 18: 2 = 9 (снимков) 7. 8 – 4 = 4 (верблюда) 8. 9 х 3 = 27 (монет) — У кого так? Молодцы! — Что значит 3 х 5 ? — Что значит 16 + 4 ? — Умение решать простые задачи поможет нам в решении более сложной составной. 2. Решение составной задачи. — Составьте задачу: Орехов – 9 Грибов—? в 2 раза больше, чем орехов. Шишек —? на 10 меньше, чем грибов. — Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? — Можем это узнать? Каким действием? — Теперь можем ответить на вопрос задачи? — Каким действием? — Запишите решение и ответ по действиям. — Запишите решение выражением. | ||||||||||||
Физкультминутка. | |||||||||||||
V. Закрепление и обобщение изученного 1.Решение задач. После чтения задачи 1 дети совместно с учителем записывают условие и составляют план решения. Затем учащиеся записывают решение самостоятельно. 1) 5 + 4 = 9 (б.) – всего банок 2) 18 : 9 = 2 (л) – в 1 банке 3) 2 · 5 = 10 (л) – яблочного 4) 2 · 4 = 8 (л) – вишневого О т в е т: 10 л яблочного сока и 8 л вишневого сока. Задачу 4 учащиеся читают, ставят к ней вопрос: «Сколько центнеров пшеницы привезли в третий день?». После этого дети решают задачу самостоятельно (с последующей проверкой). Ф и з к у л ь т м и н у т к а 2. Решение примеров. Примеры из задания 6 можно предложить детям решить самостоятельно | V.Работа над пройденным материалом
С. 107 № 38 Ф и з к у л ь т м и н у т к а С. 107 № 37 Сравнение именованных чисел С.107 № 40 Решение примеров | ||||||||||||
VI. Домашнее задание: задания 11, 12. | VI .Итог урока. - Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. — Над чем работали? | ||||||||||||
VII. Итог урока. Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке? Дети. Мы познакомились с новыми видами треугольников: остроугольный, прямоугольный и тупоугольный; учились их чертить и находить на чертеже. Учитель. Что повторяли на уроке? Дети. Повторили решение задач на движение и уравнения | VII. Домашнее задание: с. 107 упр. 42 |
I группа(учащиеся с сохраненным интеллектом) Урок информатики Тема: МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ЦЕЛИ: •обобщить знания о понятии “модель”, как о подобии реальных объектов, акцентировать внимание на строгом порядке действий при построении модели; • сформировать понятие о том, что отношение может быть объектом моделирования; • рассмотреть виды моделей отношений между понятиями; • сформировать умение моделировать различные отношения между понятиями; • совершенствовать навыки работы на компьютере. | II группа (учащиеся с ОВЗ) Урок технологии Тема: Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки из ткани. Цель урока: 1.Познакомить с видами ремонта. 2.Отрабатывать навык выполнения прямых и косых стежков. Задачи: 1Развитие тонкой моторики пальцев рук, внимания, мышления. 2. Развитие словесно-логической, зрительной и слуховой памяти. 3.Развитие самостоятельности, аккуратности, терпения, трудолюбия. 4.Развитие эстетического вкуса. |
Ход урока I. Организационный момент. | |
I. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом. Сегодня на уроке мы примерим на себя роль “информационных модельеров”. Мы продолжим изучение моделей, узнаем новые их виды, займемся самостоятельным моделированием, будем решать информационные задачи. Конечно, нам понадобятся внимательность, сосредоточенность, воображение. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Желаю и вам сегодня приобрести новые знания… | I. Проверка готовности учащихся к занятиям. Подготовка рабочего места к работе. Приготовили ручки, тетради, дневники. |
II. Актуализация знаний Самостоятельная работа по вариантам - Чтобы двигаться дальше, необходимо проверить, как вы усвоили прошлую тему. А для этого мы сейчас выполним ряд заданий: 1. Вариант 1 (задание на карточке у обучающихся, проверяем на слайде 2) Задание на формирование представления о свойствах модели Отметь, какими существенными свойствами должна обладать модель реального объекта
2. Вариант 2 (задание на карточке у ребенка, проверяем на слайде 3) Используя данные для справки, вставь пропущенные слова: А) Модель - это упрощенное подобие реального объекта. Б) Модель является результатом моделирования. В) Наши знания – это упрощенная модель мира, его отражение в нашем мировоззрении. Данные для справки: отражение, модель, моделирование, представление, результат, управление. | II. Работа по теме урока Вводная беседа. За своей одеждой надо следить ежедневно, необходимо уметь пришивать пуговицы, если они оторвались, вешалку к пальто, куртке, полотенцу, подшивать низ платья, брюк или юбки. Аккуратным людям вещи служат долго. Сегодня мы с вами будем учиться изготавливать и пришивать вешалку из ткани. Для чего служит вешалка в одежде? Вешалка нужна для того, чтобы за неё вешать куртку, халат, полотенце. Как подбирают ткань и нитки для вешалки? Вешалку изготавливают из ткани изделия или другого материала в цвет ткани. Вешалку пришивают косыми стежками, нитками под цвет ткани. Прежде чем начать работу над изготовлением вешалки нужно составить план по её изготовлению. Вместе с учениками составляем план работы по изготовлению вешалки, и записываем в тетрадь. 1-й этап выполнения вешалки. Раскроить вешалку размером 10 на 4. Какую форму имеет деталь кроя вешалки? Прямоугольная форма. 2-й этап выполнения вешалки. Определить середину кроя вешалки путем сложения. 3-й этап выполнения вешалки. Подогнуть долевые срезы на изнаночную сторону к середине детали, заметать. 4-й этап выполнения вешалки. Перегнуть деталь, уровнять, подогнутые края заметать. 5-й этап выполнения вешалки. Обработать деталь косыми стежками или стачным швом. Удалить нить заметывания. Откройте тетради, запишите число, тему урока, последовательность изготовления вешалки. |
IV. Работа над новым материалом. У: Для изучения новой темы нам необходимо кое-что вспомнить: - Какие отношения могут быть между понятиями? (род —> вид- несимметричные; вид <—> вид - симметричные) - Какие отношения между понятиями “дерево” и “береза”? (Понятие “дерево” по отношению к понятию “береза” родовое) (слайд 6, щелчок) - Создайте модель отношения между понятиями “дерево” и “береза”. (Затруднение у детей) - Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы этого еще не умеем делать) - Значит, чему мы сегодня должны научиться на уроке? (Научиться моделировать отношения между понятиями) - Это и есть тема нашего урока. (слайд). Мы должны будем с вами сегодня получить новые знания, чему-то научиться, а вот что узнать и чему научиться - вы скажете мне в конце урока. | IV- V. Практическая работа. -Инструктаж по охране труда. -Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работ. -Повторяем, как определить долевую нить в ткани. -Как определить изнаночную и лицевую стороны ткани. -Самостоятельная работа учащихся по технологическим и операционным картам. Ученики начинают работу, учитель следит, как ученики отмеряют длину нити для работы, за посадкой учеников во время работы, за аккуратным выполнением задания |
Физкультминутка. | |
V. Изучение нового материала в ходе самостоятельной работы с книгой - Прочитайте, пожалуйста, текст учебника на с. 108. и найдите ответ на вопрос (слайд 9): какие существуют формы моделей, отражающие отношение между понятиями? (Отношения между понятиями можно представить в виде текстовой и графической модели) (Слайд 9, щелчок) - Как называется текстовая модель? (суждение) - Как называется графическая модель? - Попробуем по аналогии с учебником составить текстовую и графическую модели отношения между понятиями “дерево” и “береза”. (Слайд 9, щелчок, щелчок) Работа с выводом 1 на с. 109 (самостоятельное чтение, хоровое заучивание, фронтальный опрос части детей). - Самостоятельно на с. 109 найдите ответ на следующиий вопрос: (Слайд 10) 1. С какой целью мы моделируем отношения между понятиями? (Слайд 8, щелчок) Работа с выводом 2 на с. 109 (аналогично выводу 1). | |
VI. Домашнее задание: Прочитать текст учебника § 14 | VI .Итог урока. - Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. — Над чем работали? |
VII. Итог урока.
| VII. Домашнее задание:пришить оторвавшиеся пуговицы и вешалки на своей одежде |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...
Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования
Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования...
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях инклюзивного образования
Вступление на педагогогическом совете....
Магистерская диссертация "Проектирование и реализация ИОП для учащихся начальной школы в условиях инклюзивной практики".
Научно-исследовательская работа по теме "Проектирование и реализация ИОП для учащихся начальной школы в условиях инклюзивной практики"....
Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...
«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...
Педагогический опыт по теме: Использование квест-технологий на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования обучающихся
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь...