Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
статья по теме
Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.
В настоящее время ФГТ соответствуют комплексные программы:
«От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
«Истоки» (под ред. Л.А.Парамоновой),
«Детство» (Т.И.Тибаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова),
«Успех» (под ред. Н.В.Фединой),
«Счастливый ребенок» (научный рук. С.А.Козлова).
Для осуществления преемственных связей необходимо:
1.Укрепление здоровья детей;
- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
-организация двигательной активности детей.
2. Формирование положительной мотивации:
- проведение занятий в форме - игры.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности;
- восприятие инструкций;
- планирование деятельности;
- умение выполнять задание до конца;
- способность выполнять задание в течение определённого времени.
4. Развитие познавательных функций:
-речь;
- внимание;
- память;
- восприятие;
- воображение;
- мышление.
5. Организация разнообразных форм занятий:
- наблюдение;
- работа парами;
- работа по подгруппам;
6. Активизация любознательности и инициативности детей:
- умение задавать вопросы;
- высказывание собственных суждений;
- умение делать простые практические выводы.
7. Организация сотрудничества детей и педагогов.
8. Создание развивающей среды.
Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.
Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.
Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.
Преемственность между всеми звеньями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.
В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.
Дошкольник | Начальная школа |
Деятельный и активный. | Присутствует исследовательский интерес. |
Любознательный. | Коммуникативен. |
Инициативный. | Ответственен. |
Открытый внешнему миру. | Уважительное отношение к окружающим. |
Доброжелательный и отзывчивый. | Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни. |
Уверен в своих силах. |
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:
- всестороннее воспитание и развитие;
- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;
- формирование учебной мотивации.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. Проведение профилактических мероприятий, таких как:
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
5.Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);
6.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Литература
- Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
- Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
- Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...
Преемственность риторики между дошкольным и начальным образованием как средство реализации ФГОС
Риторическое образование является неотъемлемой частью общего образовательного процесса. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федераль...
Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения
Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальн...
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
Из опыта работы учителя начальных классов по преемственности детский сад-школы....
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реализации ФГОС
В этой статье будет информация о преемственности школы и детского сада....