выступление на семинаре по внеурочной деятельности
статья

Тема "Особенности организации групповой работы на уроке Истоков. Методика проведения ресурсного круга."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ablahatova.docx21.38 КБ
Файл ablahatova.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд-1

 Особенности организации групповой работы на уроке Истоков. Методика проведения ресурсного круга.

Слайд-2

Урок «Истоки» - это урок общения, урок-диалог учителя и детей, детей и детей. На уроке важна доверительная, комфортная для общения обстановка. Особенностью урока является обязательное проведение активной формы обучения, причем именно той, которую предлагает методическая разработка. В этих системных разработках по активным формам заложен результат развития личности ребенка и группы, и идти к нему нужно постепенно не пропуская шаги возрастания. Активная форма занимает на уроке 15 -20 минут. Все остальное время – это поле творчества учителя.

Слайд-3

      В 4 классе применяется система тренингов, позволяющих в активной форме освоить социокультурные категории и ценности, заложенные в программе по предмету "Истоки". Тренинги развивают саморегуляцию поведения, основные характеристики познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), помогают детям управлять чувствами.

В целом, активные формы обучения воспитывают целеустремлённость, ответственность, контактность, покладистость, исполнительность, доброту.

Слайд-4

Структура тренинга:

  1. Подготовительный этап (присоединение к заданию).
  2. Индивидуальный этап.

Учитель объясняет задание, предлагает самостоятельно найти ответ. Не обращаясь за советом к соседу, чтобы оценить свои знания. Определяется время на обдумывание вопроса (3-5минут). По завершении времени индивидуального этапа учитель просит всех одновременно закончить работу и внимательно послушать следующее задание.

3.Работа в паре.

Учащимся предлагается сообщить друг другу своё решение и прийти к единому мнению.

Возможна схема общения:

- первый учащийся сообщает партнёру свой выбор,

- второй внимательно слушает и выражает своё согласие или несогласие, знакомит со своим решением.

Далее учащиеся пытаются прийти к единому решению. Если необходимо – объясняют свой выбор.

Время на принятие общего решения - 5минут.

За минуту до окончания данного времени, необходимо предупредить учащихся о своевременном завершении диалога.

Учитель просит учащихся одновременно завершить работу в паре и приступить к обсуждению принятых решений.

Данный этап может быть структурирован на микроэтапы, которые учащиеся проходят под руководством учителя.

4.Обсуждение вопроса в классе. Экспертная оценка учителя.

Возможен следующий вариант обсуждения:

  1. Заслушивают мнение любой пары и выявляют тех, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.
  2. Заслушав объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
  3. Оценивается результат совместной работы в паре.

5.Рефлексия.

Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.

Учитель подводит итоги работы, отмечает учащихся, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение. Основными видами тренингов в пятом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится надолго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.                   

Используются на любом этапе. В зависимости от того, как построен урок, и какие цели преследуются на занятии.

Слайд-5

Особенности развивающих и оценивающих активных занятий.

Социокультурные тренинги по предмету «Истоки» подразделяются на развивающие и оценивающие. Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме и осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе.

Оценивающие тренинги определяют уровень усвоения содержания учебного материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. Оценивающих тренингов за год восемь. Мы оцениваем динамику развития каждого ученика (по итогам индивидуального этапа) и группы (в паре, тройке, четвёрке). Оценивание результатов осуществляется по 7-бальной шкале. После оценивающего тренинга следует положительно оценить действия каждого ученика, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, огласить достоинства ребёнка.

Слайд-6

Оценочная деятельность осуществляется через систему вознаграждения.

Способы вознаграждения:

1.Одобрение и аргументированная похвала.

2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками.

3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе).

4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера).

5.Благодарность.

Слайд-7

2. Ресурсный круг.

Ресурсный круг- активная форма обучения, при которой  участники  сидят(стоят) в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный  барьер.

Методика «Ресурсный круг»  может быть предложена  как мотивация к деятельности, решение спонтанных ситуаций в детском коллективе, закрепление деятельности, рефлексия.

Четкий алгоритм действий, пошаговость помогают осмыслить итоги  каждого этапа  занятия и выйти на запланированный результат.

Слайд-8

Условия для  успешного проведения  ресурсного круга:

1.Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории. Комфортная обстановка.

Надо найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца обучающихся. Любое мнение должно быть выслушано, принято.

2.Подготовительный этап (мотивационно-ориентировочный).

Проблема, цель, вводная беседа, присоединение к предстоящей деятельности.

Педагог в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.

Присоединение предполагает:

-создание благоприятной психологически комфортной обстановки (атмосферы доверия, взаимопонимания, взаимоуважения);

-общение с детьми на уровне «Взрослый – Взрослый»;

-устранение барьеров в коммуникации (общение на уровне глаз, рассаживание детей свободным полукругом, кругом);

-взаимодействие с детьми с учётом разных типов восприятия.

 В беседе с детьми педагог последовательно ставит вопросы с целью актуализации социокультурного опыта, активизации мышления и речи детей. Вопросы должны быть чёткими, достаточно краткими и понятными детям.

Учитель даёт некоторые пояснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, корректно делает поправки. Окончание беседы должно характеризоваться определённой завершённостью, содержать обобщающие выводы.

Большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом педагог активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не перебивать собеседника, не отвлекаться.

При этом предстоящая работа должна быть интересна детям.

3.В основном этапе ресурсного круга детям задается вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос еще раз. Основной вопрос не должен предполагать конкретного или однозначного ответа, потому что в отсутствии мнений и обсуждать нечего.

При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность других детей.

Затем следуют высказывания детей в кругу по часовой стрелке. Учитель принимает все ответы детей, проявляя терпение, спокойствие, доброжелательность. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.

4.Заключительный этап – рефлексия.

В завершение ресурсного круга подводится итог, делаются выводы.

Слайд-9

Правила общения в процессе проведения «Ресурсного круга»:

-внимательно слушать говорящего, поддерживать его молча;

-смотреть на говорящего, чтобы лучше понять его;

-говорить ясно, чётко, кратко, помнить, что высказаться хотят все;  

-не перебивать говорящего;

-быть доброжелательным, уважать мнение других;

-если не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака;

-любое мнение должно быть воспринято.

Слайд-10

      Рекомендуется после активного занятия положительно оценить действия каждого ребенка, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, отметить его достоинства. Акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы.

       Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей, на нём происходит переоценка жизненного опыта, имеющегося у ребёнка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности.

Слайд-11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности организации групповой работы на уроке Истоков. Методика проведения ресурсного круга.» Выполнила Аблахатова Г.С учитель высшей категории

Слайд 2

Урок «Истоки» - это урок общения, урок-диалог учителя и детей, детей и детей. Особенность урока - обязательное проведение активной формы.

Слайд 3

Система тренингов В 4 классе применяется система тренингов, позволяющих в активной форме освоить социокультурные категории и ценности, заложенные в программе по предмету "Истоки".

Слайд 4

Структура тренинга 1. Подготовительный этап (присоединение к заданию). 2. Индивидуальный этап. 3.Работа в паре. 4.Обсуждение вопроса в классе. Экспертная оценка учителя. 5.Рефлексия.

Слайд 5

Особенности развивающих и оценивающих активных занятий. Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме и осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе. Оценивающие тренинги определяют уровень усвоения содержания учебного материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками.

Слайд 6

Способы вознаграждения: 1.Одобрение и аргументированная похвала. 2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками. 3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе). 4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера). 5.Благодарность.

Слайд 7

РЕСУРСНЫЙ КРУГ

Слайд 8

Условия для успешного проведения ресурсного круга: 1. Вводная беседа , как подготовка к восприятию изучаемой категории. Комфортная обстановка. 2. Подготовительный этап (мотивационно-ориентировочный). 3. В основном этапе ресурсного круга детям задается вопрос по теме занятия. 4. Заключительный этап – рефлексия.

Слайд 9

Правила общения в процессе проведения «Ресурсного круга»: - внимательно слушать говорящего, поддерживать его молча; -смотреть на говорящего, чтобы лучше понять его; -говорить ясно, чётко, кратко, помнить, что высказаться хотят все; -не перебивать говорящего; -быть доброжелательным, уважать мнение других; -если не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака; -любое мнение должно быть воспринято.

Слайд 10

Рекомендуется после активного занятия - положительно оценить действия каждого ребенка; подчеркнуть его личный вклад в общий результат; отметить его достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме:"Организация внеурочной деятельности"

В своём выступлении старалась отразить все формы и методы работы в проведении внеурочных занятий по курсу"Земля-наш дом"...

Презентация к семинару "Организация внеурочной деятельности на примере ОУ"

В презентации представлен опыт работы школы за 3 года по организации внеурочной деятельности....

Выступление на педсовете по внеурочной деятельности

Выступление на педсовете.Тема:  Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения  личностных и метапредметных образовательных результатов....

Районный семинар по внеурочной деятельности

Районный семинар для руководителей МО начальных классов...