Выступление на МО " Использование ЭОР на уроках окружающего мира"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира в начальных классах.»
Выступление учителя начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ»
Самолюк Ирины Владимировны
В наше время дети получают много различной информации. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. И мы, как учителя, должны не отставать от детей и идти в ногу со временем.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить разумному и эффективному использованию его учащимися.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Современное образование немыслимо без современных средств обучения.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
- экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
1. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
2. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
3. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
4. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
5. делает занятия интересными и развивает мотивацию.
6. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Как использование ЭОР поможет учителям начальной школы? Цифровые образовательные ресурсы открывают для педагога новые возможности по формированию базовых УУД у младших школьников. Качественные электронные учебники, как правило, составлены таким образом, чтобы достичь формирования у школьников всех необходимых УУД – без привлечения других учебных пособий. Задания по каждой изучаемой теме разнообразны, интерактивны, позволяют работать как индивидуально, так и в парах, и в группах. Младшие школьники привыкают к разным формам работы, учатся оценивать себя после выполнения всех заданий, получают адресную обратную связь. И все это – без дополнительных усилий со стороны педагога. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при подготовке к уроку мы свами стараемся предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, может быть для контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизация пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.
Уроки с использованием ЭОР более интересные, продуманные, наглядные. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится в пособии или на сайтах Интернета.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
В своей работе я использую следующие информационные источники:
а) мультимедийные презентации;
Их можно назвать одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Уроки с применением мультимедийных презентаций провожу часто, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ИКТ на уроках в начальной школе).
б) электронные энциклопедии и библиотеки, словари;
в) интерактивные карты природных зон, физические карты,
демонстрационные таблицы
Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
– приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
– наносить надписи при помощи клавиатуры.
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.
г) видеоматериалы.
Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц.
Д) тесты-онлайн
Также важна здоровье сберегающая составляющая урока. Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 45 минут ученики должны смотреть в экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности. Важнейший вопрос – сохранение зрения.
Мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь способствует повышению утомляемости детей. Стандартные правила для обычной российской школы таковы: для детей, которые учатся в первом классе, нормальное время для работы за компьютером на уроке составляет 10 минут. Для ребят, учащихся в классах, начиная от второго, и заканчивая пятым, общая продолжительность работы за компьютером составляет 15-20 минут.
Таким образом, внедрение ЭОР в образовательный процесс не модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не эффективен и, по большому счету, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не посчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями воспитательными развивающими задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
У каждой новой технологии есть свой принципы: принцип мастер – класса такой: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сегодня я выступа...
"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе с использованием ИКТ....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
Эффективность применения ИКТ на уроках....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
С данным сообщением выступала на районном МО учителей начальных классов....
статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"
Используя информационные технологии на уроке можно увеличить объем тренировочных упражнений, активизировать внимание учащихся, их мотивацию к учебной деятельности, к предмету....
Доклад - выступление на тему "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"
Особенности использования ИКТ на уроках в начальной школе...