«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
методическая разработка
Цель данной разработки - доказать и на примере показать учителям-коллегам, что заниматься проектной деятельностью в начальной школе не сложно и интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Хомяченко Елена Александровна
ТМК ОУ «Диксонская средняя школа» пгт Диксон, учитель начальных классов
Аннотация: С целью достижения нового качественного образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС НОО необходимы современные методы обучения для развития творческих способностей младших школьников. Одним из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.
Многие учителя считают, что проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого.
Целью данной разработки является доказать и на примере показать коллегам, что заниматься проектной деятельность в начальной школе – это не сложно, а даже интересно!
Цель занятия: рассмотреть методы и приёмы организации проектной деятельности в начальных классах.
Задачи мастер-класса:
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
- систематизировать знания о проектной деятельности;
- отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;
- провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Планируемые результаты мастер – класса:
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- Участвовать в постановке проблемы мастер - класса;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
- Умение контролировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- Установление причинно – следственных связей;
- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Уметь пользоваться педагогической терминологией;
- Участвовать в диалоге; приходить к общему решению;
- Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные УУД:
- Осознавать необходимость в работе над данной темой;
- Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- Дипломатично выражать своё мнение.
Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);
Технологии: Проблемно-диалогическая технология.
Форма: практическое занятие
Оборудование: презентация; раздаточный материал для практической
части клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, смайлики.
Ход мастер-класса
1. Организационное начало
Звучит заманчиво звонок.
Милые коллеги! Всем внимание:
Начинаем методический урок!
2. Мотивационное начало
- Работу предлагаю начать с высказывания Антуана де Сент – Экзюпери, которое должно быть девизом для каждого учителя: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
3. Самоопределение к деятельности
-Перед вами слово Проект. Какие ассоциации у вас возникают со словом Проект? (Ответы участников).
-У нас это тема занятия “«Организация проектной деятельности в начальной школе». Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”. Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектной деятельности в обучении.
-Итак, проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы.[5]. Несколько нетрадиционное и эмоциональное определение предлагает американский педагог У. Килпатрик: "Проект есть всякое воздействие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца" [3, с.79].
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.[5]
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.
4. Первичное восприятие материала
- Выделение основных этапов проекта
- Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформированы группы).
-У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста, текст (Приложение 1.).
Задание 1- Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
- С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
-Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил, как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
- Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
- Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)
- Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)
- Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
- Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).
- Посмотрим, что у вас получилось. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.
Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта (Приложение 2.).
- Выдвижение проблемы, цели проекта.
- Планирование.
- Выполнение проекта.
- Анализ результатов.
- Защита проекта.
- Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта - это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. [4]
– В начальных классах эффективна следующая последовательность модификаций проекта: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.[3, с.99]
-Проекты в младшей школе отличаются несложностью и простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. [1]
- На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа, которая позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей - социальные, коммуникативные, мыслительные, исследовательские навыки.
5. Отработка полученных знаний на практике
I этап – проблема.
- Сегодня я предлагаю вам стать участниками проектной деятельности на тему: «Диксон - моя малая родина». Для начала, мы распределимся с вами на группы.
- Распределение по группам.
- Скажите, почему мы можем взять эту тему, в чем состоит проблема? (К нам часто приезжают туристы, гости посёлка. Их интересует, что любопытного может быть в нашем посёлке, можно ли его любить?).
II этап - формулирование темы и цели проекта
- Какую цель, и какие задачи будет решать наш проект? (Группы формулируют цель, задачи, проблемы и ключевые направления для работы).
- Я предлагаю поработать с раздаточным материалом. Рассмотрите предложенные материалы и подумайте, какой проект можно сделать в наших условиях? (Варианты: презентацию, буклет, стенгазету).
- Пусть продуктом проекта будет буклет, который нам поможет получить представление о Диксоне.
III этап – работа над проектом – 10 -15мин
- Итак, вы стали сотрудниками дизайнерской идеи. Кто-то из вас будет оформлять страничку истории посёлка, второй человек – страничку достопримечательностей посёлка, третий – страницу флоры и фауны Диксона.
- Давайте, составим с план работы:
- Отбор нужного материала
- Разработка дизайна
- Определение порядка выполнения работы
- Презентация
- Ваша задача: из предложенных текстовых и фото материалов отобрать необходимую информацию и оформить свою часть буклета; озаглавить страничку с помощью цветных карандашей или фломастеров; быть готовыми к презентации.
IV этап – промежуточный контроль
1. Обсуждение возникших проблем.
2. Рекомендации по их решению (неформальный опрос).
3. Доработка проектов.
V этап – презентация.
- Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад, чтобы получить конкретный результат.
6. Рефлексия
- После мастер-класса возникло ли у Вас желание посетить свою малую родину? Достигли мы цели, поставленной в начале проекта?
- Как вы считаете можно ли аналогичный проект осуществить в рамках изучения других учебных предметов?
- На доске изображены три ступеньки: 1-я - мне было скучно, 2-я - было иногда интересно, 3-я – мне понравилось. Я прошу Вас, наклеить своего смайлика на ту ступеньку, которая соответствует вашему настроению на данном занятии.
- Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения »:
•«Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»
•« Создание проекта позволило мне…»
•«Для меня было новым…»
7. Подведение итогов в виде синквейна
-Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.
8. Заключительное слово
Удачи вам, уважаемые учителя!
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Спасибо за внимание и за сотрудничество!
Библиографический список
Статьи из журналов и периодических изданий:
- Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Герус В. Л. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 566-569.;
- Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа);
Книга:
- Килпатрик У.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
Электронный ресурс удаленного доступа (Internet):
- Проект - это "пять" П./ Бодня Анна Анатольевна//Электрон. дан. – Режим доступа URL: http://bodnia.ru/index.php/tvorcheskie-raboty/130-proekt-eto-pyat-p.html (дата обращения 01.11.2018г)
- Проектная деятельность учителя в соответствии с требованиями новых стандартов/ Аптекина Л.А. //Электрон. дан. – Режим доступа URL: http://akademkniga.ru/upload/comment_file_tmp/48a/aptekina_l_a_proektnaya_deyatelnost_uchitelya_po_fgos_prezentatsiya.pdf (дата обращения 01.11.2018г)
Приложение 1
Задание 1
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА!
Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Задание 2
- С чем столкнулся мудрец на берегу реки?
-Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?
- Чем занимались ученики в сказке?
- Как быстро построили лодку и почему?
- Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?
- Каков результат этой истории?
- Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?
Приложение 2
Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта:
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе
Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...