Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на учебник С.В. Комарова, Т.М. Головкина Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.
Согласно учебному плану на изучение Речевой практике во 2 классе отводится 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rech_praktika_2_klass_vi_.docx | 44.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
школа - интернат №3 «Развитие» муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. Заречная, д. 35
тел./факс (499) -…., e-mail: ….
«Рассмотрено» Председатель МО ….. ________________________ Протокол № ___ «__» августа 2021г. | «Согласовано» На педагогическом совете Зам. директора по УВР …. ______________________________ Протокол № ____ «__» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие» …. ___________________________ Приказ № _____ «__» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речевая практика»
для обучающихся 2 «А» класса
Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Составитель:
Жучкова Светлана Валерьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2021
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- СанПиН 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28.)
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.
-Письмо Минобрнауки 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на учебник С.В. Комарова, Т.М. Головкина Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.
Согласно учебному плану на изучение Речевой практике во 2 классе отводится 68 часов.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения во втором классе:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например, выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I’) -IV классов, курс речевой практики во втором классе рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I’) -IV классов и составляет 2 ч. в неделю.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ
Предметные результаты Обучающийся научится:
Достаточный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке;
- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
- уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
- знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников;
- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинныйо - символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Обучающийся получит возможность научиться:
Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
1) Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.
2) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын-дочь, воспитанник, одноклассник и др.).
3) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения.
4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 года обучения).
5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 года обучения).
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в - на, у – за, над - под, с - на, к - от и др., Например,: положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии (Что ты делал?).
Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания. Например, Наташа, подойди к доске и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговика. Дети вылепили во дворе Снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь.
Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Раздел № урока, тема | Содержание и форма организации учебных занятий | Вид деятельности обучающегося | |||
Аудирование | Речевая ситуация | Культура общения | Контрольно-диагностические материалы | ||
1-4. Добро пожаловать! 1 Добро пожаловать. |
Комбинированный урок. | Поздравление с началом учебного года. | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Ответные реплики в типовом диалоге. | |
2. У нас новая ученица. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Знакомство с новой ученицей. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена» | |
3. Правила для школьника. | Конструирование реплик по теме. | Введение детей в ситуацию знакомства Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. | Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов знакомства игрушек. | |
4. Дежурим с другом (подругой) | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. | |
5-8. Истории о лете 5-6. Истории о лете. |
Комбинированный урок. | отгадывание загадки о лете | Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации | Познакомить с правилами участия в полилоге | Игра «Рассказ по кругу» |
7-8. Я расскажу вам, где отдыхал. | Разучивание считалок | Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту | Познакомить с правилами участия в полилоге | Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план | |
9-11. Три поросенка 9. Знакомство со сказкой «Три поросенка» | 1. Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки – «звуковое письмо») 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3. Разучивание песенки из сказки 4. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки») 5. Инсценированные сказки 6. Обобщающая бесед. Комбинированный урок. | Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке. | Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка» | Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки. | Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?» |
10-11. Инсценировка сказки «Три поросенка» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка» | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся | |
12-15. Расскажи мне о школе. 12. Играем на перемене. | 1. Ведение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций) 2. Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников. 3. Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был») 4. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации. Комбинированный урок. | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно» | Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. |
| Умение игры по правилам. Игра «Кто быстрее?» |
13. Не надо больше ссориться. | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться» | Моделирование спорных ситуации и способы их решения | Формировать доброжелательное отношение друг к другу | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» | |
14. Дружат в нашем классе девочки и мальчики. | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. | |
15. Наш товарищ заболел | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» | Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю. | Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации | |
16-18. Вспоминаем любимые сказки. 16. Знакомство со сказкой «Три медведя» | 1. Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.) 2. Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации) 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки») 4. Инсценирование сказки. Комбинированный урок. | Разучивание чистоговорки | Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя» | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности |
17-18. Инсценировка сказки «Три медведя» | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся | |
19-22. Алло! Алло! 19. В воскресенье все дома | 1. Введение в тему (беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций). 2. Выявление умений учащихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, сотовый, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы операторов мобильных сетей. 3. Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. при (беседа с элементами рассказа) . 4. Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес учащегося) 5. Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) 6. Ролевые игры по теме ситуации. Комбинированный урок. | Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». | Формировать уважительное отношение к старшим | Выявление знаний, учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам. |
20.Расскажи о себе | Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. |
| Рассказ о себе по образцу | ||
21. Я звоню себе домой | Разучивание чистоговорки | Моделирование телефонных разговоров с мамой. | Познакомить с правилами общения по телефону | Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона | |
22. Я звоню в экстренные службы | Слушание и воспроизведение чистоговорки: | Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи» | Познакомить с правилами общения по телефону | Составление рассказа с опорой на картинки | |
23-26. С Днем рождения! 23. Мы в гостях на день рождении | 1. Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта учащихся, ) 2. Разучивание чистоговорки 3. Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения, заучивание дат рождения учащимися 4. Конструирование поздравлений и ответных реплик, в том числе реплик, сопровождающих вручение подарка. Дифференциация поздравлений, адресованных ровеснику и взрослому. 5. Моделирование диалогов на основе иллюстраций. 6. Ролевые игры по теме ситуации. 7. Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план. Комбинированный урок. | Расширять представления, учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими | Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем | Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам | |
24. День рождения! Знакомимся с гостями | Драматизация песни «К нам гости пришли» | Познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то» | Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту | Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя | |
25. День рождения! Провожаем гостей | Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…» | Расширять представления, учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими | Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту | Ролевая игра «Кукла провожает гостей» | |
26. Накрываем на стол | Отгадывание загадок | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом. | Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста» | Ролевая игра «Кукла накрывает на стол» | |
27-29. Новогодняя сказка 27. Готовимся к празднику | 1. Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя) 2. Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно графические схемы. 3. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. 4. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник. | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. | Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений | Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение | Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. |
28-29. Новогодние поздравления | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. | |
30-32. Новогодний карнавал. 30. Новогодние чудеса | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) 2. Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений) 3. Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. 4. Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» Комбинированный урок. | Слушание песенки «В лесу родилась елочка» | Моделирование ситуации знакомства на карнавале | Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность | Игра «Узнай меня» |
31-32. Новогодний карнавал. | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем | Моделирование возможных диалогов между героями картинки и участниками карнавала. | реплики-приглашения, сопровождающие вручением приглашений | Проигрывание диалогов между учащимися. | |
33-36. Дежурство 33. Дежурим с другом (подругой) | 1. Ведение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя) 2. Разучивание чистоговорки 3. Введение в ситуацию: распределение обязанностей между дежурными в классе, в столовой, на пришкольной территории и др. (беседа по сюжетной картинке, составление предложений, обсуждение выхода из возможной проблемной ситуации) 4. Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие. 5. Тренировочные упражнения в произнесении реплик с соответствующей интонацией. 6. Моделирование диалогов с опорой на иллюстрации. 7. Ролевые игры по теме 8. Составление рассказа по теме «План дежурства» (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план) Комбинированный урок. | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. |
34. «Ура! Перемена!» | Чтение учителем стихотворения «Перемена» | Обсуждение ситуации по вопросам учителя. | Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене. | ||
35-36. План дежурства. | Тренировочные упражнения в произнесении реплик с соответствующей интонацией | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. | ||
37-40. У меня есть щенок! 37. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | 1. Ведение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение»,) 2. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) 4. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации 7. Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») Комбинированный урок. | Заучивание четверостишья из стихотворения. | Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова | Воспитывать у детей любовь к животным. | Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. |
38. У меня есть щенок! | Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик» | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Называние ласково | Составление описания собаки по картинно-графическому плану | |
39. Я умываюсь | Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр» | Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены | Закреплять умение строить высказывание-просьбу | Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями | |
40. «А у нас в квартире кот! А у вас?» | Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе» | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Называние ласково | Составление описания кота по картинно-графическому плану | |
41-44. Пошли в столовую! 41-42. Помощница. | 1. Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) 2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) 4. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.) 8. Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит» Комбинированный урок. | Слушание стихотворения А. Барто «Помощница» | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Называние ласково | Составление рассказа по картинно-графическому плану |
43-44.День школьника. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Беседа по итогам экскурсии. Игра «Кто знает, пусть продолжит» | |
45-48. «Красная Шапочка» 45-46. Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) 5. Инсценирование сказки 6. Обобщающая беседа. Комбинированный урок. | Прослушивание загадки в форме «звукового письма» | Познакомить учащихся со сказкой «Красная Шапочка» | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки |
47-48. Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. | |
49-52. Я поздравляю тебя! 49. Поздравляем папу | 1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4. Создание видеопоздравления. Комбинированный урок. | Заучивание стихотворения к 23 февраля по выбору учащихся | Составление поздравления папе с опорой на условно-графические схемы предложений | Учить обучающихся строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. |
50. Поздравляем маму | Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся | Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений | Учить обучающихся строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. | |
51-52. «К нам весна шагает…» | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны | Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | Составление рассказа с опорой на картинный план | |
53-56. Я записался в кружок! 53. Я иду в кружок. Кто со мной? | 1. Ведение в тему (работа с иллюстрациями). 2. Тренировочные упражнения в интонировании предложений. 3. Игра «Живое предложение» 4. Конструирование возможных диалогов в ситуации записи в кружок (студию, секцию). 5. Моделирование диалогов. 6. Ролевые игры по теме. 7. Коллективное составление рассказа по теме с опорой на план. Комбинированный урок. | Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок | Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок» | Познакомить с основными моделями поведения в ситуации записи в кружок | Беседа с опорой на личный опыт |
54. Я тоже занимаюсь в кружке. Беседа | |||||
55-56. Игра «Живое предложение». Игра «Живое предложение» | |||||
57-61. Вспоминаем любимые сказки 57. Кот и лиса. Русская народная сказка | 1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки и др. ) 2. Игра «Вспоминаем сказки» 3. Закрепление содержания знакомых сказок (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов, коллективное рассказывание) 5. Инсценирование сказки (вариант: творческая работа «Наша сказка») 6. Обобщающая беседа Комбинированный урок. | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. |
58. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка | |||||
59 Царевна лягушка. Русская народная сказка | |||||
60.Игра «Вспоминаем сказки» | |||||
61.Наш сказка. | |||||
62-65. 62-63. Скоро лето. | 1. Введение в тему (работа с иллюстрацией) 2. Актуализация личного опыта школьников: беседа с элементами рассказывания. 3. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик. 4. Ролевые игры по теме 5. Составление рассказа «Ура, каникулы!» с опорой на картинный план. Комбинированный урок. | Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй лето!» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета |
| Правила поведения на воде Игра «Морские фигуры» |
64-65. Здравствуй лето! 64.Эксурсия. | Отгадывание загадок, доскажи словечко | Экскурсия на школьный двор. |
| Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу | |
66-68. Поклонимся памяти Героев | 1. Введение в ситуацию 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4. Создание видеопоздравления Комбинированный урок. | Заучивание стихотворения к 9 мая | Составление поздравления с опорой на условно-графические схемы предложений | Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией | Составление рассказа с опорой на картинный план |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I модуль | |||
1 | Добро пожаловать! | 03.09.21 | |
2 | Добро пожаловать! | 07.09.21 | |
3 | Добро пожаловать! | 10.09.21 | |
4 | Добро пожаловать! | 14.09.21 | |
5 | Истории о лете | 17.09.21 | |
6 | Истории о лете | 21.09.21 | |
7 | Истории о лете | 24.09.21 | |
8 | Истории о лете | 28.09.21 | |
9 | Три поросенка | 01.10.21 | |
II модуль | |||
10 | Три поросенка | 12.10.21 | |
11 | Три поросенка | 15.10.21 | |
12 | Расскажи мне о школе | 19.10.21 | |
13 | Расскажи мне о школе | 22.10.21 | |
14 | Расскажи мне о школе | 26.10.21 | |
15 | Расскажи мне о школе | 29.10.21 | - |
16 | 02.11.21 | 09.11, | |
17 | 05.11.21 | 12.11 | |
18 | Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы учащимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевой практики») | 09.11.21 | |
19 | Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы учащимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевой практики») | 12.11.21 | |
Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы учащимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевой практики») | 16.11.21 | ||
Алло! Алло! | 19.11.21 | ||
III модуль | |||
20 | Алло! Алло! | 23.11.21 | |
21 | Алло! Алло! | 26.11.21 | |
22 | Алло! Алло! | 30.11.21 | |
23 | С Днем рождения! | 03.12.21 | |
24 | С Днем рождения! | 07.12.21 | |
25 | С Днем рождения! | 10.12.21 | |
26 | С Днем рождения! | 14.12.21 | |
27 | Новогодняя сказка | 17.12.21 | |
28 | Новогодняя сказка | 21.12.21 | |
29 | Новогодняя сказка | 24.12.21 | |
30 | Новогодний карнавал | 28.12.21 | |
IV модуль | |||
31 | Новогодний карнавал | 11.01.22 | |
32 | Новогодний карнавал | 14.01.22 | |
33 | Дежурство | 18.01.22 | |
34 | Дежурство | 21.01.22 | |
35 | Дежурство | 25.01.22 | |
36 | Дежурство | 28.01.22 | |
37 | У меня есть щенок! | 01.02.22 | |
38 | У меня есть щенок! | 04.02.22 | |
39 | У меня есть щенок! | 08.02.22 | |
40 | У меня есть щенок! | 11.02.22 | |
41 | Пошли в столовую! | 15.02.22 | |
42 | Пошли в столовую! | 18.02.22 | |
V модуль | |||
43 | Пошли в столовую! | 01.03.22 | |
44 | Пошли в столовую! | 04.03.22 | |
45 | «Красная Шапочка» | 08.03.22 | |
46 | «Красная Шапочка» | 11.03.22 | |
47 | «Красная Шапочка» | 15.03.22 | |
48 | «Красная Шапочка» | 18.03.22 | |
49 | Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) | 22.03.22 | |
50 | Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) | 25.03.22 | |
51 | Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) | 29.03.22 | |
52 | Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) | 01.04.22 | |
VI модуль | |||
53 | Я записался в кружок! | 12.04.22 | |
54 | Я записался в кружок! | 15.04.22 | |
55 | Я записался в кружок! | 19.04.22 | |
56 | Я записался в кружок! | 22.04.22 | |
57 | Вспоминаем любимые сказки | 26.04.22 | |
58 | Вспоминаем любимые сказки | 29.04.22 | |
59 | Вспоминаем любимые сказки | 03.05.22 | |
60 | Вспоминаем любимые сказки | 06.05.22 | |
61 | Вспоминаем любимые сказки | 10.05.22 | |
62 | Скоро лето! | 13.05.22 | |
63 | Скоро лето! | 17.05.22 | |
64 | Скоро лето! | 20.05.22 | |
65 | Скоро лето! | 24.05.22 | |
66 | Поклонимся памяти Героев (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) | 27.05.22 | |
67 | Поклонимся памяти Героев (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) | - | |
68 | Поклонимся памяти Героев (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) | - | |
ИТОГО | Количество часов в год -68 ч | Фактически: ________66______ | Дано: _____________ |
5.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по истории для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Методические рекомендации (размещены на сайте).
2. Учебники предметной линии С.В. Комарова Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.
3. Технические средства:
- интерактивная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
4. Учебно-практическое оборудование:
печатные пособия:
С.В. Комаров, Т.М. Головкина Речевая практика (рабочая тетрадь) 2 класс,
Москва «Просвещение» 2020
дидактический раздаточный материал:
- карточки с заданиями, дидактическими играми и игровыми упражнениями;
- карточки с заданими;
- карточки- схемы ;
- сюжетне картинки;
- открытки-поздравления;
- открытки- приглашения;
- маски для театрализованных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...