Доклад "Разноуровневые модели обучения"
статья

Казгунова Татьяна Владимировна

Выступление "Разноуровневые модели обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад56.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: Разноуровневые модели обучения детей - инвалидов и их сверстников  на уроках окружающего мира с использованием технологии поисково-исследовательской деятельности.

   Суть основных проблем обучения такова: «Кого, чему и как учить?». Эти проблемы, определяющие и цель дидактики, оказались актуальными особенно сейчас и для меня. 

   В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области дифференцированного обучения и разрабатываются конкретные технологии разноуровневого обучения.

    По данным Ю.З.Гильбуха, процентное соотношение учащихся, отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, таково:

65 процентов составляют дети со средней обучаемостью;

15 процентов - дети с высокой;

20 процентов - с различными задержками психического развития.

  Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок использования разноуровневого обучения. 

   Большой вклад в разработку этой проблемы внесли философы и психологи: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, К.М.Гуревич и др., в работах которых раскрыта природа способностей, одаренностей, индивидуальные особенности детей и подростков.

   Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

    При таком обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий, они сознательно делают акцент на определенных предметах.

       В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, национальному признаку, религиозной принадлежности, уровню воспитанности.

    Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения.

    Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

    Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

 психологических задач;

предметно-дидактических;

реализации принципа «воспитывающего обучения».

   Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.

   Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

   Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный ) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолго-педагогическая диагностика учащегося;
  • сетевое планирование;
  • разноуровневый дидактический материал.

  Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц  и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

        Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

    Задача структурирования содержания решается мною при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий  на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II  – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания;

III – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки.

   Эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

   При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении,  разделяю на следующие шаги:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме.

2– мотивация учащихся.

3  – ознакомление с информацией.

4 – освоение информации, которое может происходить через проработку текста, взаимообучение.

5 – контроль освоения информации.

   Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения  сводятся к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение.

3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, право на собственное мнение и ошибку.

    Приоритетной задачей образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством разноуровневой модели обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности,  сформированность умений и навыков. Особенную важность эта задача приобретает в условиях обучения детей -инвалидов.

   В России, по данным Росстата, проживают более 580 тыс. детей-инвалидов, и перед этими детьми и их семьями возникает множество трудностей в процессе интеграции в общество. Эти трудности связаны не только с проблемами со здоровьем ребенка-инвалида, но и с его воспитанием, обучением.

   Получение образования ребенка с инвалидностью является важнейшим условием его адаптации в обществе. И очень важно, чтобы ребенок с инвалидностью посещал школу вместе со здоровыми сверстниками.

     В 2020 – 2021 учебном году был укомплектован мой 1 А класс. На данный момент – это 3 класс. В его составе мальчишки и девчонки из разных семей: полных и неполных, с достатком и малообеспеченные, и ребёнок с нарушением  опорно – двигательной системы, требующий особого внимания.  

   По рекомендации психолого – медико - педагогической комиссии мой ученик  обучается на дому. Для такого ребёнка составляется индивидуальное расписание, адаптируется  образовательная программа по предметам.  Не всегда здоровье позволяло Егору встречать меня дома, так как некоторое время проходил  курс лечения в области. Но обучение не прерывалось. В такие периоды мы общались дистанционно.

   Дистанционное обучение  позволяет нам держать постоянную связь, независимо от расстояния между нами. Ребенок имеет возможность в любое время задать вопрос мне и получить на него исчерпывающий ответ. Одновременно Егор получает навыки работы с персональным компьютером, осваивает новые информационные технологии.
   Трудно представить ученика, получающего образование без участия сверстников. Несмотря на диагноз, весь наш класс ждёт Егора в школе в любой удобный для него момент, относясь к нему с уважением и пониманием. Зачастую это были не только учебные занятия, но и классные мероприятия, праздники, конкурсы и даже научно – исследовательские конференции. Егор награждён грамотой за активное участие в реализации проекта «Во саду ли, в огороде…» реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

   В ходе коллективной работы стали прослеживаться добрые, доверительные отношения  в моём классе. Я работаю, согласно следующим принципам:

1.включать ребёнка-инвалида в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;

2. вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

3. использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, экскурсии, исследования и т.д.

Всем классом принимаем участие в акции – «Кормушка для пичужки» и в течение зимы подсыпаем корм. Если класс идёт на экскурсию, то Егора привозит в назначенное место  мама, где ждут его настоящие друзья.

4. позитивный настрой учителя, обязательно уделять внимание каждому ребёнку и не терять надежды.

  Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть островок, где он всегда может ощущать себя защищенным, уважаемым и нужным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе.

   Практика свидетельствует: включение детей-инвалидов в образовательную среду массовой школы помогает сплотить коллектив, вызвать чувство сопереживания, ответственности за поступки. Каждый из нас, организуя обучение детей - инвалидов в массовой школе, может выстроить свои принципы работы, от которых зависит успех каждого.

   На уроках окружающего мира я использую  разноуровневые карточки- задания с базовым уровнем, средним, творческим.

Применяю следующие методические приёмы:

  • ситуация противоречия между известным и неизвестным (текст)
  •  прием «яркое пятно» (загадки, сказки, иллюстрации, инсценировки, ребусы, кроссворд, песенки )
  •  упражнение «царство клякс» (Что спряталось в этих кляксах?)
  • Описание: http://klass.resobr.ru/1.gif

 прием «мудрая сова» ( Вывешивается плакат с изображением, «мудрой совы», внизу этого изображения находятся кармашки. В кармашки помещаются вопросы, а учащимся предлагается найти ответы на вопросы, используя для этого дополнительные информационные источники)  

  •  метод «шести  шляп»

Этот метод ролевой игры, который мне хочется продемонстрировать. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно) (раздаю участникам шляпы), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

- Представьте свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа. Факты.

- С помощью энциклопедий  расскажи о растениях только фактами, цифрами. Ответ: Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные.

Жёлтая шляпа. Позитивное мышление.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? Ответ: Растения обогащают воздух кислородом и делают его пригодным для дыхания. Они также укрывают животных от ветра и солнца, дождя и снега. Если бы не было растений, не было бы и нас.

Чёрная шляпа. Проблема.

-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

Используйте материал учебника на стр.56-58. Ответ: Кислород в атмосферу выделяют растения. Они, как пылесосы, очищают воздух от пыли и различных газов.

Красная шляпа. Эмоции.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? Ответ: Многие семьи выезжают в лес, чтобы отдохнуть, собрать ягоды, охапки красивых и приятно пахнущих цветов. Очень жаль, что при этом люди не заботятся о том, что вытоптана цветущая поляна. На планете Земля остаётся всё меньше растений.

Зелёная шляпа. Творчество.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? Ответ: Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растений и ухаживать за ними. Охранять растения- значит заботиться о живом.

Синяя шляпа. Подведение итогов. Обобщают высказывания каждой группы. Философия. Ответ: Растения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом, очищают его от примесей и пыли, выделяют вещества, которые убивают болезнетворные бактерии.

Данный метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Более того, при использовании этого метода в группе исключаются конфронтации, которые могут возникнуть между людьми с различным типом мышления при решении одной проблемы.

         

         В своей практике использую задания творческого характера. Очень интересным и эффективным считаю приём творческого рассказывания. На уроках окружающего мира применяю следующие виды рассказов:

  1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);
  2. описательный рассказ на основе сравнения (« Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.);
  3. рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления);
  4. рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);
  5. рассказ – диалог - достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ - описание с диалогом («Разговор человека с деревом», « О чём щебечут воробьи?» и др.)

  Решение творческих исследовательских задач связано с поисковой деятельностью обучающихся.

      Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци  и др.

    В исследованиях В.В. Давыдова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются  и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

    Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать  достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.    

     Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Учащиеся  включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.

    На уроках  окружающего мира мною были выделены следующие этапы организации поисково-исследовательской деятельности:

   Определение, выбор объекта наблюдения. (Задание: найди, рассмотри, собери.)

   Процесс наблюдения за объектом. (Задание: пронаблюдай, отметь, изучи, определи.)

    Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения (Задание: сопоставь, сравни, проанализируй.)

    Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся. (Задание: объясни, выдвини предположение, установи причину, взаимосвязь, зависимость.)

    Формулирование выводов и обобщений. (Задание: оформи в виде таблицы, схемы, рисунка, рассказа, экологического паспорта, памятки, отчёта; заполни дневник наблюдений.)

         При изучении предмета «Окружающий мир» моими учениками были проведены  небольшие исследования, эксперименты, направленные на выявление основных признаков живых организмов (дыхание, питание, размножение, развитие, отмирание); на понимание их многообразия; на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания (на конкретных примерах разнообразных экологических связей, доступных пониманию младших школьников).

 

   Организация такой  деятельности, как поисково-исследовательская, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей - инвалидов.

    Опросы и анкетирование учащихся, родителей, педагогов показали, что умения, приобретённые в процессе занятий исследовательской деятельностью, позволяют развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благотворно  отражается в учебной деятельности на различных уроках (на слайде диаграмма – результат анкетирования).  

Результаты анкетирования

Позволяют ли умения, приобретённые в процессе исследовательской деятельности, развивать навыки:

анализа

синтеза

обобщения

классификации

учащиеся школы

98%

99%

100%

96%

родители

99%

95%

98%

97%

педагоги

100%

99%

100%

99%

    Конкретные знания, добытые самостоятельно, пригодятся в дальнейшем при изучении предметов в среднем и старшем звене, позволяют сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Мои ученики охотно вступают в диалог, спорят с одноклассниками, пытаются находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания.

   Опыт работы показал, что дети, участвующие в поисково-исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальностью мышления.  

   Учащиеся моего класса принимают активное участие в поисково - исследовательских проектах, конференциях, форумах по окружающему миру муниципального, регионального, Международного уровней, представляя плод своего труда.

   

    Сделаю вывод:   Разноуровневое обучение создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы адаптировать содержание изучаемого материала, уровень требований к его усвоению, методы, используемые для этого применительно к особенностям личности учащегося, уровню его учебных возможностей.

   

    Закончить своё выступление хочется известным высказыванием: «Вся наша жизнь - череда различных проектов.

 Задача учителя  научить ребенка планировать  и успешно реализовывать свои жизненные проекты».

Химия (1792)Хозяйственное право (26)

Языко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В данной разработке  представлено по одному уроку в параллели 1-4 классов. Материалы данных уроков содержат задания, которые непосредственно направлены на развитие познавательных способностей и в...

«Изучение проблемы гаджетизации младших школьников в условиях выстраивания современной модели обучения»

В современном мире стремительно увеличивается количество электронных устройств, и активному человеку мало одного девайса. На одну семью в России в среднем приходится 3-4 персональных устройства, с пом...

Технологическая карта урока физической культуры в деятельностной модели обучения

«Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств»...

Модель обучения "Перевернутый класс"

Сообщение, презентация....