Выступление на методическом объединении (2022 -2023 уч.г.)
статья (2 класс)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, т.к. именно творческая личность способна ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на МО24.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ СО «Гимназия №1»

Выступление по теме самообразования

«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Харьковская Ольга Николаевна

Саратов

2022/2023 учебный год

Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию  на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

 Начальная школа  очень важный этап жизни ребенка. От учебы в начальных классах  зависит, как будет в дальнейшем учиться ребенок. Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе сообща можно идти к единой цели развития школьника.

Сейчас я могу сказать: мои ученики  отличаются от прежних учеников. Они умеют спорить, размышлять, не ищут легких путей, умеют оценивать свою работу и работу своих  товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций.  Дети активно участвуют в делах класса и школы.

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи, воспитание ситуацией успеха и отмечая достижения, в том числе и внешкольные, каждого ребенка. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.

В  учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Познавательная деятельность младших школьников – это процесс освоения новых знаний, умений и навыков. Для активизации этого процесса необходимо использовать различные методы и приемы, как на уроках, так и во внеурочное время.

На уроках

  1.  Игровые методы

Создание игровой  атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

Игры могут быть как индивидуальными, так и командными. Например, игра «Мозговой штурм» поможет развить креативное мышление и логические способности учеников. В игре участвуют все ученики класса, которые должны предложить свои идеи по решению задачи или проблемы.

  1. Работа в группах

 Работа в группах помогает развить навыки коммуникации и сотрудничества. В групповых заданиях каждый ученик может проявить свои сильные стороны и внести свой вклад в общее дело.

  1. Использование технологий

 Современные технологии могут быть полезны для активизации познавательной деятельности детей. Например, использование интерактивных досок, компьютерных программ и приложений помогает сделать урок более интересным и запоминающимся. В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом дети научатся готовить их сами.

Использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.

В этом учебном году уже 5 учащихся нашего 2 Б класса представляли свои научно-практические  работы и проекты на разных уровнях ( и успешно). На результативность процесса обучения оказывают  межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер..

Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации.. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит -  урок удался!

Праздники интеллектуалов. Ведь непрерывное усвоение знаний с увлечением –это и есть настоящий марафон!

  «Познание начинается с удивления» - Аристотель

   Так вот эти приемы и технологии действенны только   тогда, когда мы, педагоги,  умеем удивлять.

  1. Организация экскурсий

 Организация экскурсий и выездных занятий. Выездные занятия – это отличный способ расширить кругозор учеников и показать им реальную жизнь за пределами школы.

В 2022-2023 учебном году учащиеся 2 «Б» класса посещали занятия: «Едут с ярмарки матрешки»; «Письма с фронта», рассказывающее о Великой Отечественной Войне, которое проходило в Государственном музее им. К.А.Федина .Также, были организованы ежемесячные  выездные занятия в культурно-выставочный центр «Радуга», с целью  патриотического воспитания учащихся, воспитания экологической культуры, роста общего интеллектуального и культурного уровня.

Во внеурочное время

  1. Кружки и секции.

 Кружки и секции – это отличный способ развития интересов и талантов учеников. В рамках кружков и секций дети могут заниматься различными видами деятельности, например, спортом, танцами, музыкой, изобразительным искусством, шахматами.

Учащиеся 2Б класса с удовольствием посещают занятия театрального кружка.

С целью   вовлечения  юных  артистов  в   процесс   создания  новой сценической  истории, а  также  формирования   атмосферы  творческого  вдохновения, на фоне которой  воспитанники   совершенствуют  исполнительское мастерство и учатся ценить  Мир, в котором  мы  живём. В рамках фестиваля, посвященному Году Учителя и наставника, силами ребят этого кружка и учащихся класса,   состоялось премьерное   выступление  «  …И для тебя я небеса открою  ..».

Учащиеся нашего класса успешно выступали в общешкольном конкурсе « Алло, мы ищем таланты!» во всех номинациях.

Запомнилось и выступление на праздничном концерте «Будем же мы наших мам поздравлять!». Готовится к показу экологическая сказка «Бабушкин подарок».

  1. Библиотека.

Библиотека – это место, где дети могут найти много интересных книг и журналов по различным темам. Чтение книг помогает развивать познавательную деятельность и улучшать языковые навыки.

  1. Музеи

Нетрадиционные классные часы проходили совместно со школьным музеем (Шишкина Е.А.). Помимо этого, учащиеся посещали Иоанно - Богославский храм при Саратовской православной духовной семинарии и познакомились с многочисленными удивительными экспонатами музея.

  1. Организация конкурсов и игр.

 Организация конкурсов и игр – это отличный способ развлечь детей и одновременно активизировать их познавательную деятельность. Конкурсы и игры могут быть посвящены различным темам, например, литературе, математике, истории.

Заключение

 Именно от младшего школьного возраста  зависят  дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

  • быть внимательным к каждому ребенку;
  • уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
  • создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Элементы занимательности выступают как  важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...

Выступление на методическом объединении "Отчет за 2022-2023 учебный год по наставничеству"

Выступление на методическом объединении "Отчет за 2022-2023 учебный год по наставничеству"...