«Функциональная грамотность обучающихся: опыт формирования, содержание, проблемы»
материал

Кобылат Елена Николаевна

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ВЕСЁЛОВСКАЯ СОШ №1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

24.08.2022г

учитель начальных классов Кобылат Е.Н.

«Функциональная грамотность обучающихся:

опыт формирования, содержание, проблемы»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Распределите на часах время вашей занятости в течение суток. Подумайте, какому занятию вы отвели максимальное количество времени? Какому… минимальное? А какое время у вас заняла область на самообразование и общение с коллегами?

В настоящее время мы имеем возможность чаще встречаться на семинарах, педсоветах, методических объединениях, делиться мнениями, что-то узнавать, делать выводы, пробовать и применять на практике, обучать по-новому. Такая возможность продиктована нашими потребностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Приоритетной целью обновленных ФГОС становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным.

  1. Назовите ключевое слово, связанное с ФГ. Посмотрим на экран. 

Вы правы! Что такое ФГ в понятии школьного образования? Существует много определений ФГ.

 «Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». 

Этот термин отражает общеучебную компетенцию. Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте.

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Основные направления функциональной грамотности:

1.Математическая грамотность

2.Читательская грамотность

3.Естественнонаучная грамотность

4.Финансовая грамотность

5.Глобальные компетенции

6.Креативное мышление

Хотелось бы определиться, за что отвечает учитель? До 2009 года учитель был ориентирован на формирование предметных умений, затем -  метапредметных. Сегодня учитель поставлен перед тем, что он должен сформировать у детей ФГ.

Тогда и у учителя должны быть знания не только в области профессиональной деятельности, но и в других областях. Учитель должен быть функционально грамотен!

Жизнь на предметы не делится. ФГ -  это зона ответственности всех учителей. Мы часто можем слышать, что ребенок знает правила, но не может их применять. Это явление даже получило называние «выученная беспомощность».

Поэтому очень важно всем учителям на каждом уроке уделять время развитию ФГ. При этом не надо произносить фразу: «Дети, сейчас мы выполним задание по ФГ». И не нужно забывать, что при формировании ФГ важна системность!

  1. Как вы считаете, формированию какой грамотности следует уделять больше внимания? Какая грамотность важнее в нашем коллективе? Посмотрим в % соотношении ваши ответы.

Во многих школах России созданы и представлены на сайтах сборники заданий по формированию ФГ, банки заданий для начальной школы, проводятся Дни функциональной грамотности. На сайте нашей школы представлен блок по основам ФГ, даны ссылки на Приказы и Письма федерального и регионального уровней и ссылки на банк заданий по функциональной грамотности. Есть ссылки на МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы по функциональной грамотности,  на дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе»,  программы развития педагогов «Я Учитель».

 На сайте школы представлены читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление. По всем этим направлениям в  2021-2022 учебном году с 5 по 9 класс в нашей школе проводилась диагностика учащихся на платформе РЭШ. К сожалению, результаты не радуют.

Возможно, что одна из причин очень слабых результатов это то, что учитель не уделяет времени для формирования ФГ на уроке или у учителя нет системы; часто учитель не видит потенциала заданий учебника. Авторы учебников утверждают, что ФГ заложена в содержании. Поэтому очень важны и полезны вебинары, встречи с авторами и издателями учебников (такие как в Кабардинке и на сайте Издательство «Просвещение»).

Позвольте процитировать один из актуальных советов по формированию ФГ от спикеров августовского совещания работников образования, организованного издательством «Просвещение» 16-17 августа: «Не тратьте время на комментарии к заданиям, т.е. не лишайте детей возможности формировать читательскую грамотность, а работая со сплошным текстом, задайте такой вопрос, чтобы было понятно, где искать ответ (в таблице, схеме, инфографике или в иллюстрации)».

Вам я рекомендую познакомиться с сайтом Учитель.CLUB. На просторах этого сообщества активно обсуждаются проблемы образования и предлагаются пути решения. На сайте «Просвещение» есть сборники «Формируем функциональную грамотность» для 5 классов и сборники для старших школьников. Авторы рекомендуют использовать данные пособия не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Подводя итог моего выступления, еще раз хочется напомнить, что

-  при формировании ФГ важна системность;

-   необходимо использовать инструменты для учителя (бумажные и цифровые), изучать и обсуждать вопросы по ФГ на ШМО и семинарах;

-   продолжить эту тему в режиме практики по формированию ФГ (представление опыта в рамках проекта «500+» и муниципального методического ресурсного центра).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Участие в региональной НПК «Математическая функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценка»

Роль Яндекс.Учебника в формировании математической функциональной грамотности младших школьников...

Функциональная грамотность младшего школьника. Формирование и оценивание. Методическое пособие.

В презентации расказывается о  функциональной грамотности на внеурочной деятельности младших школьников. Представлено методическое пособие, которое позволяет интересно и увлекательно проводить...

Функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценивание.

laquo;внедрение… новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченнос...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»

Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие  формированияю функциональной грамотности школьников.  ...