Программа стажировки по проблеме внедрения технологий формирования у учащихся функциональной грамотности.
проект
Предварительный просмотр:
II. Форма предоставления авторской программы стажировки заявителя по проблеме внедрения технологий формирования у учащихся функциональной грамотности.
- Информационный блок программы
1.1. | ФИО разработчика | Лосева Ирина Борисовна |
1.2. | Название программы | «Проектный Гуру» или нелинейное формирование функциональной грамотности у младших школьников. |
1.3. | Цель программы | Создание условий для преодоления профессиональных дефицитов у педагогов в вопросах нелинейного формирования функциональной грамотности у младших школьников. |
1.4. | Задачи программы |
|
1.5. | Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры | С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость… всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, и в этом ему помогают педагоги. Перед учителями стоит задача уже в младшем школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности. Такую возможность дает технология проектирования, позволяющая формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Создание условий для проектной деятельности в начальной школе помогает расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Стержнем технологии является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Решение практических задач или проблем проекта, требует интеграции знаний из различных предметных областей. Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Проект – это детская самостоятельная деятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе обучения и воспитания. В настоящее время метод проектов даже в младшем школьном возрасте актуален и очень эффективен. Проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. В своей педагогической практике я использую нелинейное управление проектной деятельностью, направленное на формирование функциональной грамотности через учебные предметы и курс внеурочной деятельности «Проектный Гуру». В роли «Гуру» для проектантов могут выступать как педагог, так и выпускники из начальной школы, прошедшие практику в «Школе проектов Росатома». Родители становятся активными наставниками и помощниками для детей, которые впервые пробуют «свои силы» и полученные умения на курсе «Проектный Гуру» в создании собственных проектов. Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях. Ведение курса «Проектный Гуру» дает возможность ученикам успешно принимать участие в работе «Школы проектов Росатома». Программа стажировки «Проектный Гуру или нелинейное формирование функциональной грамотности у младших школьников» направлена на создание условий для преодоления профессиональных дефицитов у педагогов в вопросах нелинейного формирования функциональной грамотности у младших школьников. Программа стажировки позволит не только обогатить имеющиеся у стажёров - педагогов научно-теоретические знания по вопросам нелинейного формирования функциональной грамотности через проектную деятельность у младших школьников, но и осмыслить эти знания в контексте современных требований ФГОС, а также, что более важно – программа позволит приобрести практический опыт по данному вопросу. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов стажировки в образовательной деятельности. Накопленный во время стажировки опыт будет способствовать преодолению профессиональных дефицитов нелинейного формирования функциональной грамотности у педагогов – стажёров через ведение проектной деятельности с младшими школьниками в соответствии с ФГОС НОО. |
- Содержательный блок программы
- Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки
Помещения для реализации программы стажировки: | Актовый зал, музей, кабинеты начальной школы |
Мультимедийное оборудование: |
Программные средства обеспечения:
|
Учебно-методический комплект: | Кейс руководителя стажировки: учебный план стажировки, раздаточный материалы, мультимедийная презентация, фото и видео материалы. Кейс стажёра: дневник стажерской программы, включающий в себя информационные и раздаточные материалы, а также материалы по рефлексивным методикам и сервисам. |
- Программа стажировки
№ | Формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке | Содержание работы по задаче |
1 | Актуализация представлений участников стажерской программы о проектной деятельности как ведущем способе учебной деятельности. | Научно-теоретическая часть. Проектная деятельность как ведущий способ учебной деятельности. Планируемый результат: обеспечение готовности стажеров к проектной деятельности, определение внутренних ресурсов. |
2 | Погружение стажеров в проектную деятельность через интерактивный курс «Проектный Гуру», направленный на развитие функциональной грамотности. | Практическая часть. - Постановка стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке. - Обогащение знаний о проектной деятельности как инструменте для развития функциональной грамотности. - Знакомство с методами нелинейного формирования функциональной грамотности в работе с детьми на стадии конструирования проекта. Планируемый результат: усиление профессиональных компетенций у стажеров способами нелинейного формирования функциональной грамотности у младших школьников. |
3 | Вовлечение стажеров в деятельность по формированию компетенции исследовательского поиска, путем решения проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе; | Деятельность педагогов и детей на разных этапах проекта. Планируемый результат: формирование планирующих, аналитико-синтетических и прогностических умений по организации проектной деятельности у стажеров. |
4 | Формирование у стажеров готовности к переносу полученных компетенций через деятельностное участие стажеров в исследовательском поиске и творческом проектировании, направленного на формирование функциональной грамотности. Создание условий для проведения стажерами самостоятельных исследований и выполнения творческих мини-проектов. | |
5 | Организация рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности в рамках стажерской площадки и после выполнения исследовательских работ и творческих мини-проектов, как условие по формированию функциональной грамотности. | Оценка результатов стажировки. - Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по овладению технологией проектирования в младшем школьном возрасте. - Внесение дополнений, изменений в разработанные ранее проекты с учётом работы над темой программы стажировки. - Рефлексия стажировки педагогами и автором программы. Планируемый результат: Повышение уровня профессиональных компетенций стажеров через использование технологии проектирования как инструмента для развития функциональной грамотности. |
- Учебный план стажировки
Таблица 1.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Научно-теоретическая часть. | ||||
1.1 1.2 1.3 | Изучение общих понятий и истории развития метода проектирования. Проектная деятельность как ведущий способ учебной деятельности. Особенности проектирования в младшем школьном возрасте. Возможности использования метода проектов. | 1 | 1 1 | ||
2 | Практическая часть. | ||||
2.1 | Постановка стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке. Самостоятельная оценка стажёрами затруднений при использовании проектного метода в младшем школьном возрасте. | 1 | 1 | ||
2.2 | Организация проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста. | 2 | |||
2.3 | Типы проектов | 1 | |||
2.4 | Алгоритм формирования проектной деятельности с младшими школьниками. | 1 | |||
2.5 | Этапы работы над проектом. | 1 | |||
2.6 | Развитие у младших школьников проектных умений. | 1 | |||
2.7 | Приемы проектной деятельности. | 1 | |||
2.8 | Активизирующие методы в работе с детьми на стадии конструирования проекта: -изучение особенностей работы с младшими школьниками в условиях проекта. -разработка игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста. | 1 | 1 1 | ||
2.9 | Деятельность педагога на разных этапах проекта. | 1 | |||
2.10 | Деятельность детей на разных этапах проекта. | 1 | |||
2.11 | Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте. | 1 | |||
2.12 | Обобщение материалов по ведению проектной деятельности в младшем школьном возрасте: результативность и перспективность. | 1 | |||
3 | Оценка результатов стажировки. | ||||
3.1 | Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по овладению технологией проектирования в младшем школьном возрасте. Формы продуктов проектной деятельности и их презентация. | 2 | |||
3.2 | Внесение дополнений, изменений в разработанные ранее проекты с учётом работы над темой программы стажировки. | 1 | |||
3.3 | Рефлексия и внешняя оценка результатов работы стажёров. | 1 | 1 | ||
Количество часов | 5 | 8 | 10 | 1 | |
Всего часов 24 |
- Способы оценки результатов стажировки
- Внешняя оценка результатов стажеров.
Презентация кейсов практических материалов - продуктов, созданных стажерами за время работы на стажировке. Презентация организована организаторами стажировки с приглашением компетентного жюри. Способ фиксации оценки - рецензия экспертов на созданные материалы.
- Самооценивание стажерами собственных результатов
Самооценивание стажерами собственных результатов происходит в форме диагностических анкет и рефлексивных карт. Диагностическая анкета содержит вопросы на формулирование стажерами собственных целей и задач, оценивание уровня владения технологией проектной деятельности в рамках формирования функциональной грамотности. Самооценивание стажерами собственных результатов по итогам проведенных стажерских проб осуществляется через заполнение рефлексивной карты о результатах, достижениях, полученных во время стажировки. В результате сравнения внешней и внутренней оценки формируется круг проблем, решение которых может стать совместной деятельностью администрации и педагогов после стажировки.
Рефлексия проводится по определению стажером уровней (высокий, средний, низкий) по следующим параметрам:
- мотивация в проведении стажерской пробы.
- значимость выполняемой стажером работы;
- достижение целей и задач стажерской пробы;
- самостоятельность при выполнении поставленных задач;
- качество и практическая значимость созданных материалов.
Листы самооценки будут размещены на странице стажировки в VK в закрытом доступе и могут быть опубликованы по желанию стажеров.
Оценка стажером уровня представленных результатов | Не проявлено (низкий уровень) 1 балл | Частично (средний уровень) 2 балла | Полностью (высокий уровень) 3 балла |
Мотивация в проведении стажерской пробы. | |||
Значимость выполняемой стажером работы. | |||
Достижение цели стажировки. | |||
Самостоятельность при выполнении поставленных задач. | |||
Качество и практическая значимость созданных материалов | |||
Итого: средний балл |
Лист самооценки стажера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк заданий, направленный на формирование и оценивание функциональной грамотности школьников.
Банк заданий, направленный на формирование и оценивание функциональной грамотности школьников....
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
«Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе»
Проект «Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе», адресован учителям начальных классов, классным руководителям, руководителям МО, методистам и зам. дире...
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся.
Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы. ОГЭ и ЕГЭ направлены на оцен- ку предметного знания — знания фактов и умений решать тип...
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»
laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)
laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...
"Организация работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности учащихся ( принципы и требования)»
Функциональная грамотность...