«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»
статья на тему

Бессонова Наталья Петровна

Почему именно повышение мотивации?

Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…

Почему через современные образовательные технологии?

Так как, ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимают инновационные технологии, что привлекает внимание учащихся и содействуют их развитию.Почему именно повышение мотивации?

Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…

Почему через современные образовательные технологии?

Так как, ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимают инновационные технологии, что привлекает внимание учащихся и содействуют их развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»

«Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Слайд №1,2. Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий».

Почему именно повышение мотивации?

Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…

Почему через современные образовательные технологии?

Так как, ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимают инновационные технологии, что привлекает внимание учащихся и содействуют их развитию.

         Из сказанного вытекает, что данная тема: повышение мотивации обучения путём применения инновационных методов является актуальной и перспективной.

Слайд №4-8.Основами выработки педагогических решений явилось изучение существующих научно-практических подходов к проблеме, образовательных стандартов, предшествующего опыта организации исследовательской деятельности на базе МАОУ «СОШ №20» Кваркенского района, а также осмысление собственного опыта.

Слайд №9. Была выработана собственная стратегия по использованию инновационных методов и технологий для повышения мотивации учащихся начальной школы.

Задачи семинара:

- познакомить с технологией модерации, которая    позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за    счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса,     активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного    управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

-организовать научно-познавательную среду через создание специальных условий для использования инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности;

Слайд №10. Работа была выстроена по четырём направлениям.

Первое направление: использование инновационных технологий в урочное время;

Второе направление: использование инновационных технологий во внеурочное время;

Третье направление:организация научно-познавательной среды для применения усвоенных компетентностей на практике.

Четвертое направление: применение здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время.

Предлагаю рассмотреть  подробнее.

  1. Использование инновационных технологий в урочное время.

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагогики насчитывается более ста технологий. Во всём их многообразии, следует, выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей.

Для того, чтобы уроки были яркими и интересными, следовательно, высоко мотивированными я применяю технологию модерации, которая основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Данная технология была продемонстрирована на открытом уроке.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Фазы (этапы) модерации:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

- визуализация; 
- мотивация; 
- интеракция; 
- коммуникация; 
- мониторинг; 
- рефлексия; 
- анализ; 
- оценка. 
Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. На предыдущем уроке были представлены методы «Автобусная остановка», «Метод опасения и ожидания».

Одной из инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности является апробация в моём классе интерактивной системы голосования и опроса «ТРИУМФ БОАРД» как средства оценки знаний обучающихся. Данная система является одной из наиболее перспективных для использования в школе средств ИКТ. Это беспроводная интерактивная система опроса и голосования, которая используется в учебных заведениях России и мира.

Данная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание. Мы работаем в режиме опроса, соревнования, голосования, индивидуального тестирования.

Мои ученики готовы к использованию ИКТ на уроках по самым разным дисциплинам, более того, современные технические средства являются хорошим мотиватором для их активной познавательной деятельности.

Практикую нестандартные формы уроков: библиотечные, музейные, уроки на метеостанции, уроки походы и экскурсии. Особое место среди уроков отвожу ВЕБ КВЕСТ – УРОКАМ http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/kbcax

- Информационные технологии: авторские презентации, видеоролики, ментальные карты, интерактивные тесты с выбором ответа, созданные учителем и учениками. Многие детские  презентации представлены на сайте «Мультиурок»  http://multiurok.ru/natalya-2015/files/Дети получили свои первые свидетельства о публикации.

- Работа с интерактивной доской. Здесь верным помощником служит образовательная платформа «Учу.ру» https://uchi.ru/login . Данная платформа ориентирована на любого ученика. Задания дифференцированы по уровню сложности.

Второе направление: использование инновационных технологий во внеурочное время;

- Метод портфолио. В моей практике этот метод базируется на добровольных началах. У каждого ребёнка в классе есть как бумажное, так и электронное портфолио.  Бумажное портфолио пополняется ребёнком лично, а электронное с помощью учителя или родителей. Так же ведётся классное портфолио. Ребята с огромным удовольствием стремятся пополнить как свой портфель достижений, так и классный http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/sebst

- Метод проектов.Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. Наиболее удачные проекты: «Агрессивная окружающая среда» - лауреат конкурса проектов «Дельфин», «Этот удивительный мир», «Путешествие по природным зонам России», «Весенняя капель», «Поспорили Пепси – Кола и вода», «Школьная клумба», «Лето наших надежд» - победитель муниципального этапа конкурса школьных проектов, участник областного конкурса. Видеопроекты: «Я помню! Я горжусь!», «Есть такая профессия».

http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/wk6ef

Являюсь автором и разработчиком сетевых проектов «Царица – водица» https://sites.google.com/site/proektcaricavodica/home

«70 кадров победы в Кваркенском районе» https://sites.google.com/site/70kadrovpobedy/home


Третье направление:организация научно-познавательной среды для применения усвоенных компетентностей на практике.

- Научно – познавательные методы осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализую  через словесные, наглядные и практические методы обучения. 

Исследовательская работа «Письмо детям войны» дистанционный конкурс исследовательских работ «Родные истоки» - победитель областного конкурса.

Исследовательская работа «Спички в руки не берем, дом родной мы сбережём» - победитель муниципального конкурса исследовательских проектов по пожарной безопасности.

Исследовательская работа «Деревья в школьном саду» - победитель школьного этапа конкурса исследовательских работ.

Проблемно – поисковый метод для меня, это метод системный.

Например, в понедельник перед ребятами ставится проблема «Святки. Что это такое?» В течение  учебной недели на уроках ребята добывают, систематизируют, обобщают информацию по данному вопросу. На уроках математики (этап урока устный счёт) дети высчитали сколько дней от месяца составляет данный период; на уроках русского языка познакомились с правописанием словарных слов по теме, на литературном чтении выучили колядки, щедровки; технология – из солёного теста, пластилина изготовили святочный пряник – козулю;  изо – познакомились с искусством оформления пряника, музыка – выучили песню «Рождество». На заключительном этапе исследовательской работы в час общения ребята, соблюдая старинный обряд, поздравили учащихся школы с праздником.  

Четвертое направление. Здоровьесберегающие технологии. В период авитаминоза в классе проходит витаминизация учащихся. Выращивается зелёный лук, который в последствие съедается учащимися в школьной столовой. На уроках проводятся двигательные, офтальмологические физкультминутки. Лыжные походы, встречи на катке – традиционные мероприятия класса.

Во время осенних, зимних, весенних каникул для учащихся организовываются рефлексивные сессии.

Рефлексивные сессии -специально организованное пространство, в котором разворачивается образовательное событие, направленное на саморазвитие учащегося в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности через пробы и рефлексию. Обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение учащихся. http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/ax0fp

 Мониторинг эффективности повышение мотивации к учению через инновационные технологии.

В сентябре 2015 – 2016 учебного года среди учащихся 4 класса была проведена психологическая диагностика по методикам Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации», проективная методика «Что мне нравится в школе», анкета «Что мне нравится в школе», диагностика «Лесенка побуждений».

Проанализировав данные, были сделаны следующие выводы:

Высокий уровень школьгой мотивации – 25%;

Средний уровень школьно мотивации – 22%;

Положительное отношение к школе – 30%;

Низкий уровень школьной мотивации – 23%

Таким образом, можно сделать вывод, что  главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого, а эффективными методами повышения школьной мотивации являются инновационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

Статья "Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий"

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...

Повышение мотивации обучающихся младших классов, через использование современных образовательных технологий

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать.Использование современных образовательных технологий помогает:§ сделать изложение нового мат...