«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »
проект (1 класс) на тему

Шерстобитова Ольга Павловна

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Как замотивировать учащихся к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня, как учителя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.odt51.17 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

 «Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »

 Курсы повышения квалификации  по ИОЧ

ИБ:             10.02.2014 — 14.02.2014

                   17.02.2014 — 21.02.2014

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила:

Шерстобитова Ольга Павловна

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 10

г.о. Жигулёвск  Самарской области

Самара, 2014

Актуальность проекта

     

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.

в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

Как «замотивировать» учащихся начальной школы к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя.

Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы.

Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. Дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела.

Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт.           Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чём сущность потребности в знаниях? Как она возникает?  Как развивается?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

 Планируемые результаты

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно,актуальность темы обусловлена следующим:

Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

   

  Предполагаемый результат:

Учащиеся получат возможность для формирования

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

     .

Цели и задачи

    Цель проекта:

    поиск путей и средств формирования и повышения учебной     мотивации.

    Задачи:     

    1. Провести теоретический анализ понятия о мотивах.  

    2. Изучить мотивационную сферу учащихся.

    3. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.

    4. Проанализировать достигнутые результаты.

    5. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.

  6. Формировать  у учащихся  положительные мотивы к изучению различных предметов   в условиях общеобразовательной школы.            

Система   работы

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических методов  исследования:  теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся начальной школы к обучению;  педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы,  развивающие игры; использование новых образовательных технологий ;статистическая обработка результатов.

Первый этап - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация".

Второй этап - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся начальной  школы. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся .

Третий этап -обобщение результатов анкетирования, тестирования к повышению мотивации учащихся к обучению.

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижение одних и тех же целей. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели.

Познавательные мотивы

Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям, отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы

Это стремление получать новые знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

Позиционные мотивы

Это стремление занять определённую позицию в отношении с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Данный мотив является основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

С.Л. Рубинштейн отмечал: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им»

Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить  хорошую отметку,  добиться похвалы учителя, одобрения одноклассников. Внутренние мотивы — интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату.

В ходе обучения учителю  необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

В мотивации прослеживаются две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудач.

Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям и навыкам, способностям. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Они неуверенны в себе, боятся критики, они не испытывают удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

 У учащихся необходимо развивать стремление к успеху.

Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и её формирование  - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивированной сферы целостной личности ученика» (А. К. Маркова).

Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.

Как справедливо отмечал   германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Именно это требование является ядром нового стандарта: универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

       

«Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения» (А. Дистервег).

Таково значение стимулирования  учебной деятельности. Необходимость его применения связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

А почему ученику должно хотеть учиться? Не кушать мороженое, не играть в футбол, не играть в компьютер, а именно учиться?!

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начинаемая деятельность. Даже навязанная кем-то деятельность мотивирована!

Вы замечали, как наказанные за шум в классе, школьники сидят тихо, но…бездельничают или устраивают каверзы исподтишка.

Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику  хочется так делать или поступать всегда). Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы.

Характер и результат его познавательной деятельности  зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься учением. Нет, задача стимула совсем иная - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.

Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них   нужды, потребности, желания, интересы, то ему не удастся стимулировать их деятельность.     Неудачный стимул пробуждает не ту потребность и ведет к неудачному (формальному) выполнению дела.

Очень важен для детей стимул: новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул как оценка давно используется учителями. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. Не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она отражать успехи ученика. Что же касается отметки, то ее роль чисто техническая: она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого - либо другого знака.

Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди сверстников. Расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ученика. Но влияние на ученика этого фактора может быть двояким. Либо полученная оценка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями, либо, если она невысока, отбивает желание учиться.

 Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Какие задания, упражнения может применять учитель для        целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся.

1. Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т. е.  к обучаемости. Можно использовать упражнения на сотрудничество  со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиске новых подходов к задаче.

2. Следующая группа упражнений — это упражнение на целеполагание школьников в учении, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач (самоанализ). Формирует адекватный уровень самооценки обдуманное поощрение их учителем. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении заданий. Учитель должен сравнивать успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

3. Следующая группа заданий на устойчивость целей, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержанию цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.

Устойчивый интерес к учебной деятельности младших школьников формируется при проведении уроков-путешествий, игр, викторин, исследований, встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу, использование различных приёмов. Необходимо стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т. п.)

Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке.  Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования.

Вот те формы и приемы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними:  научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание  научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции.

         

Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока  разнообразных форм и приёмов  формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Примеры наиболее часто используемых  приёмов:

1. Приём «Фантастические добавки». Учащимся предлагают представить себя прутиком ,при помощи которого  путешествовала лягушка из сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

2.  Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Приём «Удивляй». ( Например, рассказать детям про пальмы, которые 8 метров в длину и 6 метров в ширину, их листьями можно накрыть волейбольную площадку, из них делают зонты, веера.)

3.  Приём «Отсроченная отгадка».  Загадка даётся в конце урока, чтобы с неё начать следующее занятие.

4. Приём «Прогнозирование». ( Например, послушайте названия произведений и определите их жанр, обоснуйте ответ: «Карлик Нос», «Кот в сапогах»)

           

Одна  из составляющих мотивации — умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем это нужно. Цель, поставленная учителем, должна быть целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперёд.

Для развития этих умений можно использовать приёмы:

         1.   В начале учебного года спросить:

           - на что был похож прошлый учебный год?

           - на что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

           - что тебе нужно сделать для этого?

           - какая нужна помощь?

      2.  Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за I триместр?

          - Что тебе нужно сделать, чтобы  это было так?

          - Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

          - Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Можно предполагаемые отметки выставить карандашом в дневник. Это некоторых стимулирует. Образовательная стратегия:

        - что ты сделал, чтобы эту работу написать на «5»?

        - как ты готовился к диктанту, что позволило написать тебе его хорошо?

    3.  Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами «Я знаю, что...» этот ответ способствует росту уверенности учеников.

Создавать ситуации успеха следующими приёмами:

      - Оратор: за 1 минуту убеди своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

      - Автор:   если бы вы были автором этого учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы или эту тему?

      - Фантазёр: назовите 5 способов применения  знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.

      - Кумир:  пофантазируйте, каким образом кумиры «жизни» доказали бы вам необходимость изучения этой темы.

     -Профи: объясни, зачем нужно изучение этой темы для твоей будущей профессии?

       

Информационно-коммуникационные технологии также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. На сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках: чтения, русского языка, окружающий мир, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса . Использование ИКТ позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

В начале появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:

        1.  При изложении нового материала .

        2.  При закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы).

   3.  В системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы).

        4 .   При самостоятельной работе учащихся.

      5.   При  возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов.

       6   Во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

•      привлекать пассивных слушателей;

•      делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•     приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•     обеспечивать моментальную обратную связь;

•     повышать интенсивность учебного процесса;

•   воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

•     активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

•      объективно оценивать действия учащихся;

•      накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

•  реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

•   дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

 Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

     1. Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

       2.  Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

        3.   Давать разноуровневые задания.

        4.           Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

  1. Снабдить курс необходимыми справочными материалами.
  2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
  3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
  4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению учебных предметов.

   

Таким образом, использование ИКТ на уроках сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся начальной школы к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

     

Ведущее место в современной педагогической практике принадлежит методу проектов. Метод проектной деятельности даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Проекты в младших классах – это трудно? Это проблематично, так как дети слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Однако речь пойдёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Без помощи учителя, родителей не обойтись.   Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако, при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

В некоторых школах с этой целью проводятся специальные родительские собрания-лекции, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. В выборе темы нужно исходить от ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем проще проект. Ученик должен представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути её решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте.

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами. Каждый сделал эскиз цветника, зону отдыха в парке. Результат будет внешний, его можно увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом. Прежде чем учащиеся смогут в полной мере самостоятельно работать в тех или иных учебных проектах, необходимо сформировать у них проектные умения и навыки.

И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.

Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Правильный выбор темы проекта это начало успеха.

Тысячекратно   цитируется  применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня на водопой, но заставить  его  напиться    нельзя.  Да,   мы   можем   усадить   детей   за   парты   и  добиться идеальной дисциплины. Но,  не пробуждая у них интереса к обучению, не создавая внутренней мотивации,    мы   получим    лишь    видимость  учебной деятельности.  

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося. Надо поставить его в такие условия, создать для него такую ситуацию развёртывания активности, чтобы желательные мотивы складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого обучающегося.

Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению  и решению, т. е. использовать технологии проблемно-диалогического обучения.

Необходимо использовать для этого:

  1. Вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия — самый мощный двигатель мысли. (Например, определи и докажи, какая это часть речи -Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк.)
  2. Вопросы, требующие установления сходства и различия.
  3. Вопросы на установление причинно-следственных связей. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.
  4. Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучи понравившийся отрывок).
  5. Активную поисковую деятельность  стимулируют собственные примеры обнаружения  закономерностей.
  6. Умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, стилистических и прочих ошибок.

План реализации проекта

Дата

Мероприятия      

Участники

Июнь-август

Изучение теоретических знаний новых образовательных технологий и возможностей их практического применения

Педагог, психолог

Сентябрь и май

Диагностика и анализ детских рисунков на тему: «Что тебе нравится в школе?»(Методика Н.Г.Лускановой)

Педагог и учащиеся начальных классов

Сентябрь и май

Анкетирование и анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.(Методика Н.Г.Лускановой)

Педагог и учащиеся начальных классов

В течение года

Определение области (где?  и  как?) применения ИКТ технологий, проектной деятельности и проблемно-диалогического обучения

Педагог

В течение года

Разработка уроков с использованием новых образовательных технологий

Педагог, методист

Июнь-август

Разработка инструментов мониторинга влияния перспективных методов, приёмов и педагогических технологий на учебный процесс

Педагог, завуч школы

В течение года

Создание «методической копилки» форм и приёмов обучения, заданий и упражнений, которые  используют творчески работающие учителя, повышающие мотивацию уч-ся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС, создающие ситуации успеха.

Педагог, работник библиотеки, Интернет-ресурсы

В течение года

Разработка и проведение по соответствующим темам разнообразных по форме уроков (уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-встречи, сюжетные уроки, уроки защиты творческих заданий)

Педагог, методист,учащиеся начальных классов

Ноябрь-февраль

Проведение экскурсий, прогулок-наблюдений, социальных акций в процессе работы над проектом

Педагог, учащиеся, отдельные лица, участвующие в опросе или интервью

Ноябрь

Родительское собрание-лекция на тему: «Метод проектов и его значимость для развития личности детей»( разъясняется суть проектов, основные этапы проектной деятельности и формы возможного участия родителей  в них)

Педагог, родители

Декабрь

Разработать и распространить «памятки для родителей, чьи дети выполняют проект»

Педагог, Интернет-ресурсы

Диагностика

У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития. Первое, с чего я начинаю -  это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.

Для анализа использую различные методы:

1.   Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.

2.   Анкетирование.

3.   Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.

4.   Анализ результатов внешней экспертизы.

 

Результаты изучения лягут в основу разработки системы  уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации.

Для выявления  уровня мотивации к учению можно использовать методику Н.Г.Лускановой:

  1. Анализ детских рисунков на тему: «Что тебе нравится в школе?»
  2. Анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты(ПРИЛОЖЕНИЕ ).

Формирование мотивации — это процесс, и педагогу надо постоянно сравнивать полученные результаты с исходным уровнем, предшествовавшим формированию, а также с теми планами, которые были намечены.

Условия, обеспечивающие достижение цели проекта

От окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность.

Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе не меньше, чем театру или дому культуры.

Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, которым пользуются многие учителя, юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Вся школьная жизнь, все общение педагогов с детьми должны быть пронизаны гуманным отношением к школьникам.

Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают ее как свой родной дом, как дом радости.

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.

Ресурсы

1. Мультимедийное оборудование:

-  компьютер;

-  медиапроектор;

-  DVD — проектор;

-  учебные диски;

-  документ — камера.

2.  Кадровое обеспечение:

-  психолог;

-  работник библиотеки.

  1. Учебно — методическое обеспечение:

-     поурочные разработки.

-  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [ сост. Е.С.Савинов]. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

-     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текс с изм. И доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  • Интернет- ресурсы.

Список используемых источников

    1.   А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов  Формирование мотивации учения. Кн.

 для учителя, Просвещение, 1990.

       2.  Коптюг Н. М.    Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся. 2008.

       3. И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова Компьютер на уроке. Журнал. «Информатика и образование, №7, 1999.

       4. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994

       5. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель, 2007.

       6.   Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М., 2003

       7.  Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.  - Барнаул: БГПУ, 2006.

      8.  Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы .- Учитель, 2007.

  1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе. -  Школа, 2006.

  1. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
  2. Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды. -Школа, 200615
  3. Беспалько В.П.  Не пора ли менять стратегию образования? - М.: Педагогика, 2001
  4.  Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника.- Издание №4, 2012.
  5.  Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М., 2002.
  6.  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -Народное образование, 2000.
  7.  Соловейчик С. Учение с увлечением. – М.: Детская литература, 1979..
  8.  Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [ сост. Е.С.Савинов]. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текс с изм.  и  доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся начальной школы (авт. Н.Г.Лусканова)

Инструкция к тесту

В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тестовый материал

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  1. не очень
  2. нравится
  3. не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  1. чаще хочется остаться дома
  2. бывает по-разному
  3. иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
  1. не знаю
  2. остался бы дома
  3. пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Введение
  1. бывает по-разному
  2. нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  1. хотел бы
  2. не хотел бы

не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  1. не знаю
  2. не хотел бы
  3. хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  1. часто
  2. редко
  3. не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  1. точно не знаю
  2. хотел бы
  3. не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  1. мало
  2. много
  3. нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  1. нравятся
  2. не очень
  3. не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста

Ребятам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:

- 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: “ Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу?”, ребенок дает ответ “Да”;

- 1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: “Не знаю” или “Бывает по- разному”

- 0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе. Например, когда на вопрос “Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?”, ребенок отвечает отрицательно.

По всем ответам баллы суммируются, учителю довольно легко соотнести результаты с несколькими уровнями мотивации:

- 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования. Если посмотреть рисунки этих ребятишек, то на них можно увидеть фрагменты урока, классную доску, детей и учителя у доски.

- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся начальных классов. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Ребята с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования. На рисунках этих ребятишек изображены фрагменты школьной жизни

- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение. На рисунках они изображают школу, но ситуации внеучебного характера. Для таких учащихся свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.

- 10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации. Ребята, показавшие такой результат, неохотно посещают школу, очень часто ссылаются на плохое самочуствие. На протяжении всего первого класса на уроках из портфелей достают игрушки, часто отвлекаются на игры. На рисунках изображают игровые ситуации, не связанные со школой.

- ниже 10 баллов – школьная дезадаптация, негативное отношение к школе. Такой результат характерен для детей с низкой мотивационной, психологической, физиологической готовностью к школе. Для них свойственен отказ выполнять рисунки на школьную тему. Они не справляются с выполнением школьных требований, постоянно придумывая причины для объяснения своего поведения. В школе они чувствую себя крайне дискомфортно, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Кроме всего выше перечисленного хочу отметить следующее. Учителю стоит обратить внимание на цветовую гамму рисунка. Преобладание синих, красных тонов может свидетельствовать о тревожности ребенка. Анкетирование и рисование лучше проводить с детьми по группам так, чтобы они сидели отдельно за партами (дабы не было соблазна сделать так же, как и сосед). Идеальный вариант, когда проводится индивидуальное обследование.

Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе”

Рисуночные методики с успехом используются для диагностики проблем, возникающих у детей с приходом в школу. Эти методики, как никакие другие, позволяют выявить тревожность, негативное отношение к школе. Вот некоторые аспекты оценки рисунков на тему “Что тебе нравится в школе?”:

  • Несоответствие теме указывает на:
  1. Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. На таких рисунках ребята изображают свои игрушки, дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует о мотивационной неготовности ребенка к школьному обучению.
  2. Детский негативизм. Если ребенок категорически отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он хорошо умеет рисовать, то это может свидетельствовать как о завышенных притязаниях, так и о возможных трудностях, которые могут возникнуть у него при выполнении школьных требований.
  3. Неверное понимание и толкование поставленной задачи. В этом случае ребенок вообще ничего не рисует или пытается “подсмотреть” у соседа. Такое поведение, по мнению психологов, свойственно ребятам с задержкой психического развития

При несоответствии рисунка заданной теме при подведении итогов за рисунок проставляется 0 баллов.

  • Соответствие заданной теме свидетельствует в целом о том, что ребенок испытывает положительное отношение к школе. Но здесь есть несколько нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными ребятами для своих рисунков.
  1. Учебная ситуация. На таких рисунках ребята изображают фрагменты урока, учеников за партами, себя у доски и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации. При количественной оценке таким рисункам проставляется 30 баллов (НЕ ПОТЕРЯЙТЕ этих УЧЕНИКОВ!!!).
  2. Ситуация неучебного характера, но, так или иначе, связана со школой. Дети рисуют школьный двор, школьное здание, школьный автобус, школьный музей и т.д. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но на первый план у них выступает внешняя атрибутика. Для них очень важен статус ученика, т.е. пока на первый план выступают социальные мотивы, которые при умелом воздействии со стороны учителя и родителей вполне могут перерасти в познавательные. Количественная оценка – 20 баллов.
  3. Игровые ситуации, связанные со школой. На таких рисунках изображены игры на переменах, игрушки и другие предметы, непосредственно не относящиеся к учебе, находящиеся в классе. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но преобладающей игровой мотивацией. Количественная оценка – 10 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...

Статья "Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий"

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»

Почему именно повышение мотивации?Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, вклю...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...

доклад на МО «Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий»

Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологийВ настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и мет...