Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ
статья
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Для этого в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ
Швец Зинаида Владимировна, учитель начальных классов
КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат» р.п.Тальменка
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Для этого в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии:
- дифференцированное обучение;
- рациональная организация урока;
- создание благоприятного психологического климата;
- нейрогимнастика;
- коммуникативные игры;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- когнитивные упражнения;
- кинезиологические упражнения;
- зрительная гимнастика;
- динамические паузы.
Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса,
используемых мной на уроках.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей.
На своих уроках использую технологию развития критического мышления (на уроках чтения и письма)ТРКМЧП. Нужно помнить о том, что в работе с детьми с ОВЗ нужно часто менять виды деятельности для поддержания внимания и занимать отдельными приёмами только часть урока.
Использование приёмов этой технологии (ТРКМЧП) на уроках даёт несколько явных преимуществ:
• создают психологический комфортный климат в классном коллективе;
• делают уроки разнообразными и интересными.
На уроках стараюсь использовать дополнительный материал, практические задания, которые дают ребятам дополнительные возможности потрогать, пощупать, увидеть, понять лучше изучаемый материал.
Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.
Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.
- Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.
- Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу музыкальные физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Ребята с удовольствие выполняют упражнения.
Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак - букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.
У учащихся с ОВЗ наблюдаются искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия. В своей работе я использую :
- работу с солёным тестом;
- оригами;
- музыкальную терапию;
Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что в свою очередь развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.
На своих уроках я использую данные упражнения:
Упражнения для мышц рук:
1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика) например:
- Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
- Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.
Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк
- Блок дыхательных упражнений
- Глазодвигательные упражнения
Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.(Практикую : выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание и можешь помочь товарищу- подойди, помоги, получите задание – подойдите, сдайте тетради – подойдите по рядам и т.д.)
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий обучения детей с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной интересной для ребенка развивающей среды способствует:
- повышению работоспособности
- развитию психических процессов
- формированию, развитию двигательных умений и навыков
- развитию общей и мелкой моторики
- и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Литература литературы:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках в начальных классах
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко ис...
"Здоровьесберегающие минуткина уроках в начальных классах"
В наше время актуально приоритет здорового образа жизни. Здоровье человека -тема для разговора. В статье говорится о здоровьесберегающих минутках на уроках, как их использовать, чтобы укрепить и...
Использование ИКТ на уроках в начальных классах
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного ...
"Использование ИКТ на уроках в начальных классах!
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. ...
Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"
В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....
Использование ИКТ на уроках в начальных классах (из опыта работы)
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Это обстоятельство накладывает отпечаток на развитие его личности. Сегодня в традиционную сх...
Доклад на тему: «Использование ИКТ на уроках в начальных классах в условиях реализации ФГОС.»
Использование ИКТ на уроках...