Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"
учебно-методический материал на тему
В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 21 КБ |
master-klass.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС на тему «Использование рефлексии на уроках в начальных классах»
Подготовила учитель начальных классов МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова»
Минаева Светлана Анатольевна
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
- Дать представление о классификации рефлексии;
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
М.П.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,
нужным,
а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
В нашей школе решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.
Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел)
- сенсорную (комфортно – дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше – хуже)
Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю “поиграть в пазлы”,
из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово: Р Е Ф Л Е К С И Я
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Что можно применять?
Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
- рефлексия деятельности
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Какие варианты?
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
- рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).
У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 ТЕМА: Использование рефлексии на уроках в начальных классах
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Рефлексия 15
16 Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ
17 Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
18 Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
19
20 Рефлексия настроения и эмоционального состояния
21 Веселый мишка Грустный мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния
22 Маятник настроения
23 2. Рефлексия деятельности Классификация приёмов рефлексии:
24 "Лесенка успеха"
25 Дерево успеха
26 3. Рефлексия содержания учебного материала. Классификация приёмов рефлексии:
27 Приемы рефлексии содержания учебного материала Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...
28 Сегодня на уроке я... научился … было интересно … было трудно … мои ощущения … больше всего понравилось...
30 Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"
Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....
Методический продукт «Рефлексия на уроке в начальных классах»
Тема: Рефлексия на уроке в начальных классах Цель: Умение оценивать свою деятельность на уроке, мотивация к познанию нового. Задачи: Учить детей размышлять, заниматься самонаблюдением, выполнять сам...
Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"
Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах " проводился на районном методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...
Презентация к мастер-классу на МО " Рефлексия на уроках в начальных классах"
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников....
Рефлексия на уроках в начальных классах
Выступление на педсовете...
Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»
За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...
Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_
Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_...
- Мне нравится (1)