Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников. По мнению авторов этой концепции учебная деятельность представляет собой целостную систему, в которой формирование каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и особенностями психического развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель начальных классов:
Швец З.В.
Тальменка 2021г.
Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающихся с умственной отсталостью) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты.
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников. По мнению авторов этой концепции учебная деятельность представляет собой целостную систему, в которой формирование каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и особенностями психического развития детей.
Следует отметить, что указанные положения концепции развития универсальных учебных действий во многом совпадают с принципами коррекционно-развивающего обучения. Так как имеющиеся у многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-волевые и когнитивные нарушения обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности, составляющие ее компоненты (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения) были всегда объектом коррекционно-развивающей работы в специальном образовании.
В понятии общеучебное умение авторами концепции выделяется еще очень важный аспект – его ориентированность на успешную социальную адаптацию за счет формирования жизненно важных компетенций. Мы должны обеспечить формирование у них способностей к дальнейшей социализации и социальной адаптации.
В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел такого варианта, который (соответствует итоговым образовательных результатов ФГОС начального общего образования.) Это – программы формирования базовых учебных действий.
Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов. Формирование базовых учебных действий у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Всё это направлено на формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности.
С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социально-бытовую ориентировку и социальную адаптацию. Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.
Структура базовых учебных действий включает:
- мотивационный компонент учебной деятельности;
- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса базовых учебных действий, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Следует отметить, что проблема формирования учебной деятельности, составляющих ядро общеучебных и общетрудовых умений, достаточно давно находится в центре внимания в олигофренопедагогике. Уже на пятом и шестом годах обучения дети могут дифференцировать сходные по внешнему виду предметы; выполнять действия сравнения, анализа, классификации и обобщения в пределах своих возможностей; понимать содержание картин и литературных текстов.
Таким образом, программа базовых учебных действий позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Предусматривающих формирование универсальных учебных действий, программа рассчитана на базовые учебные действия. Она включает четыре группы:
1) личностные БУД;
2) коммуникативные БУД;
3) регулятивные БУД;
4) познавательные БУД.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. В процессе обучения предполагается осуществление мониторинга всех групп базовых учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Учет сформированности базовых учебных действий является важнейшим показателем для промежуточной аттестации обучающихся.
Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения должна проводиться целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.
В соответствии с деятельностным подходом и принципами коррекционно-развивающего обучения БУД формируются в специально проектируемых ситуациях с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
Большинство видов БУД, составляющих ядро любой учебной деятельности, актуализируются и формируются на каждом учебном занятии. Вместе с тем, для целенаправленной работы по их формированию должны создаваться специальные условия.
1) содержания учебного предмета, коррекционного курса или внеурочной деятельности обучающихся;
2) используемых образовательных технологий, методов и приемов обучения, воспитания, коррекционной работы;
3) организационных форм, используемых в образовательном процессе.
В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся. К таким регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. По единым алгоритмам учеников младших классов ежедневно следует приучать подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике.
В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в учебной деятельности можно выделить принципы:
1) помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие учащихся к предстоящим действиям ;
2) систематическая тренировка школьников в выполнении умственных действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;
3) является включение в учебный процесс упражнений в применении усвоенных знаний.
Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:
1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД.
2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы);
3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности, какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).
4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.
5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр.
Проектирование уроков с направленностью на формирование БУД предполагает создание условий для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю.
Технологические карты. Форма записи урока в виде технологической карты позволяет детально продумать его еще на стадии подготовки, оценить разумность и потенциальную эффективность выбранных методических приемов, средств и подходов к организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока.
Важнейшим показателем сформированности БУД и психического развития учащихся в целом является их обучаемость, т. е. то, как они поддаются обучению.
Восприятие и осознание учебной информации, выполнение ручных операций и решение умственных задач.
Поведение и деятельность учащихся оцениваются по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД.
Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать следующую бальную систему оценки:
0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя и с его значительной организующей помощью;
2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя, но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя становится меньше;
3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя ;
5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.
Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики проводимой разными специалистами (учителями, логопедом, психологом).
В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью в могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы: наблюдение, беседа, различные виды психолого- педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование родителей и педагогов.
Так, педагогическое наблюдение может носить формализованный характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям и заданной системой их бальной оценки. Это оценка сформированности БУД и в классном. журнале.
Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться типовые задачи, представленные в специальных учебных тетрадях.
В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.
Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является непрерывное повышение их квалификации в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционно- педагогической работе с детьми. В качестве форм повышения квалификации педагогов внутри организации можно рекомендовать семинары, мастер-классы, анализы и обсуждения учебных и коррекционных занятий, изучение специальной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью
Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО...
«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».
Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...