Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс | 52.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное казённое учреждение "Районное управление образования" Администрация МО "Кабанский район"
МАОУ "Каменский лицей им. Кожевина В.Е."
РАССМОТРЕНО руководитель МО начальных классов Руководитель МО ______________Илькова И.Н. Протокол № | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Вяткина М.И. Протокол № от "" г. | УТВЕРЖДЕНО Директор лицея ______________Сорокина О.В. Приказ № от "" г. |
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1727438)
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Егорова Ольга Ильинична учитель начальных классов
п.Каменск 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-
значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-
пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | ||||||||
1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 0 | 0 | 0 | ; Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками; карандашами или мелками.; ; | Устный опрос; | https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vprmatematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tests | |
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 0 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
1.3. | Обсуждение содержания рисунка. | 1 | 0 | 1 | 02.09.2022 | Устный опрос; | ||
Итого по модулю 1 | 1 |
| ||||||
Модуль 2. Графика | ||||||||
2.1. | Линейный рисунок. | 1 | 0 | 0.5 | 08.09.2022 | Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; | Устный опрос; | https://onlinetestpad.com/ru/t ests https://www.klass39.ru/klassny eresursy/ |
2.2. | Разные виды линий. | 0.25 | 0.25 | 0 | 15.09.2022 | Приобретать опыт внимательного аналитического Наблюдать и анализировать характер линий в природе. Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий. Выполнять с натуры рисунок листа дерева. Рассматривать и обсуждать характер формы листа. Осваивать последовательность выполнения рисунка. Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета. Анализировать и сравнивать соотношение частей; составляющих одно целое; рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями. наблюдения. Развивать навыки рисования по представлению; и воображению. Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака; А. Л. Барто; Д. Хармса; С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым; озорным развитием сюжета. Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Приобрести; ; ; ; ; ; знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости. Учиться работать на уроке с жидкой краской. Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей; подсказанных воображением. Приобрести новый опыт наблюдения окружаю- щей реальности. Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне; линии и пропорциях; ; ; ; ; | Контрольная работа; | |
2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 0.25 | 0 | 0 | Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Устный опрос; | https://onlinetestpad.com/ru/t ests https://www.klass39.ru/klassny eresursy/ | |
2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 0.25 | 0 | 0 | Наблюдать и анализировать характер линий в природе; | Устный опрос; | ||
2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 0.25 | 0 | 0 | Выполнять с натуры рисунок листа дерева; | Устный опрос; | ||
2.6. | Последовательность рисунка. | 0 | 0 | 0 |
2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 0 | 0 | 0 | ||||
2.8. | Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | 0 | 0 | 0 | ||||
2.9. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. | 0 | 0 | 0 | ||||
2.10. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 0 | 0 | 0 | ||||
2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 0 | 0 | 0 | ||||
2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0 | 0 | 0 | ||||
Итого по модулю 2 | 2 |
| ||||||
Модуль 3. Живопись |
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | 1 | 0 | 0.5 | 22.09.2022 | Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока. Знать три основных цвета. Обсуждать ассоциативные представления; связанные с каждым цветом. Экспериментировать; исследовать возможности смешения красок; наложения цвета на цвет; размывания цвета в процессе работы над разно- цветным ковриком. Осознавать эмоциональное звучание цвета; то; что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом; задумчивом; грустном и др. Объяснять; как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях. Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением. Выполнить гуашью рисунок цветка или; ; ; ; цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению.; Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов. Выполнить изображения разных времён года. Рассуждать и объяснять; какого цвета каждое время года и почему; как догадаться по цвету изображений; какое это время года. Иметь представления о свойствах печатной техники. Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения. Осваивать; свойства симметрии; ; ; ; ; | Контрольная работа; | http://umrazum.ru/load/uchebnye_preze ntacii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.ht m |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 1 | 0 | 0.5 | 29.09.2022 | Практическая работа; | ||
3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 1 | 0.5 | 0.5 | 06.10.2022 | Контрольная работа; Практическая работа; | ||
3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 0 | 0 | 0 | ||||
3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 0 | 0 | 0 |
3.6. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | 0 | 0 | 0 | ||||
3.7. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 0 | 0 | 0 | ||||
Итого по модулю 3 | 3 |
| ||||||
Модуль 4. Скульптура | ||||||||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 1 | 0 | 0.25 | 13.10.2022 | Наблюдать; воспринимать выразительные образные; объёмы в природе: на что похожи формы облаков; камней; коряг; картофелин и др. (в классе на основе фотографий). Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме. Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания; вдавливания. Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. Осваивать навыки объёмной аппликации (напри- мер; изображение птицы — хвост; хохолок; крылья на основе простых приёмов работы с бума- гой). Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов. Анализировать строение формы; частей и пропорций игрушки выбранного промысла. Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей. Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла. Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги.; Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ; ; ; ; учащихся; ; ; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_preze ntacii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.ht m |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 1 | 0 | 0.25 | 20.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | ||
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | 0 | 0.25 | 27.10.2022 | Практическая работа; |
4.4. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 0.25 | 10.11.2022 | Практическая работа; | ||
4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 0 | 0 | 0 | ||||
Итого по модулю 4 | 4 |
| ||||||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
5.1. | Узоры в природе. | 1 | 0 | 0.5 | 17.11.2022 | Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий).; Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Выполнить рисунок бабочки; украсив узорами её крылья. Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка. Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов. Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные; геометрические; анималистические.; Рассматривать орнаменты в круге; полосе; квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью. Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное; ; ; изображение цветка; птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта).; Рассматривать и характеризовать орнамент; украшающий игрушку выбранного промысла.; Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки. Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или; предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами; нанести орнаменты на свою игрушку; сделанную по мотивам народного промысла. Осваивать технику оригами; сложение несложных фигурок. Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей. Осваивать навыки работы с бумагой; ножницами; клеем; ; подручными материалами; ; ; ; ; ; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_preze ntacii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.ht m |
5.2. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. | 1 | 0 | 0.5 | 24.11.2022 | Практическая работа; | ||
5.3. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. | 1 | 0 | 0.5 | 01.12.2022 | Практическая работа; | ||
5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 1 | 0 | 0.5 | 08.12.2022 | Практическая работа; | ||
5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 1 | 0.5 | 0.5 | 15.12.2022 | Контрольная работа; Практическая работа; | ||
5.6. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. | 0 | 0 | 0 | ||||
5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 0 | 0 | 0 | ||||
5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 0 | 0 | 0 | ||||
5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 0 | 0 | 0 | ||||
Итого по модулю 5 | 5 |
| ||||||
Модуль 6. Архитектура |
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 2 | 0 | 0.5 | 22.12.2022 29.12.2022 | Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям). Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.; Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой; например с помощью мелких печаток). Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед; конус; пирамида) в качестве основы для домиков. Осваивать приёмы склеивания деталей; симметричного надрезания; вырезания деталей и др.; чтобы; ; получились крыши; окна; двери; лестницы для бумажных домиков. Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); ; ; | Практическая работа; | |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 2 | 0 | 0.5 | 19.01.2023 26.01.2023 | Практическая работа; | ||
6.3. | Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. | 2 | 0 | 0.25 | 02.02.2023 09.02.2023 | Зачет; | http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.ht m | |
Итого по модулю 6 | 6 |
| ||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства |
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1 | 0 | 0.5 | 16.02.2023 | Наблюдать; разглядывать; анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета; настроения; расположения на листе; цветового содержания; соответствия учебной задаче; поставленной учителем.; Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи; (установки). Осваивать опыт; ; восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой. Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной. Осваивать опыт эстетического; эмоционального общения со станковой картиной. Приобретать опыт зрительских умений; включающих необходимые знания; внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя.; ; ; ; ; ; ; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_preze ntacii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.ht m |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). | 1 | 0 | 0.5 | 02.03.2023 | Практическая работа; | ||
7.3. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. | 1 | 0 | 0.75 | 09.03.2023 | Практическая работа; | ||
7.4. | Знакомство с живописной картиной. | 1 | 0 | 0.75 | 16.03.2023 | Практическая работа; | ||
7.5. | Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 1 | 0 | 1 | 23.03.2023 | Практическая работа; |
7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 1 | 0 | 0.5 | 06.04.2023 | Практическая работа; | ||
7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 1 | 0.5 | 0.25 | 13.04.2023 | Контрольная работа; Практическая работа; | ||
7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 0 | 0 | 0 | ||||
Итого по модулю 7 | 7 |
| ||||||
Модуль 8. Азбука цифровой графики | ||||||||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 1 | 0 | 0.5 | 20.04.2023 | Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка; значимости его содержания; его композиции ; | Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; | https://www.uchportal.ru/load/4 7-2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://umrazum.ru/load/uchebnye_preze ntacii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.ht m |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 4 | 1 | 0.25 | 11.05.2023 | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | ||
Итого по модулю 8 | 5 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 2.75 | 12.75 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | 1 | |||||
2. | 1 | |||||
3. | 1 | |||||
4. | 1 | |||||
5. | 1 | |||||
6. | 1 | |||||
7. | 1 | |||||
8. | 1 | |||||
9. | 1 | |||||
10. | 1 | |||||
11. | 1 | |||||
12. | 1 | |||||
13. | 1 | |||||
14. | 1 | |||||
15. | 1 | |||||
16. | 1 | |||||
17. | 1 | |||||
18. | 1 | |||||
19. | 1 | |||||
20. | 1 | |||||
21. | 1 | |||||
22. | 1 | |||||
23. | 1 | |||||
24. | 1 | |||||
25. | 1 | |||||
26. | 1 | |||||
27. | 1 |
28. | 1 | |||||
29. | 1 | |||||
30. | 1 | |||||
31. | 1 | |||||
32. | 1 | |||||
33. | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 3 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
- Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
- Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
- Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://bi2o2t.ru/training/sub https://www.soloveycenter.pro/ https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vpr-matematika-4/ https://onlinetestpad.com/ru/tests https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/ https://www.uchportal.ru/load/47-
2-2 http://school-collection.edu.ru/ http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...