Выступление на РМО учителей начальных классов «Современный урок.
материал

Зырянова Марина Михайловна

Выступление на РМО учителей начальных классов "Современный урок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей начальных классов «Современный урок.

Системно – деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО»

В настоящий момент идёт следующая волна реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе реализации ФГОС НОО лежит системно – деятельностный подход. Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности.

Немного теории:

Уроки деятельностной направленности распределены по целеполаганию в четыре группы.

  1. Урок «открытия нового знания».
  2. Урок рефлексии.
  3. Урок развивающего контроля.
  4. Урок  обобщения и систематизации знаний.

Я остановлюсь  на уроке «открытия новых знаний». Структура урока, на котором вводится новый учебный материал, состоит из следующих этапов.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация проекта выхода из затруднения.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

Краткое описание этапа урока открытия новых знаний.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.(1-2 минуты) Происходит мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»)

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, включение детей в деятельность.

Приёмы работы:

Я в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи, предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке, дети высказываются.

Также беру к уроку девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»).

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. (4-5 минут)

Прежде чем вводить новое знание, надо создать проблемную ситуацию.  

Какие приёмы я использую, чтобы создать проблемную ситуацию?

Ввожу персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

Вопросы, суждения, ошибки персонажей.

Задания, для выполнения которых не достаёт знаний.

Заголовки – вопросы.

КПЗ (конкретное практическое задание, которое проверяет то, что ребёнок знает, прежде чем перейти к новому), а потом учебное задание.

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе обучающиеся выявляют место и причину затруднения. (4-5 минут)

Далее обсуждаем затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем).

Результатом данного этапа является чёткое проговаривание цели урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения. (7-8 мин)

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель;
  • согласуют тему урока;
  • выбирают способ достижения цели;
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства,  ресурсы, сроки.

Конечно, этим процессом  руководит учитель на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. Способы: диалог, групповая или парная работа.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

На данном этапе обучающиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные обучающимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется  вербально и в знаковой форме. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершении уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 

Способы:

- фронтальная работа, работа в парах;

Средства:

- комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На данном этапе используется индивидуальная форма работы:

  • обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;
  • осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
  • выявляют и корректируют возможные ошибки;
  • определяют способы действия, которые вызывают у них затруднения и которые им предстоит доработать.

Эмоциональная направленность этапа заключается в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующий его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

На данном этапе учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.          

Сначала предлагаю обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия – самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Подводя итог, нужно сказать, что главный принцип деятельности  педагога на уроке: учителя должно быть на уроке «мало»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:«Деятельностный аспект современного урока».

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:«Деятельностный аспект современного урока»....

Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок"

Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок"...

Выступление на МО учителей начальных классов «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Академик Владимир Павлович Беспалько сказал: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технол...

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...

Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...