«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)
статья
С внедрением технологии развивающего обучения в практику возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контрольно-оценочной деятельности, а затем и в эволюции ее в контрольно-оценочную самостоятельность. Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».
(СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)
С внедрением технологии развивающего обучения в практику возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контрольно-оценочной деятельности, а затем и в эволюции ее в контрольно-оценочную самостоятельность. Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.
В технологии развивающего обучения сформулированы следующие принципы оценивания:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно с учителем.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В концептуальную базу технологии критериального оценивания вошли следующие психолого-педагогические теории: активной познавательной деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд); развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); гуманизации и личностно- ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); формирования мотивации к учению (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.М. Гельмонт). Следовательно, технология критериального оценивания основывается на объективных психолого-педагогических закономерностях формирования ключевых компетенций, а ее методы и субъектные формы зависят от субъектов учебной деятельности. Основываясь на идеях вышеперечисленных ученых, а также опыте становления контрольно-оценочной деятельности в системе развивающего обучения, определим два основных понятия, на которых построено критериальное оценивание:
- критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы;
- уровни достижения учащегося по каждому критерию последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся со стороны педагога является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Без данных действий педагог не может профессионально принимать решения по отношению к ребенку.
На одном из уроков в коллективно-распределительной деятельности дети конструируют новый способ действия, пробуют воспользоваться им индивидуально, а затем отрефлексировать его. Следующий шаг - определение уровня первичного усвоения данного способа, выявление наиболее «слабых» для каждого ученика звеньев.
Отсюда возникают тестовые диагностические работы, направленные на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими учащимися.
Проведение тестово-диагностических работ состоит из нескольких этапов:
1 этап – выполнение учащимися заданий в тетрадях «Мои достижения»;
2 этап – проверка работы учителем с фиксацией результатов по заранее выработанным критериям. Создание бланка оценочного листа с указанием в нем основных критериев проверки работы;
3 этап – выдача работ с пометками учителя учащимся. Выдача бланков оценочных листов. Анализ выполненной работы учащимися по критериям, заданным учителем. Заполнение оценочного листа учащимися (уровни выполнения заданий обозначаются разными цветами, либо с помощью знаков +, –, ✔).
+ - « Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал и справился со всеми заданиями».
✔ - « Это способ деятельности мной еще не освоен, я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
- « Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание. Мне нужна помощь!»
Затем определяются проблемы и трудности каждого ребенка. Совместно планируется коррекционная работы. Оценочный лист вклеивается в «Тетрадь достижений». Таким образом, сама работа и результаты ее выполнения постоянно доступны учащимся и его родителям.
Оценочный лист тестовой диагностической работы:
«Позиционное чередование согласных звуков».
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Владею понятиями: А) сильная позиция для согласных, парных по зв. – гл.; Б) слабая позиция для согласных, парных по зв. – гл. | ||
Владею понятием «сонорный согласный». | ||
Умею различать сильную и слабую позицию согласных звуков. | ||
Умею ставить перед собой орфографическую задачу. | ||
Проверка ОСП по закону русского письма. |
На основе тестово-диагностической работы составляется карта учета моих знаний по теме….
Подобная карта вклеивается в «Тетрадь достижений», где помещены и самостоятельные работы, направленные на своевременную коррекцию определенных знаний и умений.
КАРТА УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ
«ПРОВЕРКА ОРФОГРАММ ПО СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ».
Фамилия Имя ______________________
№ п/п | Название умений и знаний | 28.01 | 31.01 | 4.02 | 7.02 | 12.02 | 15.02 |
Умею определять: - слова – предметы - слова – действия - слова – признаки | |||||||
Умею определять: - число слов – предметов - род слов – предметов - время - число слов – действий - род слов – действий - число слов – признаков - род слов – признаков | |||||||
Могу изменить слово – предмет по падежам | |||||||
Могу изменить слово – действие по лицам и числам | |||||||
Умею проверять ОСП по сильной позиции | |||||||
Умею находить проверочное слово |
Числа в графах обозначают день проведения тестовой работы, а так же даты самостоятельных работ. В горизонтальных графах записываются умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения темы. Фиксировать результаты тестово-диагностической и самостоятельных работ можно знаками:
- «+» - выполнено без ошибок, учащийся владеет данным умением;
- «✔» - данное умение требует дальнейшей коррекции;
- «–» - данное умение не сформировано.
Результаты контроля может фиксировать не только учитель, но и сами ученики. Начиная с 4 класса, составляется карта знаний по предмету в целом, для обеспечения преемственности между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе и в переходный этап обучения.
Таким образом «Карта знаний» по предмету может помочь учащимся целенаправленно выбирать тот учебный материал, который им необходим для решения учебно-практических задач, а также может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете и делать предположение о возможном дальнейшем поиске материала для изучения.
Так разворачивается система критериального оценивания учащихся. Меняется соотношение между коллективными и индивидуальными формами учения в сторону увеличения индивидуальных. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действования; уровень изучения темы; личные достижения в учебном материале.
Моя контрольно-оценочная деятельность как учителя по отношению к классу, к конкретному ученику направлена на коррекцию и совершенствование действий школьников. Оценочные листы, составленные после проведения тестовых и контрольных работ, «карты знаний» способствуют индивидуализации образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -О...
Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджиха
Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образовательной п...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с: -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с:-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образоват...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образова...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джидж
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Осно...
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -Уче
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образовате...
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль; -
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образовательной пр...