«Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»
план-конспект

Говорина Елена Михайловна

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Поэтому нужно развивать у учащихся мелкую моторику пальцев,  графо-моторные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие: «Путешествие в сказочный замок»

Цель: Развитие моторики, графомоторных навыков 

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать пространственное ориентрование
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
  • Развивать координацию движений
  • Развивать речь
  • Формировать пространственно-временные ориентировки
  • Снижать эмоциональное напряжение учащихся.

Задачи:

Диагностические и образовательные:

  • Развитие мелкой моторики рук
  • Исследование зрительного и слухового восприятия
  • Исследование умения выполнять инструкцию взрослого
  • Исследование умения выполнять дыхательные, глазодвигательные упражнения
  • Исследование произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к занятию
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека.

Оборудование: предметные картинки,  мяч, тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Психологический настрой на занятие.  Ребята передают друг другу звонок, параллельно выполняя какое-нибудь задание, например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому передают звонок.

Дефектолог   Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в сказочный замок.

Итак мы начинаем занятия с разминки.

Пальчиковая гимнастика

Руки вместе прижимаю,

Ввысь ракету запускаю.

Пальцы все соединю 

И на лодке поплыву.

ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия.

1) Упражнение "Домик". Последовательное сгибание и, разгибание пальцев под текст, выполняется каждой рукой 3 раза:

1, 2, 3, 4, 5,         Вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5,         В домик спрятались опять.

2) "Большой палец здоровается с братьями" - двумя руками 5 раз.

3) Упражнение «Кулак –ребро- ладонь»

Основная часть.

Встреча с Золушкой

Задание 1.   

Упражнение «Помоги Золушке разобрать фасоль!»

Задание 2.  Упражнение.  "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ"

 Отправимся на корабле, только его сначала нужно нарисовать по клеточкам

                         https://balthazar.club/uploads/posts/2022-10/1666171325_36-balthazar-club-p-graficheskii-diktant-tort-krasivo-36.jpg

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

ЦЕЛИ:  Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

И.П. - Сидя. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух. Шарики на экране красный, зеленый и желтый. Говорим о светофоре. Знайка рассказывает значение каждого сигнала сфетофора.

Задание 3.  "ДЕЛАЕМ ШТРИХОВКУ" Вот мы и попали в сказочный замок

Учащимся предлагаются черно-белые картинки. Надо выполнить штриховальные линии: горизонтальные и вертикальные.

 Штриховка для детей - распечатать картинки бесплатно - Аналогий нет

Упражнение. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.

И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.

 

   Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Упражнение на развитие смысловой памяти и активизацию словаря учащегося.   

Задание 4.  "Закончи предложение".

Летом тепло, а зимой …

Птицы летают, а змеи …

Осенью листья желтые, а летом…

Слон большой, а комар …

Сахар сладкий, а горчица …

Зимой погода холодная, а летом

Задание 5.  Игра «Что покажу, узнайте!».                                                

Я движенье покажу,

А что значит – не скажу.

Вы движенье повторите

И что значит – расскажите!

(Имитируются движения: чистка зубов, умывание, зарядка и т. п. Первым садится тот, кто угадает очередное движение).

ИТОГ. Вы – молодцы !

- Где вы побывали?

- Что повидали?

- Что выполняли?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Из опыта работы: "Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности у младших школьников с ОВЗ".

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее д...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...

Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...