«Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»
план-конспект
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Поэтому нужно развивать у учащихся мелкую моторику пальцев, графо-моторные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 280.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие: «Путешествие в сказочный замок»
Цель: Развитие моторики, графомоторных навыков
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать мелкую и крупную моторику
- Развивать тактильные ощущения
- Развивать пространственное ориентрование
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
- Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
- Развивать координацию движений
- Развивать речь
- Формировать пространственно-временные ориентировки
- Снижать эмоциональное напряжение учащихся.
Задачи:
Диагностические и образовательные:
- Развитие мелкой моторики рук
- Исследование зрительного и слухового восприятия
- Исследование умения выполнять инструкцию взрослого
- Исследование умения выполнять дыхательные, глазодвигательные упражнения
- Исследование произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к занятию
- Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
- Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека.
Оборудование: предметные картинки, мяч, тетради.
Ход занятия.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Психологический настрой на занятие. Ребята передают друг другу звонок, параллельно выполняя какое-нибудь задание, например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому передают звонок.
Дефектолог Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в сказочный замок.
Итак мы начинаем занятия с разминки.
Пальчиковая гимнастика
Руки вместе прижимаю,
Ввысь ракету запускаю.
Пальцы все соединю
И на лодке поплыву.
ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия.
1) Упражнение "Домик". Последовательное сгибание и, разгибание пальцев под текст, выполняется каждой рукой 3 раза:
1, 2, 3, 4, 5, Вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5, В домик спрятались опять.
2) "Большой палец здоровается с братьями" - двумя руками 5 раз.
3) Упражнение «Кулак –ребро- ладонь»
Основная часть.
Встреча с Золушкой
Задание 1.
Упражнение «Помоги Золушке разобрать фасоль!»
Задание 2. Упражнение. "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ"
Отправимся на корабле, только его сначала нужно нарисовать по клеточкам
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
ЦЕЛИ: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.П. - Сидя. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух. Шарики на экране красный, зеленый и желтый. Говорим о светофоре. Знайка рассказывает значение каждого сигнала сфетофора.
Задание 3. "ДЕЛАЕМ ШТРИХОВКУ" Вот мы и попали в сказочный замок
Учащимся предлагаются черно-белые картинки. Надо выполнить штриховальные линии: горизонтальные и вертикальные.
Упражнение. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ
ЦЕЛЬ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Упражнение на развитие смысловой памяти и активизацию словаря учащегося.
Задание 4. "Закончи предложение".
Летом тепло, а зимой …
Птицы летают, а змеи …
Осенью листья желтые, а летом…
Слон большой, а комар …
Сахар сладкий, а горчица …
Зимой погода холодная, а летом
Задание 5. Игра «Что покажу, узнайте!».
Я движенье покажу,
А что значит – не скажу.
Вы движенье повторите
И что значит – расскажите!
(Имитируются движения: чистка зубов, умывание, зарядка и т. п. Первым садится тот, кто угадает очередное движение).
ИТОГ. Вы – молодцы !
- Где вы побывали?
- Что повидали?
- Что выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Из опыта работы: "Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности у младших школьников с ОВЗ".
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее д...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников
Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...

Технология развития критического мышления как основа формирования языковой компетенции младшего школьника.
Мастер класс для педагогов....

Отработка навыков правописания словарных слов,как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.
Формирование функциональной грамотности младших школьников....

Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»
Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...