«Логоритмические игры»
картотека
В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми как дошкольного так и младшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мини-лекция «Логоритмика»
инновационные технологии лечения нарушения речи у детей
В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми как дошкольного так и младшего школьного возраста.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.
По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами или музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую и учебную деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает ребёнку легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.
Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Продолжительность занятий может быть от 20 до 30 минут. В зависимости от нарушений, занятия могут проводиться индивидуально или в мини-группах (до 5 человек). Количество занятий в неделю и длительность курса определяется степенью и формой нарушения.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Содержание логоритмических игр и упражнений:
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха
Оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны . С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и исполнением на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное исполнение на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.
Ритмическое упражнение «Скороговорка»
Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке,
чётко проговаривая скороговорку.
Материал. Картинки с изображением скороговорки.
Содержание.
Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.
Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения,согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.
Содержание.
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами… Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Голосовое упражнение «Спелые фрукты».
«Груши падают на траву» — БАМ-БАМ-БАМ (громко).
«Сливы падают на траву» — Бам-Бам-Бам (тихо).
«Вишни падают на траву» — бам-бам-бам (шёпотом).
Приложение
Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма
Игра-упражнение «Весёлые бубны»
Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.
Материал. Бубны на каждого ребёнка (дудочки или свистульки).
Содержание.
Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та- та-таТа-та-та-Та-та-та-та-Та-та-та
Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз ударить в бубен. Разнообразить игру можно, предложив детям свистульки или дудочки.
Игра-упражнение «Озорные козлята»
Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них.
Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.
Ритмическое упражнение «Листики и капельки»
Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке.
Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог предлагает детям прохлопать ритмические картинки (картинки с изображением ритмически расположенных листиков, капелек).
Ритмическое упражнение «Скороговорка»
Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке,
чётко проговаривая скороговорку.
Материал. Картинки с изображением скороговорки.
Содержание.
Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.
Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.
Содержание.
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами… Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Голосовое упражнение «Спелые фрукты».
«Груши падают на траву» — БАМ-БАМ-БАМ (громко).
«Сливы падают на траву» — Бам-Бам-Бам (тихо).
«Вишни падают на траву» — бам-бам-бам (шёпотом).
Ритмическое упражнение «Осень»
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения.
Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.
Осень
Дождь, дождь вся земля,
Целый день вся земля
Барабанит в стёкла. От воды промокла…
Ритмическое упражнение «Дождик».
Педагог говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!
Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши в убыстряющемся темпе.)
Капля — раз! Капля — два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Ритмическое упражнение «Скворушки».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.
Сквору – сквору-скворушки,
Распушили пёрушки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Ритмическое упражнение «Повтори, как я».
Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.
Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3″ (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег».
Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
Ритмическая игра «Дятел»
Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.
Долбит дятел в лесу сук,
Раздаётся: тук-тук-тук!
Речевая игра «Ворона»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Материал: Карандаши по количеству детей.
Содержание.
Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара).
— Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
- Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
Ритмическое упражнение «На дворе»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Ритмическое упражнение «Олень»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.
Содержание.
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре рогатый красавец.
Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:
По снегу шёл олень,
И гулял он целый день
Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан»
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Содержание.
Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».
Ритмическое упражнение «Магазин».
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные.
Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение.
Ритмическое упражнение «Стоп, машина»
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»
Ритмическая игра «Азбука морзе»
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.
ООооОООоооООоооОООооОоо
Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»
Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Дети запускают руки в «сухой бассейн» и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Картотека логоритмических упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия "Зоопарк"
Профилактика и коррекция нарушений развития речи детей средством музыкального искусства...
Логоритмическое занятие: "Путешествие в осенний лес"
Логоритмическое занятие проводится в четвёртом классе, в конце первой четверти. Занятие проводится совместно с учителем музыки....
Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...
Электронное приложение для логоритмического урока на развитие двигательных функций
Материал который используется на занятия для зрительного восприятия...
Картотека логоритмических упражнений без музыкального сопровождения по Алябьевой Е.А.
Картотека составлена по книге Алябьевой Е.А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения"....
Активизация мотивации к обучению через логоритмические упражнения на уроках и во внеурочной деятельности
Аннотация: в статье автор рассказывает о коррекции эмоционально-волевых проблем у учащихся в общеобразовательных школах. Ключевые слова: логопедическая ритмика, музыка, теа...
Логоритмическая игра "Как во дворике у нас"
Автор: Хохлова Татьяна АлександровнаМетодическая разработка авторского подхода к реализации совместной работы учителя музыки и церковного пения с учителем-логопедомЛогоритмическая игра «Как во д...