Специальная индивидуальная прграмма развития (СИПР)
рабочая программа
Данная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий её состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к её индивидуальным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr.docx | 61.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНА председатель психолого-медико-педагогического консилиума
Протокол №___от «___» ______ 20____ г. | УТВЕРЖДЕНА Директор Приказ от «___» _____ 20____ г. № _____ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
учащегося 4 «Б» класса
Гульковой Александры Денисовны
(фамилия, имя, отчество)
Сроки реализации: 2019- 2020 учебный год
Структура СИПР
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Характеристика обучающейся
3. Индивидуальный учебный план..
4. Содержание образования.
4.1. Содержание учебных предметов.
5. Программа сотрудничества с семьей.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося. 8. Необходимые технические средства и дидактических материалов. 9. Средства мониторинга и оценки динамики развития.
1. Общие сведения о ребенке.
Ф.И.О. Гулькова Александра Денисовна
Сведения о ребёнке 15 лет (03.11.2003 г.)
Домашний адрес г.Тулун ул.Жданова
Сведения о родителях:
Мать Рубан Оксана Николаевна
Отец ---------------
Год обучения в МБОУ «СОШ №6»: 4
Ступень обучения: 4
Группа (особые потребности): 1
Заключение ПМПК по результатам обследования ПМПК, установлен статус ребёнка ОВЗ, выявлены трудности в обучении, обусловленные, интеллектуальными нарушениями МКБ 10 F73.04 ( умственная отсталость глубокая )
2. Характеристика обучающейся.
Обучается в школе 4-ый год по специальной индивидуальной программе развития, составленной на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Семья неполная, состоит из 3-х человек. Мама – находится в отпуске по уходу з ребёнком. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Члены семьи доброжелательно относится к девочке. Мама заинтересована в успешном развитии ребенка, много времени уделяют занятиям с ребенком дома. Саша крупного телосложения, со спокойной мимикой лица, доброжелательным взглядом, с характерными особенностями ребёнка Дауна. В контакт вступает избирательно, по настроению. Эмоциональная заинтересованность к получению знаний недостаточная, эпизодическая. Работоспособность снижена, иногда отказывается от выполнения заданий. Словесные инструкции понимает недостаточно, требуются показ, либо действия «рука в руке». Действия нецеленаправленные, предпочитает выполнять действия, связанные с перекладыванием предметов или другие подобные. Есть нарушения общей координации движений, не развита мелкая моторика пальцев. Представления об окружающем мире сформированы крайне слабо. Знает своё имя, не знает возраст. Навыками самообслуживания владеет слабо. Саша недостаточно хорошо понимает обращённую речь, требуется показ-образец. В речи присутствуют лепетные, некоторые понятные и непонятные звукоподражания, отрывки слов, некоторые обиходные слова, имена родных, животных.
Узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, может назвать некоторые из них. Не договаривая окончания или наоборот выпуская первые слоги. Действия предметов сама не понимает, нужны разъяснения. Мыслительные операции сформированы слабо. Объём внимания низкий. Быстро утомляется, отвлекается, неусидчива, бывает упряма. Элементарными математическими навыками владеет незначительно. Различает величину предметов: большой, маленький; геометрические фигуры: круг, квадрат. Почтовый ящик собирает методом проб и ошибок. Временные понятия сформированы на наглядном материале.
Любит играть с мячом.
Требуется постоянный контроль со стороны взрослого. Испытывает трудности в звукопроизносительной стороне речи, в развитии мыслительных операций и всех психических процессов.
3. Индивидуальный учебный план.
Предметы | I | II | III | IV |
Речь и альтернативная коммуникация | 16 | 16 | 22 | 13 |
Математические представления | 16 | 16 | 22 | 14 |
Окружающий природный мир | 4 | 4 | 5 | 4 |
Человек | 4 | 5 | 6 | 4 |
Окружающий социальный мир | 4 | 4 | 5 | 4 |
Музыка и движение | 4 | 4 | 5 | 4 |
Изобразительная деятельность | 4 | 4 | 5 | 4 |
Адаптивная физкультура | 4 | 4 | 5 | 3 |
Предметно -практические действия | 8 | 8 | 10 | 7 |
Сенсорное развитие | 8 | 8 | 10 | 7 |
3.1. Режим посещения : (обучение на дому)
3.2. Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):
Предмет | Кол.часов | Понедельник | Четверг |
Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 13.00-13.40 | 13.00-13.40 |
Математические представления | 2 | 13.45 -14.25 | 13.45 -14.25 |
Окружающий природный мир | 0,5 | 14.30-15.10 (1,3 неделя) | |
Человек | 0,5 | 14.30-15.10 (1,3 неделя) | |
Окружающий социальный мир | 0,5 | 14.30-15.10 (1,3 неделя) | |
Музыка и движение | 0, 5 |
| 15.15- 15.55 (1, 3 неделя) |
Изобразительная деятельность | 0, 5 | 14.30-15.10 (1,3 неделя) | |
Адаптивная физкультура | 0, 5 | 15.15- 15.55 (2, 4 неделя) | |
Предметно -практические действия | 1 | 15.15- 15.55 |
|
Сенсорное развитие | 1 |
| 16.00- 16.40 |
*Учебные предметы: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир, Музыка и движение, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура, на которые отведены 0,5 часа проводятся один раз в две недели, т.е 1 урок (40минут).
4. Содержание образования.
4.1. Содержание учебных предметов.
Базовые учебные действия:
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
- направленность взгляда: - на говорящего взрослого на задание | ||
- выполнение инструкций педагога: «Возьми» «Посмотри на меня» «Покажи» | ||
- использование по назначению учебных материалов | ||
- выполнение действия по подражанию по образцу по инструкции | ||
- выполнение задания от начала до конца |
Программы учебных предметов и коррекционных занятий (Приложение к СИПР)
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Коммуникация | ||
Установление контакта - обращение по имени к собеседнику - приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону) словом «Привет» | ||
Поддержание контакта - выражение своих желаний («Дай») - выражение просьбы о помощи («Помоги») | ||
- выражение согласия: жестом (кивок головы) словом («Да») | ||
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом («Нет») | ||
Завершение контакта - прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом («Пока») | ||
Развитие речи | ||
Устная речь | ||
Импрессивная речь
педагогов занимающихся с ребенком членов семьи
| ||
| ||
| ||
Экспрессивная речь | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Математические представления | ||
Количественные представления | ||
предметов изображений | ||
один много пусто | ||
Пространственные представления | ||
| ||
из 2-х частей из 3-х частей | ||
Представления о цвете | ||
красный желтый зеленый синий | ||
| ||
Представления о форме | ||
| ||
| ||
Представления о величине | ||
| ||
Окружающий природный мир | ||
Животный мир | ||
лиса заяц волк медведь различение домашних животных: корова свинья лошадь кот собака |
| |
Растительный мир | ||
яблоко груша банан лимон апельсин |
| |
помидор огурец капуста морковь |
| |
Человек |
| |
Самообслуживание | ||
Прием пищи
| ||
Обращение с одеждой и обувью | ||
Раздевание
свитер футболка
молнии кнопок |
| |
Одевание
липучек кнопок
пуговиц молнии |
| |
Туалет |
| |
| ||
Гигиена тела | ||
Уход за полостью рта | ||
|
| |
| ||
открывание тюбика с зубной пастой намачивание щетки выдавливание зубной пасты на зубную щетку чистка зубов полоскание рта закрывание тюбика с зубной пастой |
| |
Уход за волосами | ||
| ||
Представление о себе | ||
рука нога туловище живот голова шея волосы уши |
| |
нос рот глаза брови зубы язык |
| |
Окружающий социальный мир | ||
куртка брюки шапка шарф свитер футболка |
| |
сапоги ботинки кроссовки тапки сандалии |
| |
стол стул шкаф кровать диван |
| |
кисточка краски карандаши пластилин бумага ножницы
|
| |
кружка тарелка ложка вилка нож кастрюля чайник |
| |
телевизор утюг холодильник компьютер |
| |
Музыка и движение | ||
барабан маракас бубенцы бубен |
| |
барабан – маракас барабан – бубенцы барабан – бубен маракас – бубенцы маракас – бубен |
| |
| ||
Движение под музыку | ||
топанье хлопанье покачивание с одной ноги на другую прыганье кружение приседание |
| |
| ||
| ||
Изобразительная деятельность | ||
Рисование | ||
Приемы работы с карандашом и кистью | ||
соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой снятие лишней воды с кисти опускание ворса кисти в краску снятие лишней краски о край баночки рисование на листе бумаги опускание кисти в воду и т.д |
| |
Рисование основных элементов | ||
| ||
| ||
вертикальных горизонтальных | ||
Предметное рисование | ||
по контурным линиям по опорным точкам | ||
Выполнение работы в контуре | ||
| ||
Лепка | ||
Подготовка материала к работе | ||
| ||
Деление на части | ||
| ||
| ||
Придание формы | ||
| ||
| ||
| ||
Видоизменение формы | ||
| ||
Аппликация | ||
Работа с бумагой | ||
| ||
| ||
Работа с клеем | ||
| ||
Составление аппликации | ||
| ||
Адаптивная физкультура | ||
Физическая подготовка | ||
| ||
| ||
Общеразвивающие упражнения | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Санки | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Спортивные и подвижные игры | ||
| ||
-соблюдение правил игры «Строим дом»: - соблюдение очередности при переносе модулей -составление «башни» | ||
Предметно-практические действия | ||
Действия с материалами | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую | ||
наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити) | ||
Действия с предметами | ||
мокрая губка прищепка
| ||
- нанизывание предметов на нить | ||
| ||
| ||
коробок банок (с капроновыми крышками) | ||
Альтернативная коммуникация | ||
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновение человека | ||
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека | ||
- адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания | ||
- использование изображения (фотография, картинка, пиктограмма) как средства коммуникации |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учитель-дефектолог
7. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Знакомство и обучение родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях», «Использование метода базальной стимуляции в работе с ребенком», «Особенности развития ребенка» |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | Участие родителей в разработке СИПР. Посещение родителями уроков/занятий. Консультирование. родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях. Выбор единых подходов и приемов работы. Домашнее визитирование |
|
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | Привлечение к оказанию помощи в решении вопросов организации обучения. Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания ребёнка, информация о результатах обучения |
|
8. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
Средства обучения, используемые на уроке:
наглядные, ТСО, дополнительные пособия:
- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
- наборы палочек; магнитные доски;
- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
- наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;
- пуговицы разного размера и различных цветов;
- природный материал: ракушки, камушки, шишки;
- муляжи овощей и фруктов;
- материал для лепки: тесто, пластилин;
- палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
- наборы карандашей, фломастеров, мелков;
- трафареты;
- детские музыкальные инструменты;
- дидактические игры по темам;
- настольно-печатные игры
Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения. По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогом, работающим с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего дается оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Динамика состояния ребёнка:
Результативность обучения (на конец учебного года) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог: Говорина Е.М. /ФИО
Родители:_ _Рубан О.Н.______/ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...
Инструктивно-методическое письмо «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОСО УО (ИН) в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Основные рекомендации при разработке СИПР...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...