Алгоритм создания ситуации успеха на уроках в начальной школе.
статья
Описание этапов создания ситуации успеха на уроках. Технологическая помощь учителя осуществляется рядом операций, которые осуществляются в психологияеской атмосфере радости и одобрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_sozdaniya_situatsii_uspeha.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Талаканская СОШ № 5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема выступления:
«Алгоритм создания ситуации успеха в учебной деятельности»
Подготовила: учитель начальных классов Евсейцева С.Г.
2022 г.
Алгоритм создания ситуации успеха в учебной деятельности.
«Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» - В.А.Сухомлинский.
Существует три этапа создания психолого-педагогической ситуации успеха: мотивационный, организационный, результативный.
Ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,
- на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,
- на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,
- на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Этап | Педагогическая задача | Дифференциация учащихся | Дельность учителя |
Мотивационно- целевой | Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания | Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания | Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам |
Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода | Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха | ||
Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода | Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе | ||
Организационный | Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом | Учащиеся, требующие организационного контроля | Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы |
Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы | Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности | ||
Учащиеся, | Обеспечение права выбора | ||
работающие активно и самостоятельно | заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности | ||
Итоговый | Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности | Результат, адекватный усилиям | |
Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки | Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций | ||
Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки | Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу | ||
Результат, не адекватный усилиям | |||
Учащиеся, поучившие неудовлетворительные отметки | Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях | ||
Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки | Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности |
Технологически помощь учителя обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.
Слайд 2. К таким операциям относят: доброжелательность, снятие страха, авансирование успешного результата, персональная исключительность, скрытое инструктирование, внесение мотива, педагогическое внушение.
Слайд 3.
- Доброжелательность.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Слова педагога, обращённые к ученику:
«Я рада видеть тебя»
« Мне приятно общаться с тобой»
Слайд 4.
2. Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Слайд 5.
- Авансирование успешного результата.
Оглашение достоинств, которые он не успел ещё проявить, но которыми его наделяют окружающие.
“У тебя обязательно всё получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Слайд 6.
4. Персональная исключительность.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
«Твой сильный характер не боится неудач».
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Слайд 7.
5. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Совет как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь. Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
«Может быть, попробуешь…»
“Возможно, лучше всего начать с…..”
“Выполняя работу, не забудьте о…..”
Слайд 8.
6. Внесение мотива.
Переключение ребёнка с себя на дело путём усиления его социальной значимости. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
« Наше дело зависит от твоей работы».
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Слайд 9.
7. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. Передача веры в успех, импульс к действию через интонацию, мимику, пластику.
«Начинай же!»
«Смелее, смелее…»
“Нам уже не терпится начать работу…”
“Так хочется поскорее увидеть…”
Слайд 10.
6. Педагогическая оценка деятельности. Высокая оценка детали.
Оценка не человека, а деятельности, отношения ребёнка к ней, использование приёма детальной оценки, т.е. похвалить за то, что получилось хорошо. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Я под Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...