Семинар для "Педагогическая мастерская"
учебно-методический материал

Ерёмина Инна Викторовна

Семинар для учителей "Педагогическая мастерская". Ознакомление с нестандартной формой обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для учителей

«Педагогическая мастерская»

1. Девиз семинара.

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление.

2. Круг радости.

 Чтение стихотворения «Начинается мой новый день».

Стихотворение разбито на 12 строчек. Каждому участнику раздаётся стихотворение по одной строчке. Учащиеся встают в том порядке, который указан на листочке и читают стихотворение.

«Начинается мой новый день».

  1. Начинается мой новый день,
  2. Я с любовью встречаю его!
  3. Вновь большой меня примет мир,
  4. Он несет мне свет и тепло.
  5. Здравствуй, мой одноклассник, мой друг!
  6. Я спешу поделиться с тобой,
  7. Тем, что очень волнует меня,
  8. Тем, что я становлюсь другой.
  9. Мир объятья свои распахнет:
  10. Сколько новых открытий вокруг!
  11. С оптимизмом вперед я смотрю,
  12. И друзей моих ширится круг.

- Что вы почувствовали при чтении данных строчек?  (Выслушиваются ответы участников)

3. Цитата.

События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения.

Уолли Эймос

  • Как вы понимаете смысл этого изречения?
  • Как нужно встречать события, происходящие в жизни?

4. Поздороваемся локтями.

Рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны.
  • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
  • Поздороваться с как можно большим числом коллег, просто, назвав своё имя и, коснувшись друг друга локтями.

5. Работа в группе. Составление кластера.

Обсудите в группе, Что такое педагогическая мастерская?

Выслушиваются ответы с каждой группы.

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

6. Знакомство с данной системой.

- Где и кем была разработана данная система?

  • Эта необычная система обучения была разработана в 1984 году французскими педагогами и психологами.
  • В России об этой технологии узнали в 1990 году в Санкт-Петербурге на семинаре Андре Дюни.
  • В 2000 году казахстанские учителя познакомились с данной технологией в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства.

- Почему технология получила такое название?

  • Учитель на  уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.
  • Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

- Какова позиция мастера?

  • Это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу.
  • Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание.

7. Цели и задачи мастерской. Работа в группах.

1. Развить творческие способности младших школьников  создавая  условия для внутреннего осознания и значения своей деятельности как на уроке , так и вне.

2. Помочь ученику раскрыть свои способности и увидеть  возможности.

3. Побудить ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.

8. Суть педагогической мастерской.

Во-первых, есть мастер, который не сводит обучение к передаче своих знаний и умений незнающему и неумеющему, но организует, разворачивает творческий процесс и принимают участие в нём все, в том числе сам мастер.

Во-вторых, очень важен процесс творческого поиска, а не только результат. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, самостоятельной исследовательской, творческой деятельности.

9. Закон мастерской. В группе создать закон мастерской.

делай по-своему, исходя из своих способностей,    интересов и личного опыта, и корректируй сам себя.

10. Принципы мастерской. В группах разработать принципы мастерской.

1. Работа мастерской основывается на природном материале и результатах
духовной деятельности человечества, прежде всего языке.

2. Сочетание индивидуальной и коллективной работ, что создает атмосферу
сотрудничества,   взаимопонимания.

3. Важен не столько результат творческого поиска, сколько его процесс, где    реализуются        законы    проблемного    обучения        на    основе
инновационной методики.

4. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству,
саморазвитию.

5. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве
самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

6. Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с
помощью   создания  личностной   мотивации.
   

7. Возможность выбора материала,  деятельности, способа предъявления
результата, ибо без выбора нет свободы поскольку иначе рождается своеволие.

11. Алгоритм мастерской. Работа в группах.

Группам предлагается разработать этапы мастерской.

Каждой группе выдаётся определённый этап мастерской.

Индуктор:

  • Ввожу, навожу, побуждаю.
  • Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
  • Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания – чаще неожиданное для учеников, в чём – то загадочное, личностное.
  • Важны подбор и подача индуктора.

Деконструкция

  • Разрушение, хаос, неспособность выполнить задание.
  • Работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами.
  • На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.
  • Осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, т.е. создаётся информационный запрос.

Реконструкция

  • Воссоздание из хаоса своего проекта, решения проблемы.
  • Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
  • Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.
  • Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация

  • Соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп.
  • На этом этапе ученик учиться говорить.

Афиширование

  • Вывешивание, наглядное представление результатов деятельности учеников и мастера.
  • Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
  • На этом этапе ученики защищают свои творческие работы.

Рефлексия

  • Это осознание учеником себя в собственной деятельности.
  • Самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знания, мироощущения.

12. Отличие урока от мастерской.

13. Процесс взаимодействия учителя и учащихся.

  • В мастерской, то, как идёт процесс является не менее важным по сравнению с тем, к чему он приводит.
  • Для мастерской принципиальна атмосфера открытости, поддержки, поскольку этого нет, процесс взаимодействия распадается.
  • На мастерской, в отличие от урока, устанавливается ситуация множественности взглядов. Специально организуются ситуации, чтобы каждый имел возможность высказаться.
  • Используется многообразие видов и форм социализации, предъявления наработанного (озвучивание, афиширование, репортаж, информация короткой строкой). Всё помогает не упустить важное, обратить внимание на ценные находки, возникающие в процессе поиска.
  • На мастерской непременно присутствует импровизация в действиях, в мыслях, в организации пространства.

14. Выход преподавателя.

15. Роль мастера на мастерской. Работа  в группах.

В группах разработать роль мастера на мастерской.

16. Роль ученика на мастерской. Работа  в группах.

В группах разработать роль ученика на мастерской.

17. Принципы учителя.

  • Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями .
  • Принцип  « принятия другого».
  • Принцип проектирования и реализации .
  • Принцип  «самосознающей  позиции».
  • Принцип сотрудничества.

18. Мои заповеди учителю.

  • Принимай все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы: ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, форме поведения и реакции на другого человека).
  • Обязательно обеспечь независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
  • Каждой идеей ученика  восхищайся.
  • Ошибку ученика используй как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
  • Создай атмосферу положительных эмоций и «поддержи» личность каждого ребёнка.
  • Во время урока (занятия), исключай критику личности .
  • Используй  в учебной деятельности повседневный опыт детей.

19. Рефлексия.

Отзыв каждого участника и занятии.

Что понравилось?

Что не понравилось?

Ваши пожелания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая мастерская Ерёмина Инна Викторовна Учитель начальных классов

Слайд 2

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. Девиз

Слайд 3

Что вы почувствовали при чтении данных строчек? Начинается мой новый день

Слайд 4

События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения. Уолли Эймос Как вы понимаете смысл этого изречения? Как нужно встречать события, происходящие в жизни? Цитата

Слайд 5

Поздороваемся локтями

Слайд 6

Педагогическая мастерская

Слайд 7

это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества. Педагогические мастерские

Слайд 8

Эта необычная система обучения была разработана в 1984 году французскими педагогами и психологами. В России об этой технологии узнали в 1990 году в Санкт-Петербурге на семинаре Андре Дюни. В 2000 году казахстанские учителя познакомились с данной технологией в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства. Где и кем была разработана данная система?

Слайд 9

Учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Почему технология получила такое название?

Слайд 10

Это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу. Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Какова позиция мастера?

Слайд 11

Каковы цели и задачи мастерской?

Слайд 12

В чем суть педагогической мастерской? Во-первых , есть мастер, который не сводит обучение к передаче своих знаний и умений незнающему и неумеющему, но организует, разворачивает творческий процесс и принимают участие в нём все, в том числе сам мастер. Во-вторых , очень важен процесс творческого поиска, а не только результат. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, самостоятельной исследовательской, творческой деятельности.

Слайд 13

делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй сам себя. Закон мастерской:

Слайд 14

Принципы мастерской Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию. Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве самооценка, самокоррекция, самовоспитание. Сочетание индивидуальной и коллективной работ, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания . Важен не столько результат творческого поиска, сколько его процесс, где реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики. Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества, прежде всего языке Возможность выбора материала, деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы поскольку иначе рождается своеволие.

Слайд 15

Индуктор «Деконструкция» «Реконструкция» «Социализация» Работа «Афиширование» с материалом «Разрыв» «Рефлексия» Алгоритм процесса

Слайд 16

Ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания – чаще неожиданное для учеников, в чём – то загадочное, личностное. Важны подбор и подача индуктора. Алгоритм процесса Индуктор:

Слайд 17

Разрушение, хаос, неспособность выполнить задание. Работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного. Осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, т.е. создаётся информационный запрос. Деконструкция

Слайд 18

Воссоздание из хаоса своего проекта, решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. Реконструкция

Слайд 19

Соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп. На этом этапе ученик учиться говорить. Социализация

Слайд 20

Вывешивание, наглядное представление результатов деятельности учеников и мастера. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе ученики защищают свои творческие работы. Афиширование

Слайд 21

Резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому. Эмоциональный конфликт, подвигший к углублению проблемы, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником. Результат этого этапа – инсайт (озарение). Разрыв

Слайд 22

Это осознание учеником себя в собственной деятельности. Самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знания, мироощущения. Рефлексия

Слайд 23

Тема Сообщение Выход на тему II. Актуализация - опорные знания (факты, понятия) и способы действий- типы самостоятельных работ III. Формирование новых понятий и способов действий- новые понятия и способы действий- основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ IV. Применение (формирование умений и навыков)- типы самостоятельных работ- межпредметные связи V. Домашнее задание- повторение (объем учебного материала)- типы самостоятельных работ I. Тема  Введение в тему  Индуктор II. «Деконструкция" и «Реконструкция" (использование опыта по проблеме и сверка с научным источником) III. Испытание "разрыва" (проживание ощущений) IV. Построение собственных знаний в мастерской V. Творческая работа VI. Рефлексия Социализация (обнародование, представление знаний) обязательный процесс на каждом этапе мастерской Общая дидактическая структура урока Структура мастерской

Слайд 24

Процесс взаимодействия учителя и учащихся В мастерской то, как идет процесс является не менее важным по сравнению с тем, к чему он приводит, к какому результату выходят участники. Здесь главный интерес представляет не констатация истины, а ее поиск. Для мастерской принципиальна атмосфера открытости, доброжелательности, поддержки, поскольку в случае отсутствия этих характеристик процесс взаимодействия распадается, рассыпается, не удается. На мастерской, в отличие от урока, устанавливается ситуация множественности взглядов. Специально организуются ситуации, чтобы каждый имел возможность высказаться. Формулировка целей и заданий на мастерской предполагает неоднозначность, неодинаковость в их прочтении и понимании участниками. Обязательна возможность для участников наработки собственных ориентиров в движении по материалу. На мастерской происходит максимальная актуализация Эмпатических процессов. Во-первых: потому, что многое строится на взаимодействии участников. Во-вторых: потому, что буквальных, прямых оценок и суждений по предъявляемому материалу ни от учителя, ни от учащихся нет. Каждый опирается на свое представление, своюоценку содеянного,сотворенного.

Слайд 25

Процесс взаимодействия учителя и учащихся Важным становится на мастерской максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, любой иностранный, понятный для участников). На мастерской специально организуются условия для того, чтобы каждый имел возможность высказаться (в группе, перед классом...). Используется многообразие видов и форм социализации, предъявления наработанного (озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о событиях на местах короткой строкой). Все помогает не упустить важное, обратить внимание на ценные находки, возникающие в процессе поиска, «экспериментального нащупывания». Это позволяет расширить Групповой и индивидуальный потенциал за счет информации о том,что произошло важного и полезного в других группах, у других участников. Представляется правомерным утверждение, что подготовка мастерской - это самореализация мастера. Участие в мастерской - самореализация ее участников. На уроке и в период его подготовки, и в момент его проведения - главное самореализующееся лицо - все- таки учитель. На мастерской непременно присутствуют импровизация в действиях, в мыслях, в организации пространства.

Слайд 26

Выход преподавателя Информатор Рассказчик Лидер Тренер Ошибкоискатель Артист, кумир Наводчик Надсмоторщик Режиссер Консультант Организатор Ученый Человек Помощник Участник Собеседник на обычном уроке на мастерской

Слайд 27

Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания; Не торопиться отвечать на вопросы; Необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят; Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки и ее изменения, самокоррекции; Продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное Роль мастера на мастерской

Слайд 28

На мастерской ученик становится скорее учащимся в результате актуализации многочисленных процессов саморазвития , познания, предъявления, выражения, коррекции, оценки, мотивации. Мастерская предполагает для участников состояние свободы. Правда, эта свобода организуется и направляется мастером. В каждом шаге мастерской предполагается выбор (целей, средств, способов, действия). Роль ученика на мастерской

Слайд 29

Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями . Принцип « принятия другого». Принцип проектирования и реализации . Принцип «самосознающей позиции». Принцип сотрудничества. Принципы Учителя:

Слайд 30

- способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; - потребность и способность длительного сосредотачиваться на заинтересовавших ребёнка сторонах проблемы и стремление разобраться в них; - способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные; - повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в высказывании и отстаивании своего мнения. Для развития творческих способностей у учащихся учителю нужно обратить внимание на:

Слайд 31

Принимай все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы: ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, форме поведения и реакции на другого человека). Обязательно обеспечь независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение. Каждой идеей ученика восхищайся. Ошибку ученика используй как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. Создай атмосферу положительных эмоций и «поддержи» личность каждого ребёнка. Во время урока (занятия), исключай критику личности . Используй в учебной деятельности повседневный опыт детей. Мои Заповеди Учителю:

Слайд 32

Подарите ученику возможность выполнить столько, сколько он сможет.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Педагогическая мастерская "Мама - главное слово в каждой семье".

Мастерская создаёт условия для осознания того, что мама-это самый близкий человек;понимания глубины материнских чувств; развития заботливого отношения к маме (бабушке); воспитания любви к близки...

Педагогическая мастерская "Что такое милосердие"

Урок дан в рамках дня открытых дверей в МБОУ СОШ №5 с.Прикумское.      Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливог...

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...