1. Индукция - создание эмо ционального настроя, включе ние чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения
|
Урок проводится с участием родителей. Начало урока адресовано им. Учитель. Представьте своего ребенка. Напишите в левом столбике те качества, которые бы вы хотели воспитать в нем, а в правом - те черты, которые не желаете видеть у ребенка. Доброта | Лень | Чуткость | Черствость | Честность | Лицемерие | Ответственность | Эгоизм |
Участники мастерской зачитывают свои списки положительных и отрицательных качеств. Учитель. В левой колонке выберите главное слово, подчеркните его. Подберите к нему ассоциативный ряд слов. Из ответов участников мастерской: Доброта: чуткость, забота, помощь, человечность и т.д. Учитель обращает внимание, есть ли в этом ряду записанных слов такое нравственное качество, как милосердие. Учитель. Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, отзывчивость, милосердие. Однако понятие «милосердие» надолго было предано забвению. Не случайно лишь некоторые из вас упомянули это нравственное качество среди других в ассоциативном ряду. Долгое время понятие «милосердие» считалось отжившим, включалось в отдельные словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. Это слово вернулось к нам, пройдя большой путь. Итак, наша мастерская посвящена проблеме воспитания милосердия у детей в семье. Работа с классом Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни. Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут. Ваши товарищи помогут мне начать. Дети: 1.Одно из самых красивых слов на свете- слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует , любит и жалеет. 2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. 3.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! 4.Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным. 5.Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его-« хороший»он или «плохой».Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг. Учитель. Что объединяет все эти высказывания? Итак, тема нашего урока: МИЛОСЕРДИЕ. Ребята, как вы думаете, что такое доброта и милосердие? (дети говорят то, что они думают о доброте: добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником, Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. доброму человеку и чужая болезнь к сердцу, добрый человек всегда правдой живет, и др.) Учитель: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. |
2.Самоконструкция - инди видуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта | Прошу записать всe, что дети знают о познавательном объ екте Учитель: Давайте поразмышляем: а) Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока? б) Как часто видели вы милосердие в реальной жизни? в) Как называют действие, противоположное милосердию? (жестокосердие) Запишите эти слова в 2 столбика. (1-добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память) (2-равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово) |
3. Социоконструкция - ра бота учащихся в парах по по строению этих элементов | Организую работу в парах. Учитель: Поменяйтесь тетрадями и по смотрите, что получилось. По думайте вместе над заданием Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Какая часть слова указывает на его основной смысл? Верно, корень слова. Пожалуйста, назовите его. Выслушиваются все варианты (милое, мил, милосерд, серд). Кто-то обязательно скажет, что здесь два корня). Учитель: Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд». Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». Учитель: Назовите слова с корнем «мил». Дети обычно сразу говорят «милый» Учитель: Кто милый? (Ребенок, цветок, котенок). Зна чит, милый - это приятный? С какой интонацией мы произносим милый»? (Доброй, хорошей, ласковой, нежной). Учитель: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет». Учитель: Ребята, назовите еще слово с корнем «мил». (Милость). Учитель: Что думаете о значении этого слова? Назови те слова, близкие по смыслу «Милость - это любовь, жалость. Если мы любим чело века, мы его жалеем (можно побеседовать об отношении к пожилым людям, об отношениях между детьми). Учитель: Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение «сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, ког да просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу «Сделай милость»? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. Попробуем? Я начинаю: «Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, улыбнитесь. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами... Кто хочет продолжить?» Ребенок предлагает сделать упражнения, обязательно обраща ясь к одноклассникам: «Сделайте милость ...» Учитель: Сделайте милость, садитесь, продолжаем наш разговор. Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому че ловеку, которого нам простить трудно».
|
4. Социализация - выступле ние ученика в группе (сопос тавление, сверка, оценка, кор рекция) | Организую работу в группах: Учитель: Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. (Предлагаю учащимся допол нительные задания) Учитель: Ребята, а мы умеем прощать? Подумайте, прощали ли вы кого-нибудь? Можете ли вы помиловать обидчика? Учитель: Итак, родственные слова ми лый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» Итак, корень «серд», слово...Дети хором: «Сердце!» Учитель: Вот оно какое, наше сердце. Частенько приходится слышать: «Сердце болит». Поясните, пожалуйста. Как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «серд це болит»? Дети задумываются. Если никто не даст объяснения, то появ ляется подсказка «душа болит». Учитель: Когда мы говорим: «Сердце болит, душа болит»? (Когда нам обидно, когда обидели, когда дома ругают). Учитель: Посмотрите на экран внимательно. Что скажете? Девочку обидели. Женщина плачет, у нее кто-то умер. У жен щины душа болит, она переживает! Учитель: «Сердце болит, душа болит...» Когда мы так гово рим? (Когда за кого-то переживаем, волнуемся. Не только, когда меня обидели. Мама волнуется, если меня дома долго нет. Учитель: Ребята, бывает, когда вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувству ете? Неужели душа не болит и вам все равно? Я рада, что ошиблась, рада, что в таких случаях и у вас, и у меня болит сердце. Сделайте милость, встаньте, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня». Улыбнитесь друг другу. Сделай те милость, садитесь. Учитель: Теперь назовите прилагательное, признак предмета, с корнем «серд». (Сердечный, сердечная) Учитель: О ком или о чем мы можем сказать «сердечный», «сердечная»? (Сердечный, добрый человек. Боль сердечная). Учитель: А теперь вернемся к нашему слову. Итак, родственные слова, дети читают: сердце, сердечная боль, сердечный человек. Учитель: Ребята, подсказали ли вам значения корней смысл слова «милосердие»? Объясните, как вы понимаете значение слова «милосердие». Поду майте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие», запишите на листочке. Дети советуются, учитель подходит к каждой группе, слушает мнение ребят. Затем каждая группа зачитывает слова, которые помогают раскрыть смысл слова. Учитель: Я тоже добавила слова, посмотрите. На экране слова: доброта, жалость, по мощь, прощение Учитель: Скажите, кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные, могут быть добрыми и злыми. Милосердным может быть только че ловек. О каком человеке мы говорим «милосердный»? Встречались ли вам милосердные люди? Учитель: Ребята, вы дали свое объяснение слову милосердие. Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковых словарях. Сначала дети читают «про себя» цитату из словаря СИ. Оже гова, затем хором на экране Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Аналогично читаем цитату из словаря Д.Н. Ушакова. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Учитель: Что главное в объяснении значения слова? Как вы считаете, в чем же проявляется истин ное милосердие? Обращаю внимание детей, что милосердие - это поступок, поступок добрый, во благо, поступок, за который не ждут возна граждения. Предлагаю детям привести примеры милосердных поступков, подумать, а могут ли и они совершать милосердные поступки. (Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства? Учитель: Сегодня мы с вами уже говорили о сердечной боли, что иногда просто необходимо просить прощение. А умеем ли мы прощать? Иногда люди не прощают друг друга и до конца жизни остаются врагами. Правильно ли это? Как вы думаете, справедли вость и милосердие - это одно и тоже?. Милосердие - это одна из веч ных ценностей нашей жизни. Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте за пасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья...» - писал поэт Б. Окуджава. 4. Физминутка Учитель: Сделайте милость, встаньте, протяните другу руки, подарите улыбку соседу, улыбнитесь своим одноклассникам, по смотрите, как посветлело в кабинете от ваших улыбок. Сделайте милость, подойдите к окнам, только тихо-тихо, не спугните наши улыбки. Подарите улыбку солнышку, видите, оно улыбается нам -скоро весна, лето. (Подарите улыбку тучкам, слышите, тучки обещают скоро уплыть, открыть солнышко). Сделайте милость, тихонечко садитесь.
|
6. «Разрыв»-внутреннее осоз нание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | Фиксирую внимание учащих ся на возникших познаватель ных противоречиях, организую работу учащихся в группах с источниками инфор мации, позволяющими разре шить возникшие противоречия Учитель: Какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете? (была дана предварительная работа) Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки, которые нашли) - Доброе слово лечит, злое калечит
- Злой не верит, что есть добрый
- Добрые вести прибавят чести.
- Доброта без разума пуста.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро – будешь сам без беды.
- Доброе дело питает и душу и тело.
- Добрый человек в добре живет век.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
- Добрые умирают да дела их живут.
- Красота до вечера, а доброта навеки.
- Доброе братство лучше богатства.
- Живи добрее, будешь всем милее.
Учитель: Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы? Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте) - “Доброта лучше красоты” (Г.Гейне)
- “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Сервантес)
- “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо)
- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе” (Вильям Шекспир)
- “Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль)
Учитель: Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним. Учитель: Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями. Кроссворд - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)
- Внутренний психический мир человека. (Душа.)
- Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)
- Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)
- Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)
- Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)
- Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)
- Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)
- Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)
- Группа живущих вместе родственников. (Семья.)
Учитель: Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания. -Каким делает человека доброта и милосердие? Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др. -Какой человек может быть добрым и милосердным? Ученики: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей. Учитель: Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. |
7 Рефлексия | Инициирую и активизирую рефлексию учащихся по пово ду индивидуальной и совмест ной деятельности Учитель: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого. - Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
- Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
- Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Не допускайте грубости.
- Старайтесь во всем помочь ближним.
- Будьте добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом! Можно ли за милосердную помощь брать плату? А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело? Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого как и его собственное дыхание? Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека? Учитель: А теперь давайте послушаем наших взрослых. (Родители зачитывают слова знаменитых людей о милосердии, кратко комментируют их) (Приложение 1) Учитель: Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Учитель: Дорогие взрослые! Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..." Помните об этом… Урок окончен. Спасибо всем за работу!
|