Выступление « Реализация интеграции в урочной и внеурочной деятельности»
учебно-методический материал

Калашникова Надежда Александровна

  Сегодня принцип интеграции является инновационным в образовании и призывает к перестройке процесса обучения на объединение различных общностей в одном образовательном пространстве. И как результат, получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка, а также способствующего гармоническому вхождению ребенка в социум и развитию у него профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Килемарского муниципального района

Республики Марий Эл

выступление

на межрегиональной конференции учителей

«Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»

на тему

« Реализация интеграции в урочной и внеурочной деятельности»

                           Подготовили: Борисова Галина Борисовна,

                                                    Калашникова Надежда Александровна

                                                    учителя начальных классов

                             

    Апрель 2020г

  Сегодня принцип интеграции является инновационным в образовании и призывает к перестройке процесса обучения на объединение различных общностей в одном образовательном пространстве. И как результат, получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка, а также способствующего гармоническому вхождению ребенка в социум и развитию у него профессиональных компетенций.

Интеграция в образовательном процессе означает:

– комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;

– взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

– органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

– взаимосвязь общего и дополнительного образования;

– гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;

– объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);

– взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи);

Например, на уроке по литературному чтению при изучении стихотворения А.С.Пушкина  даю такое задание  выписать из стихотворения имена существительные, определить их  род, число. Мы повторяем что такое существительное, на какие вопросы отвечает, как изменяется .

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь,
друг прелестный —
Пора,
красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой
взоры
Навстречу северной
Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном
небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь
 тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в
окно

Такие уроки  нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют не только развитию орфографической зоркости, но и развитию логического и образного мышления, глубокому проникновению обучающихся в мир красок и звуков, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, формируют успешность обучения .

осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи);

Например, в 3 классе на уроке технологии при изучении темы «Автомастерская» надо изготовить фургон «Мороженое». Для этого потребовались математические знания и умения. Надо было вспомнить что такое куб, провести математические измерения. Вспомнить что такое масштаб, прямой угол. Для построения развертки необходимо знать размеры граней тела, которые потом вычерчиваются на листе.

интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированный урок);

Слайд . № ТАБЛИЦА

2класс Интегрированный урок окружающий мир + ИКН

Пред-

мет

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

Окружающий мир

ИКН

Раздел «Общение»

Урок 39 «Наша дружная семья»

Урок18,19 «Семья. Родство.

Трудовые успехи членов семьи. Семейные реликвии»

Научатся объяснять, что такое культура общения,составлять родословное древо своей семьи.

Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. Получат возможность научиться собирать информацию, оформлять её и выступать перед большой аудиторией

Слайд № РОДОСЛОВНАЯ

Объясняли, что такое культура общения, внимательные и заботливые отношения между членами семь, составляли родословное древо своей семьи .Говорили о семейном труде и отдыхе, представляли профессии родственников. Узнали о семейных ценностях и традициях своих одноклассников .При оформлении работ вспомнили орфограммы по русскому языку. Итог работы-социальный проект «Моя семья», выступление на общешкольном классном часе

интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

Слайд № АЗБУКА

Рассматривая этот уровень хочется сказать следующее

Заканчивая в 1 классе послебукварный период, сделали проекты о буквах, выучили песенки, стихи про азбуку, подготовили сценки. Всё это у нас был единый большой проект «Как хорошо уметь читать!» Своё творчество мы продемонстрировали ребятам детского сада. Своим выступлением старались довести до малышей то, что уметь читать очень важно, полезно.

Мне  хотелось бы остановиться на примере одной из  тем по" Здоровому образу жизни". В  1 классе на уроке окружающего мира мы изучали  тему :"Почему нужно есть много овощей и фруктов?". После  этого нам захотелось поделиться своими знаниями с ребятами детсада. Для этого мы подключили еще ребят пятого класса и показали мероприятие «Спор овощей». Кроме того   мы вырастили лук на зелень и использовали его в школьной столовой.

Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В школе, любом образовательном учреждении можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту.

       Во втором классе по окружающему миру есть  тема «Если хочешь быть здоров» , а в третьем «Мы и наше здоровье». После прохождения этих тем мы объединились классами и показали открытое мероприятие «Здоровый образ жизни», где ребята 3-го класса выступили со сказкой «Теремок», а 2-й класс показал сценки,  со зрительным залом  разучили несколько общеукрепляющих упражнений.  Рассказали о секретах долгожителей и сделали вывод:

     Надо вести здоровый образ жизни – заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаваньем и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Слайд № ГРАМОТА

Участвуя в Программе « Разговор о правильном питании», которая помогает воспитывать полезные привычки и заботиться о собственном здоровье. Приняли участие во всероссийском конкурсе  «Игра – это здорово» и были награждены дипломом республиканского этапа.

Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:

– расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

– усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности

    Изучая раздел « Природа» во 2 классе по окружающему миру, разработали проект «Удивительное рядом» о растениях и животных, которых можно встретить на школьной территории , узнали о их жизни, развитии и значимости для человека и природы. Со своими результатами выступили на общешкольном мероприятии по защите социальных проектов .Проект длился два года. Нами были посажены на школьном дворе саженцы сосны, которые дали нам в Визимьярском лесничестве.

    Я хочу остановиться на своем примере. Во 2-м классе по окружающему миру есть тема «Наши питомцы» .Работая по этой теме мы решили разработать социальный проект «Мы в ответе за тех кого приручили» с которым вышли на общешкольное мероприятие , где показали свою работу. Что мы делали? Пристроили двух котят в приют «Успех», подкармливали бездомных кошек, изучали повадки животных и др. и сделали вывод, что «Мы в ответе за тех кого приручили».

Вывод

Таким образом, использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

Список литературы

  1. ИПК: Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Ростов н/Д, 2003;
  2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов н/Д, 2003.

3.Гез Н. И. ., Ижогина Т. И., Конышева А. В., Пучкова Ю. Я., Иванова Н. В., Карогодский З. Я., Ремез О. Я., Запорожец А. В., и др. - Игра-драматизация, как средство развития умственных способностей.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья

Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;улучшить ус...

выступление на педсовете " Связь урочной и внеурочной деятельности"

Урочная и внеурочная деятельность в образовательном учреждении...