Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе
методическая разработка на тему
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti_3.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное и т.д.
Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребёнок. А это духовно-нравственное развитие его благодаря участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом и является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.
Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.
Таким образом, мы рассматриваем интеграцию основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:
- здоровьесбережение;
- развитие в избранном направлении;
- оптимизацию организации деятельности ученика и учителя;
- снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;
- повышение уровня качества образования;
- оптимизацию отношений в школьном коллективе.
Интегративные процессы в начальной школе имеют больше оснований, чем на средней или старшей ступени, когда окончательно начинает преобладать дифференциация обучения. Сближение основного и дополнительного образования в начальной школе продиктовано рядом объективных условий: особенностями организации учебного процесса, отличающегося большей внутренней связанностью школьных дисциплин; один учитель почти по всем предметам, большая целостность восприятия мира ребенком.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса и в нашей начальной школе.
В образовательный процесс нашей начальной школы успешно вошел такой вид учебной и воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества
Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.
Содержание учебного материала раздела «Наши проекты» в учебниках по русскому языку, математике, окружающему миру выстроено так, что организации проектной деятельности осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе.
Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.
В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
А.Ш. Мавлеткулова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая реализации ФГОС в начальной школе
Данная статья поможет Вам при организации проектной деятельности учащихся....
«Системно – деятельный подход для успешной реализации ФГОС в начальной школе»
Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко ...
" Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС"
Педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....
Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС. Теория и практика.
С данным материалом я выступала на Республиканской научно-Практической конференции "Моя страна-Россия". Данная конференция прошла 18.02.2023г. в МБОУ СОШ№21 г. Йошкар-Ола. с. Семеновка....
«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...