Формирование бережного отношения к природе у младших школьников.
статья

Самарец Александра Евгеньевна

Статья подготовлена для выступления в V открытом методическом семинаре "Прикоснись к природе сердцем".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование бережного отношения к природе       у младших школьников.

Свою актуальность проблема бережного отношения к окружающему миру приобрела сравнительно недавно, всего лишь в середине прошлого столетия. А именно тогда, когда человек понял, что из хозяина природы он медленно, но верно превращается в паразита на теле своей планеты. Ресурсы истощены, экологический баланс нарушен – надо срочно что-то делать.

Воспитание бережного отношения  к природе – это не только важнейшая часть воспитательно-образовательной программы. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не сказать, выживание) человечества на планете, которую мы любовно называем «Земля». Оно не только учит детей вешать кормушки и наблюдать за грозой, но осознавать важность восстановления гармоничных отношений человечества с природой.

Важно начинать воспитывать экологическую культуру с самого раннего возраста: младшие школьники характеризуется высоким
познавательным интересом к миру природы, дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают.

Для детей младшего школьного возраста, по большей части, характерно бережное отношение к природе. Однако часто это отношение носит пассивный характер: дети стремятся в своей деятельности  не  наносить вреда, ущерба растениям и животным, но не проявляют необходимой заботы о них или делают это только по предложению  взрослых. Недостаточная устойчивость положительного, бережного отношения к природе связана с недостаточным опытом общения детей с природой, особенно в условиях города. Оказывают воздействие и отдельные  отрицательные примеры некоторых школьников и взрослых, особенно в этом помогает интернет, который не всегда бывает полезен. 

Важные шаги на пути внедрения и реализации экологического
воспитания российская система образования сделала еще в 1990-хгг., когда,
после принятия федерального закона «Об охране окружающей природной среды», был принят закон «Об образовании», где прописывалось
содержание системы экологического образования населения. А в 2000-е гг. в принятых федеральных законах «Об охране окружающей среды» уже четко прописывалось, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, через распространение знаний об экологической безопасности, состоянии окружающей среды должно осуществляться экологическое просвещение общества, в том числе и организациями, реализующими образовательную деятельность. И на уровне начального общего образования (1-4 классы) предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» является обязательной. Предмет «Окружающий мир» в рамках программы «Школы России», как показывает практика, хорошо справляется с задачей воспитания бережного отношения к природе. Курс «Окружающий мир», разработанный Андреем Анатольевичем Плешаковым нацелен на формирование бережного отношения к достояниям природы и общества, способствует формированию навыков экологически-нравственного поведения в природной среде.

Основной формой организации процесса воспитания у младших школьников бережного отношения к природе является урок. Именно благодаря этой деятельности создаются оптимальные условия для формирования у младших школьников базовых знаний о мире.

В экологическом воспитании младших школьников используется такие методы обучения, как наглядные, словесные, практические.
К наглядным методам относятся демонстрация наглядных пособий,
использование технических средств обучения, показ фильмов. Они
позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы,
которые раньше усваивались из текста учебника. При этом важно показать, что природа может быть не только очаровательной, как описана, например, в литературных произведениях, но истощенной, загрязненной из-за действий человека.

К словесным методом относятся рассказ, беседа, объяснение.
Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе,
систематизации и обобщения. Словесные методы помогают формировать у
детей эмоционально положительные отношения к природе. Например, в моем классе дети после занятия о правилах содержания и ухода за домашними животными сообщают о днях рождениях своих питомцев, и мы передаем поздравления и пожелания. Также в 1 и 2 классах я сообщала детям о различных праздниках, в числе которых был и День домашних животных (30 ноября), а сегодня, в моем 3 классе, один ученик сам напомнил мне об этом дне.

К практическим методам относятся игры, элементарные опыты,
моделирование. Практический метод направлен на овладения учебным
материалом на основе упражнений, самостоятельных работ.

В зависимости от средств обучения могут осуществляться и разные
формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические
игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения,
коллективный труд в природе, различные акции и др.

Так, например, в нашей школе, как и во многих других, проходит экологическая акция «Собираем крышечки»: у нас в кабинете стоит пятилитровая бутылка, куда дети складывают собранные пластиковые крышки, а потом мы относим в общую урну. Сначала считали, а потом сбились со счета. Еще есть акция «Кораблик доброты» - дети относят уже ненужные им книги в библиотеку, чтобы другие ребята могли ими воспользоваться. Еще хочется отметить тот факт, что дети к 3 классу стали практичнее относиться к использованию пластиковых стаканчиков в класс- у нас стоит кулер с водой: если раньше за учебный день класс мог запросто истратить целую упаковку одноразовых стаканов, то сейчас дежурные даже иногда ругаются на своих же одноклассников, если в конце дня остается много использованной пластиковой тары.

Существует множество приемов, методов и форм работы по формированию бережного отношения к природе и через внеклассные мероприятия.

И самое распространенное – это экскурсии на природу. Они создают благоприятные условия для выявления эстетической ценности природного мира, его научной и познавательной ценности, формирования грамотного поведения в природной среде. Недавно, в октябре, мы были на экскурсии в «Самарском зоопарке»: получили массу положительных эмоций от общения с животными. А в эту пятницу пойдем на выставку бабочек в ТЦ «Аврору».

К внеклассным формам экологического образования можно отнести праздники - сочетание различных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с пожеланиями учеников или родителей, приуроченными к определенной дате. Поэтому их тематика разнообразна, например «Праздник осени», «День домашнего питомца», «Посещение весны» и др.

Творческий характер носит индивидуальная форма экологической работы, которая предполагает исследовательскую и практико-ориентированную деятельность учащихся: подготовка докладов, наблюдения за животными и растениями, ведение дневников наблюдений за сезонной природой, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепку, подготовка рассказов (в виде сочинения или презентации) о домашних питомцах.

Однако и другие предметы обладают потенциалом в данном направлении. Так широко известен и изучен потенциал художественной литературы и процесс литературного чтения в формировании нравственности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.

Художественная литература выступает не только источником знаний об окружающем мире, но транслирует лучшие образцы поведения в природе, отношения к ней – произведения В.В. Бианки, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.А. Некрасова, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Л.Н. Толстого и др. наполнены соответствующими примерами. Как правило, в произведениях указанных авторов, рассказчик передает необычные истории, происходящие или связанные с природой, её объектами или явлениями – лесом, сезонными изменениями, погодными условиями, животными и т.п. Большой потенциал в формировании экологических знаний и любви к природе заложен в сказках. Этот жанр предлагает проводить сравнения между образами животных в сказках и их реальным обличием, например, сравнить изображение и поведение лисы в русских народных сказках и в действительности (по материалам научно-познавательной литературы и видеороликов). Что в свою очередь, можно использовать в виде продолжения изучения темы на уроках рисования и технологии.

Не вызывает сомнений, что бережное отношение к природе может быть сформировано только при условии, если младший школьник испытывает какие-либо чувства к объектам или явлениям природы – восторгается пейзажем, радуется листопаду, первому снегу, наступлению весны и появлению первой зелени, любит домашних питомцев, с интересом рассматривает незнакомые ему растения, подкармливает бездомных животных и элементарно не станет, выходя из автобуса,  бросать билетик на дорогу. И если родители недостаточно уделяют этому внимания, то учителя должны неустанно вдохновлять не только словами, но и своим примером на любовь к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...

«Экологическое воспитание, как одно из практических направлений в привитии гуманного отношения к природе у младших школьников с ОВЗ»

Выступление на республиканском семинаре «Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ОВЗ»...

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Формы и методы работы классного руководителя по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников через семейное чтение.

Средством полноценного духовного общения ребёнка и взрослого может стать традиция семейного чтения....

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...