читательская грамотность на уроках в начальных классах
материал (4 класс)

Костенко Лариса Владимировна

Опыт работы по развитию читательской грамотности при работа с тетрадью "Работа с текстом" Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с текстом29.5 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1)Что значит уметь читать? Есть распространенное заблуждение, что это значит быстро последовательно складывать буквы в слова. Как только ребенок приобретает этот навык, родители говорят: «Вася научится читать». Но в старших классах выясняется, что Вася так и не научился качественно понимать, о чем текст, который он пробегает глазами. И ему уже очень сложно делать это по-другому. 

Научиться читать по-настоящему — то есть быстро схватывать прочитанное, выделять для себя главное, — это задача, которая не решается за год до первого класса. Этот навык стоит тренировать ещё и ещё — как минимум до конца начальной школы. 

Пособия Ольги Крыловой «Чтение. Работа с текстом» для 1, 2, 3, 4 классов (слайд 2) направлены именно на формирование навыка внимательного, осмысленного, осознанного чтения. В каждой тетради есть предисловие, где описано на что нацелена это пособие (слайд 3,4,5)

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.

Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений.

Основные задачи:

  1. Учить работать с текстом литературного произведения;
  2. Расширять читательский кругозор.
  3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
  4. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
  5. Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.

 В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.(слайд 6,7,8,9) К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

Во втором классе (слайд 10) работа по пособию "Крыловой Чтение работа с текстом" направлена как раз на то, чтобы ребенок научился находить в тексте важные моменты, учился его анализировать и понимать. Следует отличать два этапа работы с текстом, что является основным содержанием читательской деятельности на уроке.

На первом этапе особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование.(слайд 11) В  пособии  О.Н.Крыловой  в  системе  заложена работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемых  в литературе. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Второй этап -(слайд 12) при работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, a также прослеживаются межпредметные связи.

В ходе работы учащиеся:

- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

- определяют главную мысль текста;

-озаглавливают текст;

- определяют последовательность пунктов плана текста;

- различают абзацы;

- подбирают антонимы и синонимы к словам;

- определяют сравнение.

                Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Выпускник 2 класса, занимавшийся по тетради Крыловой «Чтение. Работа с текстом» , осваивает ряд читательских умений:

• Анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;

• Ставить к тексту вопросы разной направленности;

• Отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развернутый ответ;

• Самостоятельно работать со словарем текста, семантизировать незнакомое слово;

• Находить и истолковывать подтекстовую информацию ;

• Вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения

• Самостоятельно составлять разные виды планов;

• Пересказывать текст подробно, сжато, творчески.

В третьем классе (слайд 14) работа с тетрадью становится более сложной, но и более интересной. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, выделяя абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученики используют знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения.

     Рассмотрим некоторые из заданий на примере Варианта 23. В данном варианте  учащиеся работают с текстом  «Осел и Бобр» по С. Михалкову (слайд 15)

      С  подобными текстами учащиеся сначала  работают  на основании знаний , полученных во втором классе. А именно  в соответствие с заданиями тетради определяют тему, главную мысль, выделяют участников текста, определяют тип текста, составляют план и т.д.

       Работа с текстом способствует обучению школьников извлекать из текста  требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. (слайд 16)

       Работая с отдельными словами, словосочетаниями,  с предложениями,  а так же с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память,  а значит развивает орфографическую зоркость. (слайд 17)

        С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом.( слайд 18)

        В четвертом  классе  в учебно-методическом комплексе  «Чтение. Работа с текстом» присутствуют разнообразные виды работ, что  позволяет возвращаться к раннее изученному материалу, способствует формированию прочного орфографического навыка, развитию устной и письменной речи. (слайд 19)

     Более обширной становится работа по  орфографии, лексике и пунктуации. Задания становятся более сложными, требующими особой внимательности, умения понимать, анализировать, умения использовать имеющуюся информацию и правильно ее применять.

     Большое количество заданий  в тетради направлены на формирование орфографической зоркости  учащихся. Данная работа проходит  с использованием следующих психических процессов:

-активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

- логические операции сравнения, конкретизация, систематизация, классификация;

- зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

- непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки. ( слайд 20)

       Представляем  Вам некоторые виды  заданий из рабочей тетради

«Работа  с текстом» 4 класс ( слайды 21-22)

Если сравнить задания одного и того же вида, то из класса в класс оно усложняется. (слайд 23) Например, во 2-3 классах ребята указывают в задание тип текста (повествовательный,описание или рассуждение), то в 4 классе указывают стили текста ( художественный, публицистический или научный).

(слайд 24)При работе с орфографией во 2-3 классах вставить пропущенные буквы, а в 4 классе — не только вставить пропущенные орфограммы, но и записать текст от лица героя( в данном случае от лица ёжика). (Слайд 25) И конечно очень много заданий-это работа с таблицами, навык с которыми пригодится при написании ВПР и РККР.    

Делая заключение, хотелось бы отметить, что благодаря работе с данной тетрадью   учащимся стало гораздо легче работать на обучающих уроках по написанию изложения и сочинения.  

      Ребятам гораздо проще стало анализировать тексты, придумывать заголовки, составлять план,  выбирать опорные слова и словосочетания, пересказывать текст.

     Благодаря хорошо подобранному материалу тетради, постоянным тренировочным работам с текстами,  ребята на уроках русского языка и литературы, стали более активными, не стесняясь,  высказывают свое мнение в обсуждении текстов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки финансовой грамотности на уроках в начальных классах"

В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги&raq...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматирваются  вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”

Язык является важнейшим средством человеческого общения. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и пра...