"Уроки финансовой грамотности на уроках в начальных классах"
статья
В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги», «История появления денег», «Семейный бюджет» или «Что такое экономика» могут изучаться в разных классах и в разных объемах. В статье проанализированы существующие образовательные программы по Окружающему миру трех УМК: УМК «Планета знаний» авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, УМК «Школа России» Автор Плешаков,УМК «Школа 21 века» Автор составитель Н.Ф. Виноградова.Темы финансовой грамотности отражены в 1-2 темах 2, 3 или 4 классах. Материал носит скорей исторический, познавательный характер, реже имеет практическое направление. Приведен пример урока "«Что такое деньги»" Окружающий мир 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_fingram.docx | 846 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на МО учителей начальных классов ГБОУ школы № 530
«Уроки финансовой грамотности в начальной школе»
В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги», «История появления денег», «Семейный бюджет» или «Что такое экономика» могут изучаться в разных классах и в разных объемах. Темы даются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на личных впечатлениях и служат для углубления и получения новых знаний.
Объектом познавательной деятельности является социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества (и его финансовой стороны в том числе). В частности, современные проблемы взаимоотношений человека в финансово-экономической среде, которые могут быть решены только повышая финансовую грамотность и культуру.
Цель: формирование активной жизненной позиции, гражданской и личной ответственности за свои финансы.
Ведущие принципы и формы организации деятельности:
принцип культуросообразности, возрастосообразности; познавательные, ролевые и продуктивные игры, практикумы, наблюдения.
Планируемые результаты:
- приобретение школьником социальных знаний по финансовой грамотности
- формирование целостного отношения к социальной реальности.
Проанализировав существующие образовательные программы по Окружающему миру видно, что тема финансовой грамотности отражена в 1-2 темах 2, 3 или 4 класса, темы носят скорей исторический, познавательный характер, реже имеет практическое направление.
УМК «Планета знаний» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. | УМК «Школа России» Плешаков | УМК «Школа 21 века» Автор составитель Н.Ф. Виноградова | |
2 кл. | Состав семьи, бюджет, деньги.(2 часа) | ||
3 кл. | - | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.(12 часов) | Торговля. Возникновение денег. (2 часа) |
4 кл. | - | - | - |
На примере трех программ видно, что тема финансовой грамотности изучается не в системе, знания отрывочны, нет преемственности.
При изучении технологических карт уроков было отмечено, что учителями используются следующие активные формы работы:
- экономическая игра,
- урок-проект,
-работа в группах и парах,
- ролевая игра.
Пользуются приемами: проблемного вопроса, элементами мозгового штурма, «карта затруднений», незаконченного предложения, текста с пропусками и др..
Применяют активные приемы поиска информации, работают с учебником и словарем.
Пример технологической карты урока по теме «Что такое деньги» 3 класс УМК «Школа России»
Планируемые предметные результаты
•познакомятся со способами обмена товаров и услуг;
•узнают, что такое деньги, научатся понимать роль денег в экономике;
•научатся выделять и называть части монеты;
•различать российские денежные единицы и денежные единицы некоторых стран.
Метапредметные УУД
Познавательные:
•извлекать необходимую информацию из различных источников;
•самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать
обоснованные выводы; предъявлять информацию в виде устных ответов, таблиц,
практической работы;
•выделять и называть существенные признаки понятия;
•воспроизводить новые понятия по памяти;
•выполнять задания с применением предъявленных требований;
•меть приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные:
•определять цель урока, уметь формулировать и удерживать учебную задачу;
•уметь планировать действия для решения учебной задачи;
•давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Коммуникативные:
•выполнять задания в сотрудничестве с одноклассниками;
•высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и
дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;
•проявлять ответственность и инициативность в достижении группового
результата, результата работы в паре;
•уметь договариваться и распределять обязанности при работе в группе.
Личностные результаты
• Осознавать значимость изучаемого материала и проявлять инициативность к
выполнению заданий на уроке;
• обосновывать значимость обмена товарами для развития экономики страны;
• пользоваться формами самооценки и взаимооценки на уроке;
• формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе
в группе, при фронтальной работе на уроке.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Технологическая карта урока.
Окружающий мир 3 класс
Тема урока: «Что такое деньги» | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | ||||||||||
Цель урока | Формирование представления о деньгах и их роли в экономике. | ||||||||||
Задачи урока: | содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений; | ||||||||||
Планируемые результаты | Предметные | познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами; совершенствовать умение различать современные российские денежные единицы и денежные единицы некоторых стран; способствовать развитию навыка выделять и называть части монеты; | |||||||||
Личностные | Самообразование и смыслообразование, самооценка на основе заданных понятий, проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. | ||||||||||
Метапредметные | Коммуникативные | Принимать мнения и позиции других людей; формировать собственное мнение и позицию; уметь приходить к общему мнению | |||||||||
Регулятивные | Принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно; выполнять учебное задание в соответствии с целью; принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий; определять цель. | ||||||||||
Познавательные | Выделять необходимую информацию; уметь находить в тексте ответ на заданный вопрос; обобщать выводные понятия. | ||||||||||
Ресурсы урока | Презентация | ||||||||||
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая, … | ||||||||||
УМК | Школа России | ||||||||||
Ход рока | |||||||||||
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | ||||||||
1 | Организационный этап | Приветствие. Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок! Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт психологический настрой на урок. | Проверяют себя на готовность к уроку. Контролировать свою деятельность. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||||||||
2 | Актуализация знаний | Организует фронтальную работу по вопросам: - Что такое экономика? (Удовлетворение разнообразных потребностей людей). - Назовите отрасли экономики. - Перечислите отрасли промышленности. - Кто может назвать отрасль промышленности, которая производит для нас книги, журналы? (Полиграфическая.) - Найдите в классе предметы(явления), изготовленные разными отраслями промышленности. | Называют определение, отвечают на поставленные вопросы. Извлекать необходимую информацию из собственных изученных знаний, | соотносить предметы с понятиями, формулировать ответы на поставленные учителем вопросы. | |||||||
3 | Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. | Постановка учебных задач. Организует работу в группах. Подводит учащихся с помощью вопросов к проблеме. - В жизни человеку нужны различные товары для удовлетворения своих потребностей. Работа в группах. Деловая игра | Включаются в игровую деятельность. Производят обмен товарами в соответствии с поставленной задачей. Формулируют тему урока. С интересом включаться в игровую | У детей каждой группы определённый набор товаров: 1 гр.- одежда, 2гр: посуда, 3гр.: продукты, 4 гр. канцелярские товары. Задание: каждая группа должна приобрести как можно больше предметов, имеющихся у других групп. 1 группе нужны продукты, 2 группе - одежда, 3 группе – канцелярские товары, 4 группе – посуда (Идёт обмен товарами). Определяется группа, которая приобрела больше всего нужных товаров. - Каким образом человек может получить товар, который ему нужен? (Обменять) - С какими трудностями вы встретились при обмене товарами? (Обмен был не всегда равноценный, не всегда была возможность приобрести нужный товар, так как не хотели менять на предложенный из-за отсутствия в нём надобности). - Каким ещё образом человек может получить товар, который ему нужен? (Купить) - Что нужно для того, чтобы купить товар? (Деньги) - А что такое деньги? - Сформулируйте тему урока. (Что такое деньги?) Какие задачи для себя поставите? (Узнаем, что такое деньги, уточним для чего они нужны, узнаем откуда они появились, какие бывают деньги.) | |||||||
4 | Открытие новых знаний. Объяснение нового материала. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал. -Итак, что такое деньги? (Ответы учащихся) Работа со словарём. -Откроем словарь С.И.Ожегова и найдём определение этого слова: « Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». Беседа. (Слайд 1 ) Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. (Слайд 2 )Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители - своих пленников.Но, как вы убедились, обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Но человеку, например нужен был только один топор, или один кувшин. Или человеку нужно зерно, а тому у кого оно есть не нужны мои горшки. Как упростить обмен? Нужен был такой товар на который можно было бы всегда обменять любой другой | Извлекают знания из собственного жизненного опыта, делятся своими предположениями с учащимися класса. Читают определение и осмысливают понятие. Воспринимают информацию, сравнивают с результатами своей практической деятельности, анализируют, делают вывод | Принимать и сохранять учебную задачу. Выделять и называть существенные признаки понятия, анализировать информацию, сравнивать с результатом своей практической деятельности, делать вывод. | |||||||
6 | Первичная проверка понимания | Просмотр основного материала. Каждую секунду на земле производится огромное количество товаров. Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Существует два способа обмена: бартер и купля-продажа. Бартер — это прямой обмен одних товаров на другие. Купля-продажа — обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар — это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно указывает цена товара. Знакомятся с новыми понятиями (бартер, купля-продажа, обмен, цена товара). | |||||||||
10 | Обобщение и систематизация знаний | Организует работу по учебнику. Наблюдает за работой учеников. Задаёт вопросы, комментирует ответы. - Прочитайте по учебнику текст на с 66-68. -Назовите способы обмена. - Что такое бартер?(Прямой обмен одних товаров на другие).Приведите примеры бартера. - Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги). - Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета). - Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги) - Как называются металлические деньги? (Монеты) - Как называются бумажные деньги? (Банкноты) - Назовите денежные единицы разных стран мира. - Какое значение имеют деньги? | Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Называют способы обмена товаров, объясняют значение понятий: бартер, купля- продажа, цена товара; понимают , что такое деньги; называют виды денежных единиц (монеты, банкноты), объясняют доступными речевыми средствами значение денег. | Извлекать необходимую информацию из учебника, воспроизводить новые понятия по памяти, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задание с применением предъявленных требований в обстановке сотрудничества. Проявлять ответственность в достижении результата | |||||||
11 | Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений | Организует фронтальную работу с применением документ-камеры. (Изображение монет и действия с ними проектируются на экран в увеличенном виде) - Вы видите монеты (2-3). - Что изображено и написано на монетах? Посмотрите. У монет две стороны: лицевая и оборотная. Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок) – лицевая. Она называется «аверс». Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (1 рубль, 5 рублей, 10 копеек). Она называется «реверс». Ребро монеты называется «гурт». На нём насечки. Это защита от фальшивомонетчиков. Надпись на монете называется «легенда». | На каждом столе лежат монеты разного достоинства. - Покажите на монете легенду, реверс, аверс, гурт. - Что можно узнать из надписей на монете? (Какого достоинства эта монета (её номинал), название , в какой стране используется, в каком году | Рассматривают монеты, изучают их под руководством учителя, выделяют и называют части монеты. Выполняют задание в паре, описывают монету по заданным параметрам. Демонстрируют классу результат работы. выполняемой работы, | |||||||
12 | Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, _____ мин | Работа в парах. - Опишите монету.(Каждая пара уч-ся описывает свою монету: 1 коп., 5 коп., 10 коп., 1р., 2р., 5р.,10р.). Уч-ся рассматривают монету и на основе наблюдения заполняют таблицу. Страна Россия Название рубль Номинал Год выпуска | Работают в парах. Заполняют опорный лист. Проверяют свою работу. Делают вывод:старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях. | Слушать в соответствии с целевой установкой, осуществлять логические действия, выделять нужную информацию. | |||||||
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | Проводит рефлексию. Диктует утверждения. Графический диктант. - Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-». 1) Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.(«-»). 2) Плата за работу – заработная плата.(«+»). 3) Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения.( «+»). 4) Оборотная сторона монеты – гурт.( «- »). 5) Надпись на монете называется легендой.( «+»). (После выполнения задания проводится самопроверка). | Определяют верное и неверное утверждение на основе полученных знаний. Ориентироваться в своей системе знаний. Проводить самоанализ своей работы, оценивать собственную деятельность на уроке. | ||||||||
Итог урока | Подводит итог урока. - Что такое деньги? - Что такое сбережения? - Что такое заработная плата? - Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.) | Фронтально отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что такое деньги (деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). | |||||||||
Инструктаж по домашней работе | Домашнее задание 1) Учебник с. 67-70. Прочитать текст и ответить на вопросы. 2) Рабочая тетрадь: №3-4 с. 45. | Слушают и записывают в дневники домашнее задание. | Формулировать свое мнение по изучаемой теме, дополнять, уточнять высказанные мнения доступными речевыми средствами. |
Технологические карты по окружающему миру 3 класс «Что такое деньги»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Технологическая карта урока финансовой грамотности "Что такое акция? ", 4 класс
Тема урока «Что такое акция?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об акциях в мире экономики.Задачи урока.Дидактические:1.Дать представлени...
Технологическая карта урока финансовой грамотности «Штраф! За что». 3 класс
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование о обучающихся знаний о понятии «штраф» Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с понятием «штраф»....
Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2. Научить ...
Технологическая карта урока финансовой грамотности "Качество производимой продукции",1 класс
Цель урока: формирование у учащихся знаний о качестве производимой продукции. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся знания о качестве производимой продукции...