Педагогическое проектирование в системе личностно-ориентированного обучения
статья
выступление на методобъединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на методическом объединении | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое проектирование в системе личностного ориентированного обучения.
Учитель начальных классов: Илюшина О. Н.
"Педагогическую технологию" в рамках личностно-ориентированного обучения: это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей.
"личностно-ориентированное обучение" такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. Подчеркивание специфики личностно-ориентированного обучения требует развернутого анализа психологических особенностей освоения учеником учебного материала.
Содержание понятия «проектное обучение как личностно-ориентированная образовательная технология» представляет собой определённым образом выстроенную совместную деятельность участников проекта, обеспечивающую движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности. В основе метода проектов как личностно-ориентированной технологии должно лежать признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности. Проект как личностно-ориентированная технология обучения обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, способствует дифференциации и индивидуализации обучения.
Изучение образовательных дисциплин с использованием проектного обучения по критериям личностно-ориентированного образования должно осуществляться во взаимосвязи мотивационного, исследовательского, технологического компонентов. Компоненты технологии раскрываются через актуализацию личностных смыслов проектной деятельности, поддержку интересов и способностей школьников, участие в выборе проекта, использование методов мозговой атаки, алгоритмического поиска, информационной поддержки, освоение способов выполнения и представление результатов проектной деятельности.
Использование проектного обучения включает диагностику развития личностных качеств учащихся как субъектов проектной образовательной деятельности, в числе которых - активность, ответственность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, фантазия, любознательность, изобретательность и др.
Условиями эффективности проектного обучения как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности школьников, основанная на учёте их возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности. Дифференцированный подход создаёт благоприятную среду для включения учащихся в проектную деятельность на основе их индивидуальных способностей и ценностно-смыслового отношения к учению и собственному развитию.
Основными факторами эффективности влияния проектного обучения на личностное развитие школьников, их самоопределение и самоутверждение, являются методы стимулирования творческой деятельности: конкурсы проектов, индивидуальные поощрения, наглядная пропаганда достижений учащихся (выставки, информационные стенды), сопутствующие повышению интереса и личной значимости проектной деятельности.
В качестве условия эффективности проектного обучения выступает позиция учителя, состоящая в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагогическое руководство выполнением проекта осуществляется по определенному алгоритму. Педагог, выступая как помощник, консультирует, мотивирует, направляет деятельность школьника. В процессе совместной деятельности учителя и ученика у последнего происходит развитие навыков анализа собственной деятельности, осмысление своего опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.
В личностно-ориентированной парадигме принципиально меняется категориальный характер объекта проектирования : он превращается из "вещи" в социально - морфологическую систему, наделенную процессами функционирования и развития как в целом, так и в отдельных ее частях (субъект учения).
Что же нового привносит такая парадигма в содержание категории проектирования?
Во-первых, в личностно-ориентированном обучении нет норматива, относительно которого оценивается характер развития личности. Однако ориентиры его организации имеются. Они задаются в двух вариантах:
а) как указание на минимум, который необходимо освоить для обеспечения адекватного вхождения в культуру,
б) как выбор технологии обучения "по результатам"
Во-вторых, проектирование технологии личностно-ориентированного обучения характеризуется: а) учетом типа психического развития учащихся;
б) разработкой адекватных дидактических средств, учитывающих возможность формирования на их основе индивидуальных способов деятельности (учебной работы), с одной стороны, а с другой позволяющих ученику выбирать способы работы для развития (становления) деятельности;
в) разработкой адекватной системы тестирования сформировавшихся у ученика способов деятельности и особенностей личности;
г) учетом возможностей, индивидуального стиля и опыта педагога для работы в определенном "технологическом" режиме;
д) переносом акцента с разработок традиционных методических рекомендаций для учителя по предмету на разработку обобщенной ориентировочной основы организации обучения.
В-третьих, проектирование личностно-ориентированное обучения акцентирует внимание на анализе вариантов создания оптимальных условий для усвоения учащимися таких способов деятельности, которые составляют основу творческой самореализации учащегося в предметном материале.
Осуществление этих действий зависит от способности к рефлексии, к целеполаганию, к планированию, к моделированию и т.п. Именно эти способы учебной деятельности "завязаны" на мотивацию, ценностное отношение к изучаемому материалу и способам деятельности, осмысленность учебной деятельности, ее эмоциональную насыщенность. В самом деле, способность к рефлексии не может быть сформирована вне и независимо от потребности найти и понять основания собственной деятельности. Способность к целеполаганию связана с точностью анализа ситуации и иерархизацией ее значимых факторов. Способность к планированию предполагает самостоятельность и способность выбирать. Результатом методологической проработки вопросов проектирования выступает модель деятельности проектирования, представляемая обычно либо в виде онтологической схемы, либо, что более близко педагогике, в виде алгоритма деятельности. Причем, образцы подобных алгоритмов могут быть заданы на разных уровнях.
Результатом осмысления подходов к организации и осуществлению педагогического проектирования является схема:
1. Определение цели проектирования (целеполагание).
2. Выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка).
3. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния).
4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решений по созданию проекта (рефлексия).
5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).
6. Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование).
7 Построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль).
8. Реализация проекта (внедрение).
9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися (оценивание).
10.Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция).
Данная схема специфицирована относительно проектирования в системе личностно-ориентированного обучения. В контексте анализа методологии проектирования систем личностно-ориентированного обучения в целом подчеркнуто, что для данной системы проектирование связано с определением общей стратегии развития образовательного учреждения, с одной стороны, а с другой - с разработкой основ проектирования конкретных учебных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Урок английского языка в системе личностно-ориентированного обучения
Кардинальные изменения в социально-экономической жизни общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса, изменяетс...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.
Самостоятельные работы - необходимое условие развития мышления школьников, воспитания их и познавательной активности, и самостоятельности, а также привития навыков полезного учебного труда....
Педагогическое проектирование в системе личностно-ориентированного обучения
Презентация к выступлению на методическом объединении...