Выступления на методическом форуме ОУ по теме: "Обогащение словарного запаса на уроках литературного чтения"
презентация к уроку

Воронова Ольга Александровна

В начальной школе практическое овладение русским языком невозможно без знания определенного количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Задачей словарной работы является накопление новых знаний известных слов, законов их сочетаемости, формирование навыков активного употребления их в речи. Ученик должен уметь выбрать необходимое слово и правильно употребить его в речи в соответствии с высказываемой мыслью.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Выполнила: студентка группы 43Н специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Воронова Ольга Александровна Обогащение словарного запаса на уроках литературного чтения

Слайд 2

Актуальность проблемы Н е смотря на наличие значительного количества работ по теме исследования, проблема остаётся актуальной и в теоретическом, и в практическом отношениях. Словарной работе в школе уделяют мало внимания, нередко она носит случайный характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее.

Слайд 3

Цель работы П омочь учащимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения - реализуется исходя из принципа ее органического сочетания с изучением самого произведения. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи : 1) помочь учащимся раскрыть идейно – художественное богатство произведения. 2) путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь. 3) развивать у учащихся языковое чутье, ибо наиболее важные ступени в овладении, словом приходится на начальный период обучения.

Слайд 4

Введение Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов.

Слайд 5

Обогащение словаря учащихся на уроке чтения Словарные упражнения в начальных классах являются одним из важнейших компонентов многогранной работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Словарная работа заслуживает не меньшего внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений. Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. В начальных классах в целях обогащения словаря детей, включения слов в активный словарь, должны использоваться следующие группы речевых упражнений:

Слайд 6

К первой группе относим слова, без понимания которых дети не поймут текст при первом его чтении. Эти слова учитель включает во вступительную беседу или сообщение и объясняет их сам без помощи детей. Пример: Е. Благинина. «В ненастные деньки». Подрубить (платок) — подшить, загнуть край. Батист — тонкая, полупрозрачная, слегка блестящая бумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Вязь — соединение, сплетение. Мережка — узорчатая полоска, род вышивки по продольным нитям ткани, сделанной после выдёргивания поперечных нитей.

Слайд 7

Слова второй группы в какой-то мере знакомы детям и не имеют принципиального значения для понимания текста. Эти слова объясняются коллективно с помощью детей при перечитывание текста по частям. Пример: Перечисление предметов с последующим обобщением. («Азбука». Стр. 11.) Дети рассматривают картинки и называют: «Это чашка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка». Учитель. Как назвать их одним словом? (Это посуда) Предметы, слова, картинки собраны так, что среди них есть конфликтные слова. («Азбука». Стр.30.) Грабли, рубанок, пила, клещи. Учащиеся выделяют общие признаки (назначение) данных предметов, мотивируют исключение «лишних» слов: грабли являются инструментом для с/х работ.

Слайд 8

Словарная работа и принципы ее проведения Обязательным требованием к методике словарной работе является восприятие слова в контексте. Это требование вызывается, во- первых, многозначностью слова. Так, глагол «клюет» встречается в разных значениях: «птица питается», «рыба идет на приманку». Во – вторых, слово воспринятое и объясненное в определенном предложении лучше усваивается учениками. Поэтому надо стремиться при объяснении слов до чтения слов включить их в рассказ или в беседу. В процессе же чтения слово объясняется сразу по прочтении предложения.

Слайд 9

Заключение Исходя из основной цели словарной работы – воспитания внимательного, бережного отношения к слову, учитель должен отобрать в каждом тексте слова, важнейшие (это не всегда самые трудные) для первоочередного усвоения. Словарная работа помогает учащимся всесторонне раскрыть идейно-образное содержание литературного текста, практически овладеть лексикой, фразеологией, понять образность слов, их метафоричность, глубже усвоить изучаемый материал, приобрести элементарные навыки и умения анализа художественного произведения, осознать роль слова в тексте, его смысловую экспрессивную нагрузку. Словарная работа подготавливает школьников к самостоятельному чтению произведений, поэтому вести её на уроках литературы необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.

Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...

Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал посвящен методам и приемам  групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навык...

Словарная работа на уроках литературного чтения

Основные методы работы с новыми словами для развития речи и расширения словарного запаса ...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ....

Нетрадиционные приёмы словарной работы на уроках литературного чтения

Словарная работа является обязательным элементом урока литературного чтения в начальной школе. Она обеспечивает глубокое понимание значений слов, уместности их употребления в тексте, способствует разв...

Словарная работа на уроке литературного чтения М.Горький "Случай с Евсейкой"

Использовано методическое пособие С.В.Кутявиной "Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Школа России"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения  нами были разработаны методические рекомендации, кот...