Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_umeniy.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

                                         Тема самообразования:
                 

                         «Развитие коммуникативных умений и навыков

             младших школьников в условиях реализации ФГОС»

                                                                          выполнила :
                                                                         учитель начальных классов
                                                                         МБОУ « Баргузинская сош»
                                                                         Гаськова Валентина Ивановна

                                                    c.Баргузин

                                                 2021г.

Актуальность данной темы

В методике обучения младших школьников развитию коммуникативных умений, как общеучебных, не уделено достаточного внимания. В то время как проблема межличностного общения стоит очень остро.

Сформированность коммуникативных умений
позволит ученику:

  • быть успешным в учебе
  • осваивать новый учебный  процесс  в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками

обмениваться имеющимся жизненным опытом

Разработанность проблемы в трудах
отечественных  ученых

  • Лев Семенович Выготский – выдающийся русский ученый, психолог
  •      Борис Федорович Ломов – отечественный психолог
  •      Натан Семенович Лейтес – отечественный психолог

Цель педагогической деятельности – формирование коммуникативных умений младших школьников

Объект исследования – учебно-воспитательный  процесс в начальной школе

Предмет исследования – формирование коммуникативных умений младших школьников

Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если используются:  

  • групповые и коллективные формы работы
  • проектная  деятельность
  • коллективная творческая деятельность ( К Т Д)
  • совместная с родителями познавательная деятельность

Степень сформированности коммуникативных умений влияет на 

- результативность обучения учащихся

- процесс социализации и развития личности в целом

   Коммуникация  в словаре иностранных слов определяется как связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании. 

Структура общеучебных умений 

  • учебно - коммуникативные
  • учебно - интеллектуальные
  • учебно - информационные
  • учебно - организационные

  Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели

  • КТД
  • проектная деятельность
  • игры
  • работа  в  парах
  • экскурсии
  • посещение музеев, планетария и т. д.

Групповая работа

  Основной смысл групповой работы на уроках – в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию.

Экскурсии

   Во время экскурсии развивается личностно-значимое отношение к познанию природы, понимание и уважение её; определяется место человека в окружающем мире и формируется экологически целесообразное поведение личности.

Взаимоотношения детей, друзей

  При использовании этих форм работы, в процесс учебы включаются родители. Взаимоотношения детей, друзей, родителей становятся ближе.

Составление кластера 

  На уроках, где я пользуюсь приемом «Кластер», дети учатся не бояться записывать свои мысли, дают волю воображению и интуиции, следовательно, хорошо организовывать коллективную деятельность в виде совместного обсуждения.

Весёлые старты

   Несколько раз в год в каждой параллели проводятся соревнования «Веселые старты».

     Такие мероприятия не только укрепляют здоровье учащихся и развивают физические качества, но и формируют чувство коллективизма и взаимопомощи (особенно это важно в сборной команде, где спортивные способности у всех разные), а также воспитывают «здоровый дух соперничества».

Игры

 В младшем школьном возрасте игра, наряду с учебой, является ведущей деятельностью. В игре дети наиболее открыты для общения, для раскрытия своих способностей и проявления фантазии. Формируется умение оказывать и принимать

Решение проектных задач 

    Коллективная работа над проектной задачей и последующая ее защита или презентация, стимулируют учащихся на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения, умение аргументировано отстоять свое мнение. Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение.

Учебно-коммуникативные общеучебные навыки и умения позволяют:

организовать сотрудничество со старшими и сверстниками,

- достигать с ними взаимопонимание,

- организовывать совместную деятельность с      разными людьми.

ВИДЫ УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ:

-выслушивания мнения других;

-владение приёмами риторики;

-владение культурой речи;

-оценка разных точек зрения;

-владения различными формами устных публичных выступлений;

-ведение дискуссии.

Результаты:

Воспитываются нравственные ценности :

- ЖИЗНЬ

- КРАСОТА

- ЧЕЛОВЕК

- ТРУД

- ДОБРО 

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.

                                                      Сенека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС

В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Стендовый доклад«Развитие творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее може...