Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья
Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_umeniy.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
Тема самообразования:
«Развитие коммуникативных умений и навыков
младших школьников в условиях реализации ФГОС»
выполнила :
учитель начальных классов
МБОУ « Баргузинская сош»
Гаськова Валентина Ивановна
c.Баргузин
2021г.
Актуальность данной темы
В методике обучения младших школьников развитию коммуникативных умений, как общеучебных, не уделено достаточного внимания. В то время как проблема межличностного общения стоит очень остро.
Сформированность коммуникативных умений
позволит ученику:
- быть успешным в учебе
- осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками
обмениваться имеющимся жизненным опытом
Разработанность проблемы в трудах
отечественных ученых
- Лев Семенович Выготский – выдающийся русский ученый, психолог
- Борис Федорович Ломов – отечественный психолог
- Натан Семенович Лейтес – отечественный психолог
Цель педагогической деятельности – формирование коммуникативных умений младших школьников
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет исследования – формирование коммуникативных умений младших школьников
Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если используются:
- групповые и коллективные формы работы
- проектная деятельность
- коллективная творческая деятельность ( К Т Д)
- совместная с родителями познавательная деятельность
Степень сформированности коммуникативных умений влияет на
- результативность обучения учащихся
- процесс социализации и развития личности в целом
Коммуникация в словаре иностранных слов определяется как связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании.
Структура общеучебных умений
- учебно - коммуникативные
- учебно - интеллектуальные
- учебно - информационные
- учебно - организационные
Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели
- КТД
- проектная деятельность
- игры
- работа в парах
- экскурсии
- посещение музеев, планетария и т. д.
Групповая работа
Основной смысл групповой работы на уроках – в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию.
Экскурсии
Во время экскурсии развивается личностно-значимое отношение к познанию природы, понимание и уважение её; определяется место человека в окружающем мире и формируется экологически целесообразное поведение личности.
Взаимоотношения детей, друзей
При использовании этих форм работы, в процесс учебы включаются родители. Взаимоотношения детей, друзей, родителей становятся ближе.
Составление кластера
На уроках, где я пользуюсь приемом «Кластер», дети учатся не бояться записывать свои мысли, дают волю воображению и интуиции, следовательно, хорошо организовывать коллективную деятельность в виде совместного обсуждения.
Весёлые старты
Несколько раз в год в каждой параллели проводятся соревнования «Веселые старты».
Такие мероприятия не только укрепляют здоровье учащихся и развивают физические качества, но и формируют чувство коллективизма и взаимопомощи (особенно это важно в сборной команде, где спортивные способности у всех разные), а также воспитывают «здоровый дух соперничества».
Игры
В младшем школьном возрасте игра, наряду с учебой, является ведущей деятельностью. В игре дети наиболее открыты для общения, для раскрытия своих способностей и проявления фантазии. Формируется умение оказывать и принимать
Решение проектных задач
Коллективная работа над проектной задачей и последующая ее защита или презентация, стимулируют учащихся на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения, умение аргументировано отстоять свое мнение. Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение.
Учебно-коммуникативные общеучебные навыки и умения позволяют:
организовать сотрудничество со старшими и сверстниками,
- достигать с ними взаимопонимание,
- организовывать совместную деятельность с разными людьми.
ВИДЫ УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ:
-выслушивания мнения других;
-владение приёмами риторики;
-владение культурой речи;
-оценка разных точек зрения;
-владения различными формами устных публичных выступлений;
-ведение дискуссии.
Результаты:
Воспитываются нравственные ценности :
- ЖИЗНЬ
- КРАСОТА
- ЧЕЛОВЕК
- ТРУД
- ДОБРО
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней.
Сенека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...
Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС
В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
Стендовый доклад«Развитие творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»
Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее може...