Стендовый доклад«Развитие творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»
статья на тему
Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad_semenova.docx | 161.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г. Песталоцци
Стендовый доклад
Тема: «Развитие творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»
Автор: Семенова Н.П. учитель начальных классов,
МКОУ Венгеровской СОШ № 1
Актуальность: актуальность выбранной темы объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Объект исследования – процесс организации самостоятельных работ младших школьников.
Предмет исследования – дидактические и методические условия организации самостоятельной работы младших школьников.
Цель доклада: изучить вопрос организации самостоятельной работы младших школьников, доказывающих положительное влияние этого вида деятельности учащихся на их успеваемость.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы на уроке;
- определить сущность, значение и роль самостоятельной работы для активизации учения младших школьников;
- выявить структуру самостоятельной работы, а также ее уровни и виды;
- определить возможности организации учебной самостоятельности учащихся на уроках;
- сформулировать общие условия эффективной реализации самостоятельных работ разных видов, условия перехода от самостоятельной работы репродуктивного характера к творческим работам, а также условия формирования мотивации учения в процессе выполнения самостоятельной работы.
Методы исследования темы доклада:
анализ педагогической, теоретической, психологической литературы; программ, учебников, дидактических материалов;
Гипотеза исследования: если учебная самостоятельность учащихся на уроках в учебно-воспитательном процессе будет грамотно организована: с применением разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы, чёткой дозировкой заданий и времени, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание атмосферы сотрудничества, то уровень и качество знаний, мотивация учащихся повысится.
Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий.
Готовность к самостоятельной работе
создание ситуации психологической необходимости и комфорта | навыки самоанализа и самооценки | Умение предвидеть ход и общий результат учебных действий | простор для инициативы и творчества |
Признаки самостоятельной работы
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках используются определенные задания. К ним относятся:
задания, не сводящиеся к известным способам решения | задания, способствующие созданию проблемной ситуации | задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей | задания, несущие элементы занимательности | задания, имеющие практическую значимость | задания, допускающие разные способы решения |
Виды самостоятельной работы:
* приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
* закрепление и уточнение знаний;
* выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
* формирование умений и навыков практического характера;
* формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Одним из способов развития познавательной самостоятельности на уроках является использование заданий, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя.
Показатели развития самостоятельности младшего школьника
постановка цели | внутренние мотивы учения | самоконтроль | умение планировать и намечать этапы своей работы | самооценка | произвольность познавательных процессов |
Вывод. Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности являются объективными условиями сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность , отзывчивость, расположенность к усвоению нового создают условия для развития познавательной активности и самостоятельности. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.
Список литературы:
1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. –М.,1984.
2. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.,1975.
3. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк.,1990, №11.
4. Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,1992.
5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. –М.,1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...
Развитие творческой активности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.
Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать у...
презентация "Развитие познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС"
приложение к выступлению на педсовете...
Концепция "Использование активных методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
Концепция...
«Формирование навыков самостоятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;внедрение интер...