Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья на тему
В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Маслянская средняя общеобразовательная школа
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
Ляпунова Н.Ф., учитель начальных классов
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования - формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
«В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности.
Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.
Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:
1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
2. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).
Здесь, как пример, работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
3. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Самостоятельные работы учащихся направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление их, на упрочение умений и навыков, а могут быть работы, рассчитанные на применение знаний, использование их в новых условиях, на оперирование знаниями и с целью практического их применения, и для приобретения новых умений.
Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определёнными мотивами. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения. Мотивы учебной деятельности разнообразны – от стремления получить хорошую оценку, вызвать уважение товарищей, одобрение старших до осмысления полезности приобретаемых знаний и умений, важности применения их на практике, возникновения интереса к предмету, к познанию.
Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.
Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников.
Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
При обучении естественным наукам мы должны не ставить целью развитие детей в различных областях. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся как можно больше информации, а в том, чтобы они могли прийти к настоящему пониманию интересных и важных природных явлений.
Наши задачи состоят в следующем:
- Создавать условия для того, чтобы дети с удовольствием занимался изучением явлений природы и исследовали различные технические проблемы;
- Помочь детям поверить в свои способности к исследованию и пониманию изучаемых проблем;
- Заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;
- Развивать умения обсуждать естественнонаучные и технические вопросы;
- Познакомить детей с основами научной деятельности и методами экспериментальной работы;
- Научить выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования своих предположений и объяснения природных явлений.
Главная особенность организации занятий состоит в том, что дети сами находят или развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения. Они самостоятельно обосновывают объяснения и проводят эксперименты, чтобы проверить правильность своих идей. А для этого требуется оборудование, позволяющее проводить соответствующие эксперименты.
Не каждый проведённый на уроке опыт можно назвать экспериментом - при экспериментировании речь идёт о проверке предварительно сделанного предположения. Решающим этапом урока является совместное обсуждение сделанных наблюдений и формулирование объяснений – в противном случае урок останется на уровне чисто практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."
Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...
«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
laquo;Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
доклад по теме...
«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Актуальность:В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основ...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье сформулирована приоритетная цель школьного образования в свете ФГОС нового поколения, дана классификация УУД....
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС
Тема самообразования: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение ра...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. От ценностей формирования знаний и предметных...