Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Экономика- первые шаги" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Экономика- первые шаги" 1 класс | 885.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
(для 1-4 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа разработана на основе:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,
- сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 168 с.
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Логика программы внеурочной деятельности представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:
- Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- Развивать основы потребительской культуры;
- Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
При изучении ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду.
3. Тематическое планирование в 1 а классе
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | 1 | |||
2 | Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. | 1 | |||
3 | Важность уюта, целесообразность порядка в доме. | 1 | |||
4 | Игра: «Генеральная уборка» | 1 | |||
5 | Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. | 1 | |||
6 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | |||
7 | Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | 1 | |||
8 | Игра: «Я — хозяин большого дома | 1 | |||
9 | Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» | 1 | |||
10 | Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. | 1 | |||
11 | Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). | 1 | |||
12 | Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | 1 | |||
13 | Как нужно относиться к своей и чужой собственности. | 1 | |||
14 | Игра: «Страна Обмения». | 1 | |||
15 | Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ | 1 | |||
16 | Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. | 1 | |||
17 | Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. | 1 | |||
18 | Ценность труда людей разных профессий. | 1 | |||
19 | Экскурсия в школьную столовую. | 1 | |||
20 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||
21 | Экскурсия в художественный музей. | 1 | |||
22 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | |||
23 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | 1 | |||
24 | Темы проектов: «Профессии в моей семье» | 1 | |||
25 | Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся». | 1 | |||
26 | Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | 1 | |||
27 | Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). | 1 | |||
28 | Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). | 1 | |||
29 | Как люди выбирают профессию. | 1 | |||
30 | Профессии членов семьи. | 1 | |||
31 | Как люди получают профессию. Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». | 1 | |||
32 | Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | 1 | |||
33 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1- 4 класс "Моя малая родина" ФГОС
Цель программы «Моя малая Родина» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; в...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1 - 4 класс "Этика" ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), Основной обра...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Русский язык. За страницами учебника"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Математический калейдоскоп"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Музеи. Парки. Усадьбы"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Риторика" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора...