Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"
рабочая программа (4 класс)

Давиденко Татьяна Валерьевна

Содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного предмета ОРКСЭ излагается в рамках трех основных тематических блоков, также как и содержание всех 6 модулей.  Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к учебному модулю «Основы православной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_-_2021_orkse.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им.А.И.Покрышкина

           

                                       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по основам религиозной культуры и светской этики

(модуль «Основы православной культуры»)

Уровень образования (класс) начальное общее  образование, 4 класс 

Количество часов      34                                       Уровень  базовый

             

                                                                                                                 

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.

С учетом  Примерной рабочей программа начального общего образования по ОРКСЭ (модуль ОПК), с учетом примерной программы воспитания (одобренной решением ФУМО от 02.06.2020  г. (на сайте Института стратегии развития образования РАО https://www.instrao.ru/)

С учетом УМК «Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 классы. Автор: А.Я.Данилюк.  Учебное издание, изд-во: «Просвещение», 2014 год. 

                                                                                                                                                                                   

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

Гражданско-патриотическое:

— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

Духовно-нравственное:

— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;

— принимать право человека не исповедовать никакой религии, быть сторонником светской (гражданской) этики, основанной на конституционных правах и обязанностях гражданина РФ;

— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

— понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

эстетическое:

— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ  «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Модуль «Основы православной культуры»

Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:

— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

— выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

— рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

— раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;

— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;

— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

— рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;

— рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;

— рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;

— раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;

— распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;

— рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;

— излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

— называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

Содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного предмета ОРКСЭ излагается в рамках трех основных тематических блоков, также как и содержание всех 6 модулей.  Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к учебному модулю «Основы православной культуры». В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация проектов (уроки 31-34).
Учебный модуль «Основы православной культуры» (34 часа)

Раздел 1. Россия - наша Родина (1 час).

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Раздел 2.   Основы православной культуры (28 часов)

Часть 1.  Введение в православную духовную традицию (16 ч).

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Раздел 3. Часть 2. Православие в России (12 ч).

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Раздел 4. Любовь и уважение к Отечеству. (1 час)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Подготовка и презентация творческих проектов.(4 часа)

«Храмы Кубани», «Богоявленский храм», «Православные праздники», «Двунадесятые праздники», «Притчи Иисуса Христа», «Притча о сеятеле», «Экскурсия в храм», «Внутреннее убранство храма», «С чего начинается Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие пороки и добродетели», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль», «Мое отношение к миру.», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России.», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.

Место учебного курса ОРКСЭ в учебном плане

Программа А.Я. Данилюк предполагала реализацию 17 часов в 4 классе и 17 часов в 5 классе. В соответствии с ФГОС НОО, в связи с введением курса ОРКСЭ в учебный план 4 класса, программа реализуется в 4 классе в количестве 34 часов в год, по 1 часу в неделю.  

п/п

Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

1

Россия - наша Родина.

1

Основы православной культуры.

28

2

Часть 1. Введение в православную духовную традицию.

16

3

Часть 2. Православие в России.

12

4

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Подготовка и презентация творческих проектов.

4

34

34

Тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности обучающихся.

урока

Раздел. Темы

Кол-во

часов

Содержание.

Характеристика

деятельности учащихся

Основные направления воспитательной деятельности

1. Россия — наша

Родина.

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Знакомятся с историей

возникновения и распространения

православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание, гражданское

1

Россия – наша Родина.

1

2. Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию.

28

16

Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности.

Любовь к ближнему.

Отношение к труду.

Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной

культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной)

культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных

содержательных составляющих

священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной

культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием

православной культуры в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

(православной и др.).

Учатся толерантному

отношению к представителям

разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляют поиск

необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и

излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Духовно-нравственное воспитание, гражданское, эстетическое

2

Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

1

4

Православная молитва.

1

5

Библия и Евангелие.

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его Крест.

1

8

Пасха.

1

9

Православное учение о человеке.

1

10

Совесть и раскаяние.

1

11

Заповеди.

1

12

Милосердие и сострадание.

1

13

Золотое правило

этики.

1

14

Храм.

1

15

Икона.

1

16

Творческие работы

учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

3. Православие в России.

12

1

Православие в России.

Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры:

христианское искусство

(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Праздники.

Христианская семья и её ценности.

Духовно-нравственное воспитание, гражданское, эстетическое

18

Как христианство пришло на Русь

19

Подвиг.

1

20

Заповеди блаженств.

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина.

1

23

Православие о Божием суде.

1

24

Таинство Причастия.

1

25

Монастырь.

1

26

Отношение христианина к природе.

1

27

Христианская семья

1

23

Защита Отечества.

1

29

Христианин в труде.

1

30

 4. Любовь  и уважение к Отечеству 

Любовь  и уважение к Отечеству.

1

1

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое,  эстетическое

Подготовка и презентация творческих проектов.

4

«Храмы Кубани», «Богоявленский храм», «Православные праздники», «Двунадесятые праздники», «Притчи Иисуса Христа», «Притча о сеятеле», «Экскурсия в храм», «Внутреннее убранство храма», «С чего начинается Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие пороки и добродетели», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль», «Мое отношение к миру.», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России.», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и, «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.

31-34

Итоговая презентация

4

творческих проектов учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...