Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"
рабочая программа (4 класс)
Содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного предмета ОРКСЭ излагается в рамках трех основных тематических блоков, также как и содержание всех 6 модулей. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к учебному модулю «Основы православной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_-_2021_orkse.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы № 2 им.А.И.Покрышкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозной культуры и светской этики
(модуль «Основы православной культуры»)
Уровень образования (класс) начальное общее образование, 4 класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.
С учетом Примерной рабочей программа начального общего образования по ОРКСЭ (модуль ОПК), с учетом примерной программы воспитания (одобренной решением ФУМО от 02.06.2020 г. (на сайте Института стратегии развития образования РАО https://www.instrao.ru/)
С учетом УМК «Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 классы. Автор: А.Я.Данилюк. Учебное издание, изд-во: «Просвещение», 2014 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотическое:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
Духовно-нравственное:
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
— принимать право человека не исповедовать никакой религии, быть сторонником светской (гражданской) этики, основанной на конституционных правах и обязанностях гражданина РФ;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
эстетическое:
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
— рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
— рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
— рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
— раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
— распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
— рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
— излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОРКСЭ
Содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного предмета ОРКСЭ излагается в рамках трех основных тематических блоков, также как и содержание всех 6 модулей. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к учебному модулю «Основы православной культуры». В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация проектов (уроки 31-34).
Учебный модуль «Основы православной культуры» (34 часа)
Раздел 1. Россия - наша Родина (1 час).
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Раздел 2. Основы православной культуры (28 часов)
Часть 1. Введение в православную духовную традицию (16 ч).
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Раздел 3. Часть 2. Православие в России (12 ч).
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Раздел 4. Любовь и уважение к Отечеству. (1 час)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка и презентация творческих проектов.(4 часа)
«Храмы Кубани», «Богоявленский храм», «Православные праздники», «Двунадесятые праздники», «Притчи Иисуса Христа», «Притча о сеятеле», «Экскурсия в храм», «Внутреннее убранство храма», «С чего начинается Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие пороки и добродетели», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль», «Мое отношение к миру.», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России.», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.
Место учебного курса ОРКСЭ в учебном плане
Программа А.Я. Данилюк предполагала реализацию 17 часов в 4 классе и 17 часов в 5 классе. В соответствии с ФГОС НОО, в связи с введением курса ОРКСЭ в учебный план 4 класса, программа реализуется в 4 классе в количестве 34 часов в год, по 1 часу в неделю.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Россия - наша Родина. | 1 | |
Основы православной культуры. | 28 | ||
2 | Часть 1. Введение в православную духовную традицию. | 16 | |
3 | Часть 2. Православие в России. | 12 | |
4 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
Подготовка и презентация творческих проектов. | 4 | ||
34 | 34 |
Тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока | Раздел. Темы | Кол-во часов | Содержание. | Характеристика деятельности учащихся | Основные направления воспитательной деятельности | |
1. Россия — наша Родина. | 1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Духовно-нравственное воспитание, гражданское | ||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | ||||
2. Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию. | 28 16 | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. | Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.). Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме) | Духовно-нравственное воспитание, гражданское, эстетическое | ||
2 | Культура и религия. | 1 | ||||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | ||||
4 | Православная молитва. | 1 | ||||
5 | Библия и Евангелие. | 1 | ||||
6 | Проповедь Христа | 1 | ||||
7 | Христос и Его Крест. | 1 | ||||
8 | Пасха. | 1 | ||||
9 | Православное учение о человеке. | 1 | ||||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | ||||
11 | Заповеди. | 1 | ||||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | ||||
13 | Золотое правило этики. | 1 | ||||
14 | Храм. | 1 | ||||
15 | Икона. | 1 | ||||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | ||||
17 | Подведение итогов. | 1 | ||||
3. Православие в России. | 12 1 | Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. | Духовно-нравственное воспитание, гражданское, эстетическое | |||
18 | Как христианство пришло на Русь | |||||
19 | Подвиг. | 1 | ||||
20 | Заповеди блаженств. | 1 | ||||
21 | Зачем творить добро? | 1 | ||||
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | ||||
23 | Православие о Божием суде. | 1 | ||||
24 | Таинство Причастия. | 1 | ||||
25 | Монастырь. | 1 | ||||
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | ||||
27 | Христианская семья | 1 | ||||
23 | Защита Отечества. | 1 | ||||
29 | Христианин в труде. | 1 | ||||
30 | 4. Любовь и уважение к Отечеству Любовь и уважение к Отечеству. | 1 1 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое, эстетическое | ||
Подготовка и презентация творческих проектов. | 4 | «Храмы Кубани», «Богоявленский храм», «Православные праздники», «Двунадесятые праздники», «Притчи Иисуса Христа», «Притча о сеятеле», «Экскурсия в храм», «Внутреннее убранство храма», «С чего начинается Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие пороки и добродетели», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль», «Мое отношение к миру.», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России.», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и, «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. | ||||
31-34 | Итоговая презентация | 4 | ||||
творческих проектов учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...