Использование игровых технологий
статья
Доклад.
Вся наша жизнь - игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Белавская ООШ
Доклад
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Автор: Комарова О.Н.
учитель начальных классов
Содержание
- Актуальность игровой образовательной технологии. 3
- Педагогическая проблема, положенная в основу выбора. 3
- Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении. 4
Список литературы. 8
Актуальность игровой образовательной технологии
Актуальность современных образовательных технологий нашла свое отражение в следующих документах:
- ФГОС;
- Стратегия развития образования.
Педагогическая проблема, положенная в основу выбора игровой технологии
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.
Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.
На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт.
Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития.
Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.
Очень интересные игры можно проводить на уроках литературного чтения (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину – значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как общались наши предки.
ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.
Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.
ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.
Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.
Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.
Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:
Положительные стороны:
• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.
• Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.
• Формирует коммуникативные компетенции школьников.
• Формирует социально культурные компетенции.
• Расширяет кругозор по средствам.
Проблемы и пути их решения:
• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.
• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.
• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.
Список литературы
1.Начальная школа плюс До и после. № 8\05, с. 59.; № 5\04, с. 59- 60.; № 11\02, с. 29- 31.
2. Завуч начальной школы. № 1\05, с. 117.; № 4\04, с. 48.
3.«Педагогический поиск» М. « Педагогика». 1988ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
4. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
5.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....
Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.
Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения. В нем также применялся дифференцированн...
Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....
Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.
Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.ЦЕЛЬ: заинтересовать детей математикой, привить желание изучать математику через внеклассную работу по предмету.Задачи: развива...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...