Программа социальной практики "ТРИЗЛЕНД"
рабочая программа
Создание воспитательной среды для формирования творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnoy_praktiki_trizlend.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
№ | Содержание | |
Название рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля),курса внеурочной деятельности | «Тризленд» | |
Срок, на который разработана рабочая программа | 1 года | |
Количество часов | 34 ч. | |
Цель курса | - создание воспитательной среды для формирования творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях. | |
Задачи курса | - Формировать нравственные и эстетические представления, целостную систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе под девизом «Не навреди!» - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего школьника через приобщение его к творчеству на занятиях ТРИЗ. - Создать условия для личностного развития младшего школьника через формирование творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого мышления младшего школьника. | |
Список приложений к рабочей программе (УМК, оценочные средства, сроки проведения промежуточной аттестации) | Авторская программа доцент кафедры развития образования АПК и ППРО Нестеренко А.А., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ЧГПУ Терехова Г.В. |
Пояснительная записка
Программа «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка, позволяет ребёнку проявить себя и выявить свой творческий потенциал.
Одной из основных задач образования в рамках стандарта второго поколения является овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими универсальных способов принятия решений в различных ситуациях и развитие интеллекта, приобретение навыков самостоятельной деятельности.
Содержание программы «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предметам – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.
Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературному чтению, математике и информатике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, с воспитанием творческой личности и развитием творческого потенциала младшего школьника.
Преподавание ТРИЗ в начальной школе в рамках перехода на новые стандарты строится на основе деятельностного подхода и нашло своё применение в использовании проблемно-диалогической технологии. Данная технология обеспечивает широкие возможности учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Особенности реализации программы «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» для начальной школы заключаются в том, она состоит из трёх содержательных линий, каждая из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлена на решение своих целей.
Первая содержательная линия. «Развитие творческого воображения (РТВ)» .
Цель – научить целенаправленному фантазированию через систему дидактических игр.
В его основу положен тренинг поиска ассоциаций («похож на …»). Используются приёмы фантазирования Джанни Родари. Младшие школьники выполняют упражнения по развитию творческого воображения и мышления. Через постановку проблемы и поиска её решения младшие школьники учатся грамотно создавать фантастические предметы, образы, истории. В процессе создания фантастики у обучающихся формируются нравственные и эстетические представления, целостная система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе под девизом «Не навреди!»
Вторая содержательная линия. «Системное мышление»
Цель – активизировать логику мышления ребёнка, умение видеть предметы и явления во взаимосвязи с другими объектами, его творческий потенциал, заложить основу для фундамента диалектического мышления через специальные упражнения РТВ, основанных на главных понятиях ТРИЗ.
На данном этапе дети учатся составлять загадки по опорным схемам, знакомятся с одним из основных понятий системного мышления «девятиэкранкой», с её составными компонентами и функциями.
Третья содержательная линия. «Диалектическая составляющая мышления».
Цель – научить детей анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, изобразительной, литературно-художественной, физической и проектной деятельности.
В результате реализации данной программы обучающийся должен:
Знать:
- Что такое РТВ?
- игры на развитие творческого воображения;
- приёмы фантазирования через изобразительную деятельность;
- алгоритм изображения фантастического предмета.
- приёмы фантазирования Джанни Родари;
- приёмы фантазирования, основанные на главных понятиях ТРИЗ.
- определения понятий «системный оператор», «волшебный экран», «девятиэкранка», «система», «надсистема», «подсистема», «функция», «прошлое системы», «будущее системы», «антисистема», «сосистема», «несистема»;
- алгоритмы сочинения загадок;
- определение понятия «изобретательская задача (ИЗ)»;
-определение понятия «Идеальный Конечный Результат (ИКР)»;
Уметь:
- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;
- создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета;
- сочинять сказки, загадки, фантастические истории, используя ранее изученные приёмы фантазирования;
- описывать ситуацию с точки зрения объекта.
- задавать вопросы, сразу отсеивающие большое поле неизвестности;
- сочинять сказочные истории, используя приёмы «Морфологический ящик», «Морфологический анализ», «девятиэкранку»;
- придумывать игры, используя приём «Морфологический анализ»;
- высказывать своё мнение;
- устанавливать логические связи между явлениями и предметами;
- находить и разрешать противоречия в ИЗ, используя изученные принципы;
- решать ИЗ, используя приёмы разрешения противоречий;
- уважать мнение других людей;
- применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по программе «Теория Решения Изобретательских Задач» для четырёхлетней начальной школы:
- познавательная, творческая, общественная активность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- толерантность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность.
Список основной литературы
1. Нестеренко А.А. «Кит и кот»// ТРИЗ № 2.2.91.с 60.
2. Нестеренко А.А. Страна загадок. Петрозаводск, 1994.
3. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010. – 64 с.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
5. Димитрова Т.В. Сто фантазий в голове. Самара, 1996. – 131 с.
6. Зайка Е.В. Попробуй использовать на занятиях РТВ. // ТРИЗ № 3.2.92 с. 83.
7. Флореску Р.С. Приёмы фантазирования в ИЗО. // ТРИЗ № 2.2.91.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Темы | Количество часов | ||
Тео рия | Прак тика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Упражнения на развитие творческого воображения | |||
Понятие о фантазировании | 1 | 1 | 2 | |
Чудесные превращения | 1 | 1 | 2 | |
Что на что похоже? | 1 | 1 | 2 | |
3 | Путешествие по фантастическим городам, странам, планетам | |||
Путешествие в «Кляксоград» | 1 | 1 | 2 | |
В стране Вообразили | 1 | 1 | 2 | |
Упражнения на использование приёмов фантазирования через изобразительную деятельность | ||||
Приём «Оживление», приём «Наоборот». | 1 | 1 | 2 | |
Приём «Увеличить-уменьшить», приём «Раздробление – Объединение» | 1 | 1 | 2 | |
Страна Загадок | ||||
Загадки по признакам и действиям | 1 | 1 | 2 | |
Загадки по похожести | 1 | 1 | 2 | |
5 | Морфологический анализ | |||
Приёмы «Морфологический анализ», «Морфологический ящик» | 1 | 1 | 2 | |
Системное мышление | ||||
Системный лифт | 1 | 1 | 2 | |
Системный оператор | 1 | 1 | 2 | |
Двятиэкранка | 1 | 1 | 1 | |
Приёмы разрешения противоречий | ||||
Приём «Заранее подложенной подушки», приём «Проскока». Решение ИЗ. | 1 | 1 | 2 | |
Приём «Матрёшка», приём «Дробление-объединение». Решение ИЗ. | 1 | 1 | 2 | |
Приём «Обратить вред в пользу». Решение ИЗ. | 1 | 1 | 2 | |
Решение задач с использованием таблицы | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 18 | 17 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "социально-проектная деятельность"
Социально-проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, ...
программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса
данная программа написана с учётом современных требований....
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Дошколенок»
Образовательная программа социально-педагогической направленности «Дошколенок" (Возраст детей: 6 лет, срок реализации: 1 год). Главное назначение подготовительного курса состоит...
Образовательная программа социально-педагогической направленности "Дошколенок"
Программа по подготовке шестилетних детей к школе....
образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС
«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...