Доклад «Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
статья
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов «Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме:
«Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование самостоятельной учебной деятельности, поэтому учитель начальных классов должен планировать свою работу с учетом требований к результатам формирования универсальных учебных действий у младших школьников, в частности логических.
Выявим условия формирования логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Для успешного обучения в начальной школе внутри познавательных универсальных учебных действий должны быть сформированы общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Таким образом, формирование УУД предполагает необходимость учета особенностей мышления младшего школьника.
Работу по развитию логического мышления нельзя начинать с любого логического приема и любого умения, т.к. внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.
Последовательность формирования логических умений и приемов отражена в таблице.
Умения | Приемы |
Умение выделять в предметах свойства. | Прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами. |
Умение находить общие и отличительные признаки предметов. | Прием установления динамики от частного к общему. |
Умение отличать в предметах существенные (важные) с точки зрения определенного понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных. | Прием сравнения предметов и прием изменения свойств. |
Умение выделять признаки необходимые и достаточные. | Прием выведения следствий. Прием установления необходимых и достаточных признаков. |
Умение устанавливать отношения между понятиями. | Прием установления родо-видовых отношений. Прием установления отношений соподчинения. Прием классификации. |
В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся в рамках данного подхода я выбрала ежедневное проведение "логических пятиминуток".
Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что в "пятиминутках" можно реализовать два условия формирования логического мышления – целенаправленность и последовательность введения упражнений.
Виды "логических пятиминуток" по назначению: "стартовые", "вводные", "инструктивные", "тренинговые", "мониторинговые", "финишные".
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Содержание "логических пятиминуток" включает не только содержание учебных предметов, но и материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.
Слова, определяющие действия в заданиях, я использую следующие: раскройте значение; как вы понимаете; почему думаете что; определите; докажите; обоснуйте; оцените; охарактеризуйте со своей точки зрения.
Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Задания даю ученикам ежедневно и в системе на разных этапах урока.
«Логическая пятиминутка» (тренинговая)
Цель: способствовать овладению умением определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.
У: Сегодня объектом нашего внимания будут числа из королевства его величества Количества. Не следует думать, что числа ведут скучное существование. Многие числа имеют общие интересы и увлечения. Место, где они могут встретиться – это множество. А что такое множество? (Это наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов).
У: Прежде чем выбрать подходящее для себя множество, числа знакомятся с его уставом. Примерно таким:
Считать членами множества все числа, которые:
- Делятся на 5 без остатка;
- Не заканчиваются 0;
- Состоят из двух цифр;
- Меньше 50.
У: Выясним, какие именно числа войдут в это множество. Как вы думаете?
В процессе рассуждения дети установили, что нужны только: 15, 25, 35, 45. Именно они могут стать членами данного множества, исходя из условий устава.
Таким образом, было установлено: в зависимости от точки зрения, с которой анализировался объект, зависит, из каких компонентов он состоит.
«Логическая пятиминутка» (инструктивная)
Цель: способствовать овладению умением определять свойства объекта, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
У: Мы с вами узнали, что каждый исследуемый объект имеет несколько свойств. Чем мы лучше изучаем объект, тем больше обнаруживаем у него свойства. Если мы располагаем целой совокупностью свойств некоего объекта, то нам уже легче его узнать. Убедимся в этом, поиграв в игру «Что? Где? Когда?».
У: Вот три черных ящика, в которые положены три объекта. Вам предлагается определенная характеристика объекта, т.е. дается перечень свойств, угадайте о каком объекте идет речь...
►► Свойства объекта в первом ящике: По назначению (служит источником информации), по форме (прямоугольный, плоский); по размеру (небольшой); по материалу, из которого изготовлен (бумажный).
►► Свойства объекта во втором ящике: По назначению (продукт питания); по форме (шарообразный); по цвету (желтый); по размеру (небольшой как теннисный мяч); по вкусу (кислый, сочный).
►► Свойства объекта в третьем ящике: По назначению (средство двусторонней радиосвязи); по форме (прямоугольный, плоский); по цвету (серебристый); по размеру (маленький как ладонь); по материалу, из которого сделан (в основном пластмассовый).
У: Итак, какие объекты, с вашей точки зрения, обладают указанными свойствами... Дети определили, что это книга, лимон и мобильный телефон.
Итак, главное, что дети поняли и запомнили: определить объект можно только по совокупности его свойств.
«Логическая пятиминутка» (инструктивная)
Цель: формирование умения отображать с помощью кругов Эйлера пересекающиеся понятия.
Детям предлагалось два понятия «желтый» и «цветы».
У: Отобразите два понятия «желтый» и «цветы» с помощью кругов. (Кто-то изображал один круг в другом, мотивируя, например, тем, что «Цветы бывают желтыми», либо рисовали их независимо друг от друга. Такие ошибки естественны, поскольку дети еще не знакомы с понятием пересечения классов.)
У: Подумайте. Цветы бывают желтыми. Но ведь они могут иметь и другой цвет, например, красный, белый, синий. Значит понятие «цветы» не может полностью войти в понятие «желтый», там ему будет тесно.
«Желтый» «Цветы»
У: Теперь рассматриваем понятие «желтый». Среди желтых объектов могут быть и цветы. Но не только цветы. Ведь есть много других предметов, которые нельзя отнести к цветам, например, скатерть, солнечный свет, обложка тетради. Следовательно, и понятие «желтый» не может полностью войти в понятие «цветы».
Дети уяснили, что понятия могут быть пересекающимися.
«Логическая пятиминутка» (тренинговая)
Цель: формирование умения определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
На слайде рисунки: рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка.
У: Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:
1.У пяти братьев одна работа.
2.Каждого перед домом встречает,
Все за неё хватаются.
3. В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
У: Ребята, разделитесь на три группы, проанализируйте каждый свой объект и назовите его составные части.
У: Расскажите, что у вас получилось?
Итак, «логические пятиминутки» позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками.
• В начальной школе математика является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,
• а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.
• Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
• В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.
• Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.
Русский язык (УУД)
• Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
• Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий
- замещения (например, звука буквой),
- моделирования (например, состава слова путем составления схемы)
- преобразования модели (видоизменения слова).
Большими возможностями в формировании логических познавательных УУД обучающихся располагают уроки окружающего мира. К. Д. Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»
Ребенок приходит в школу с определенным жизненным опытом, кругозором, отношением к миру. У детей младшего школьного возраста развито наглядно-действенное мышление, именно от этих условий и отталкивается учитель, развивает логику обучающихся. Отгадывая загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет непосредственно процесс анализа. Используя материалы предмета «Окружающий мир», ребенок в 4-м классе может:
1) анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
2) самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений .
Формированию логических действий способствуют упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.
Например, какому времени года соответствует следующее описание: в это время дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится желтой и осыпается.
Например, для младших школьников при изучении растений можно рекомендовать следующий план для описания свойств растения:
1. Как называется растение?
2. Что это – трава, кустарник, дерево?
3. Где растет – в лесу, в поле, на болоте, в водоеме?
4. Какой корень?
5. Какой величины и формы стебель, цветки, листья?
6. Для чего используется это растение?
В процессе работы с объектами природы необходимо развивать умение школьников дифференцировать объекты по родовому и видовому признаку: Пример. «Кто лишний?»
А) Лиса, кошка, еж, бобер, собака, муравей.
Вычеркни те растения, которые не растут в:
- лиственном лесу: дуб, сосна, каштан, береза, кедр, липа;
- хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, каштан, можжевельник, дуб; - в смешанном лесу: вяз, клен, сосна, тополь, пихта.
Какие растения встречаются повсеместно? Почему? Сравнение предметов позволяет установить уровень развития у обучающихся умения сравнивать объекты природы.
Пример. Назовите общие признаки: ели и сосны; березы и осины; ромашки и гвоздики; голубя и дятла; воробья и вороны. Чем отличается: лето от зимы; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного.
Таким образом, проводима работа по формированию логических познавательных УУД должна быть организована на протяжении всего обучения в 4-м классе, и дисциплина «Окружающий мир» должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.
Включение в структуру уроков и во внеурочную деятельность подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.
Введение рассмотренных упражнений в качестве непременного компонента в учебном процессе способствует решению важных проблем:
- интенсивному формированию важнейших интеллектуальных качеств личности школьника: внимания и различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), без развития которых процесс обучения не может быть плодотворным и эффективным;
- обеспечивает развитие логичной, доказательной устной речи, поскольку каждое из заданий требует его выполнения в виде развернутого, последовательного рассуждения вслух;
- упражнения несут в себе элемент занимательности, это воспитывает у детей интерес к урокам, вызывает положительные эмоции.
На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния логических упражнений на уровень развития мыслительных операций младших школьников. А также доказано, что целенаправленность и последовательность включения в учебный и воспитательный процесс «логических пятиминуток» выступает основным условием формирования логических действий у младших школьников.
Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач учителя – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...
Доклад к педагогическому совету "Интеграия урочной и внеурочно деятельности"
Организаия урочной и внеурочной деятельности в МБОУ "Новоусманский лицей"...
Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"
Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...
Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью...
Доклад на тему "«Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»
Выступление на школьном МО начальных классов....
Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»
laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...