Причины недостаточной сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе, пути решения проблем.
статья (4 класс)

Домрачева Татьяна Николаевна

Выступление учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины недостаточной сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе, пути решения проблем.

Все мы с детства помним строки замечательного стихотворения  Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать»:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. От качества чтения зависит качество образования.

«Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею обучения.

По данным  учёных, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость детей.  Вот именно о чтении, а именно о смысловом чтении и будет мое сообщение.

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое.

Современный молодой  человек оказывается в среде, побуждающей к беглому чтению, потому что он читает  все, как читает новостную ленту в интернете, так как он читает список своих контактов А это беглое чтение,  несконцентрированное  и торопливое мышление, и в общем как следствие поверхностное обучение. Как говорят – в одно ухо влетело, в другое вылетело.

  в современном мире произошла смена модели чтения. Современные дети и молодое поколение читают, но читают не то, и не так.

А если сменилась модель чтения, то должны меняться и методики обучения чтению и методики приобщения к чтению.

Всем известно исследование PIZA (исследование по мониторингу читательской грамотности детей), которое проводится под лозунгом – учимся для жизни. Выделено несколько  уровней результатов исследования. Обратите внимание на 4-ый уровень. Если ученик достиг этого уровня, то он будет абсолютно успешен в образовании.

Результаты исследования показывают, что в России существуют большие проблемы в формировании смыслового  чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия» и «оценивание») результаты российских школьников значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». И  первостепенное внимание уделялось параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а вот параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчиненную смысловой.

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное.  Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), одним из основных результатов образования стало умение учиться.

Не случайно ФГОС НОО включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента: овладение навыками смыслового чтения вслух .

  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий.

Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? 

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. 

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.

    Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

  • просмОтровое;  например, учащимся уже с 1-го класса можно давать задания- прочитать небольшой текст. (задание1). Обратите внимание, что тематика текста позволяет нам проследить межпредметные связи с окружающим миром и математикой. Ребёнку нужно внимательно причитать текст, запомнить информацию и выполнить задания – заполнить таблицу, отвечая на вопросы и извлекая нужную информацию из текста.  

  • 12. ознакомительное; для работы можно использовать несплошные текст. Для этого хорошо подходят  рекламные объявления. Подбирать их нужно конечно, ориентируясь на возраст детей. Вопросы подбираем по планируемому  мероприятию. Варианты ответов – да-нет, т.к информация дана в качестве ознакомления.

  • 13.  изучающее; текст задания ребёнку понятен, он видел это в жизни. (прочитать задание 1.)  в задании  3
  • информационных блока – текст, инфографика, которую видит ребёнок , погодная таблица. Ребенок смотрит, анализирует текст и отвечает на поставленные вопросы. Отрабатываются практические навыки, изучает информацию с точки зрения  самого текста сплошного и несплошного-  инфографики и таблицы.  
  •  рефлексивное. САМОЕ ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ. Вы видите небольшой текст, природоведческого характера, связанный с предметом окружающий мир. Задания, которые нужно выполнить ребёнку касаются этого предмета. Задания начинаются со слова Подумай. Т.е. даётся установка на более вдумчивую работу. Также есть работа с кластером и диаграммой.

Учим ли мы этому детей? Безусловно! У нас есть 1,2,и 3, 4 реже, но есть. Дает ли это результат? Не всегда. Для этого нужно уметь правильно расставить акценты и для разных текстов подобрать разные приемы работы и нужно чтобы эти методы были разнообразны и не повторялись.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от текста к тексту, класса к классу. 

 

В процессе обучения смысловому чтения дети должны приобрести следующие умения и навыки:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

 Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Преобразование прочитанного текста в таблицу, диаграмму или график.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Таким образом, приоритетной задачей учителей начальных классов является целенаправленная работа по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников.

Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. 

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание».

Шаги: Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.

 Проблема 3 Узкий круг самостоятельного детского чтения. Школьники  мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Шаги: Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор А. Л.Чекин) требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема 4. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Шаги: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, совместная внеурочная деятельность с родителями, проведение акций -  .

Проблема 5. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий.

  Работая в школе, мы постоянно стремимся к новым  формам и методам работы с учащимися. Организовать учебный процесс нужно так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Я не буду заострять внимание на всех формах и методах, которые используются в начальной школе. Расскажу о некоторых, которые очень нравятся моим ученикам.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это древняя методика, которая насчитывает 2500 лет. Первооткрывателем мнемоники считают Цицерона.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый  пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.  Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из текста. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить содержание. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Нужно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.

Уроки с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  

«Перепутанные логические цепочки» На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

 «Кубик Блума».

Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является создателем приема, способствующего быстрому запоминанию любых текстов. Он предложил использовать после прочтения специальный кубик, на гранях которого написаны действия: «Расскажи почему», «Придумай», «Поделись», «Назови», «Предложи», «Объясни». 

"Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

 При работе с РОМАШКОЙ БЛУМА  нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

«Паспорт литературного героя»

Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Имя – Иван

Автор (создатель) – Пётр Павлович Ершов

Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град-столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)

"Цветограмма" При помощи карандашей в тетради раскрасить каждое четверостишие определённым цветом. Для этого необходимо определить о чём идёт речь в данном четверостишие, какое настроение оно передаёт.

Есть и другой вариант. Детям раздаются нарезанные прямоугольники цветной бумаги. Задача ребят: сопоставить цвет и четверостишие.

Перечисленные приёмы работы это лишь малая крупинка того, что учитель может использовтаь в своей деятельности на уроке, но именно такие упражнения  позволяют создавать условия для формирования УУД, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся. Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их- это и есть творчество учителя.

 Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

Тема: Формирование  навыков смыслового чтения в начальной школе...

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе».

Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поко...