Методы и приемы для повышения эффективности процесса обучения учащихся.
статья
Условия реализации ФГОС диктуют учителю необходимость изменяться, совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности для формирования активного, самостоятельного, деятельного, творческого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей педагогической работе использую следующие методы:
- аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала.
- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, анализ языка, показ, инструктаж).
- репродуктивные методы (пример, демонстрация, использование средств наглядности, упражнения, экскурсии).
- методы проблемного изложения материала (проблемная ситуация, познавательная игра, обобщение, учебные дискуссии). Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Создание проблемных ситуаций на уроке дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. Проблемные задания формируют у учащихся такие умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие, а также умения логически мыслить, рассуждать и делать выводы.
Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:
- одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;
- столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
- обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
- дать практическое задание, не выполнимое вообще;
- дать практическое задание, не сходное с предыдущим;
- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание
учениками не выполнено.
- эмоционально-смысловой метод (ролевая игра, система коммуникативных заданий);
- частично-поисковый метод (наблюдение, самостоятельная работа).
- исследовательский метод (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование, наблюдение над языковыми явлениями, сопоставление, алгоритмы) На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
- обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах).
- индивидуальная творческая деятельность (степень самостоятельности учащихся в учебном процессе).
- уровневая дифференциация:
- подбор учебного материала, разнообразных заданий, интересных и доступных учащимся,
направленных на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.
- общая установка на престижность получения знаний, пропаганда гуманных,
доброжелательных отношений между людьми, доверительным тоном общения сквозных
персонажей с учащимися, имеют значительный воспитательный потенциал.
- наличие заданий разного уровня сложности и разной адресованности, реализации педагогики сотрудничества (учителя с учениками, сквозных персонажей учебника с учащимися, учащихся между собой), дает возможность для дифференцированного и личностно- ориентированного образования школьников.
- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности. Дифференцированные задания.
- психолого-педагогическая диагностика уровня развития отдельных учащихся младших классов позволяет выявить уровень сформированности у учащихся умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации и организовать коррекционную работы с ними.
- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, тест и т.п.).
Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки. Например:
- памятки разного вида
- алгоритмы действий
- схемы, таблицы
- модели
- технологические карты
-технические средства обучения.
-наглядные и раздаточные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...
М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся. На каждом этапе урока использованы приемы по...
Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...
Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов
Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи....
Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Л.Н.Толстой "Зайцы"...
Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)
Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...