Статья: Роль воспитателя группы продлённого дня в современной школе в условиях ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Данная статья может быть полезна воспитателям группы продлённого дня и учителями начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_gruppy_prodlennogo_dnya_v_sovremennoy_shkole_v_usloviyah_fgos.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя группы продленного дня в современной школе в условиях ФГОС
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных бабушек, значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Статистика показывает, что практически все частные школы тоже работают в режиме продленного дня. Следовательно перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечение безопасности его жизни и здоровья.
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных бабушек, значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Статистика показывает, что практически все частные школы тоже работают в режиме продленного дня. Следовательно перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечение безопасности его жизни и здоровья.
Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи – дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко эту работу в качестве воспитателя ГПД предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. В этих случаях деятельность воспитателя рассматривается как несложная в педагогическом отношении, в сравнении с преподаванием на уроках, как малозначительная по отношению к деятельности учителя и классного руководителя. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции.
Вот и сравним деятельность учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня.
Известно, что учитель на уроке имеет дело с детьми, разными по темпераменту, способностям, познавательным интересам, по полу наконец. А технология классно-урочной формы обучения неизбежно заставляет его действовать в расчете на "среднего ученика", потому что учащимся одного возраста, собранным вместе одновременно в одном помещении, нельзя иначе представить "единицу" знания.
За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Здесь каждый из них раскрывается как существо цельное. Тот, у кого не ладятся дела с математикой, окажется веселым затейником и рассказчиком, а тот, кто не очень бойко читает, поразит товарищей выдумкой и умениями в изготовлении поделок из футляров от "киндер – сюрприза"…
Кроме того, не стоит забывать, что на уроках в классе нет нормального человеческого равенства. Первая граница неравенства: учитель – ученик. Она очевидна. Учитель превосходит ребенка в возрасте, опыте и знаниях, но у него еще и власть, право "казнить и миловать", да и ответственность за детей. Вторая граница неравенства пролегает между детьми – они разделяются на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих.
Нетрудно заметить, что и в первом, и во втором случаях неравенство определяется отношением к священной триаде обучения – знаниям, умениям и навыкам. Но ведь становление социального и нравственного опыта детей происходит отнюдь не в прямом соотнесении с учебными успехами, а на уроке у учителя часто нет времени обратиться к детским переживаниям, сомнениям, нет места неформальному, личностному общению.
В режиме продленного дня, где основное место занимают именно общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Недаром В. А. Сухомлинский, много размышлявший над проблемой успешного обучения всех детей без исключения, советовал учителям обращаться не только к памяти и сообразительности детей, но и к сердцу, к нравственной сфере личности. Таким образом возникают ситуации успеха, которые воодушевляют детей, помогают им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное, придают смысл всей жизни ребенка…
Начальная школа призвана:
- Помочь ребенку младшего школьного возраста формировать и использовать свой социальный опыт.
- Адаптировать для восприятия детей важные, но сложные жизненные явления и давать о них представление.
- Сглаживать проявления социального и материального неравенства в детской среде.
- Ограждать детей от асоциальных влияний, формировать навыки выживания и духовного противостояния злу.
Иными словами, в условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым извлекая его, насколько возможно, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство. Здесь, в режиме продленного дня, ребенок должен быть защищен (физически и психологически), он должен быть занят разнообразной развивающейся деятельностью, наконец, ему должно быть интересно и весело.
Создать такое особое воспитательное пространство продленного дня возможно только совместными усилиями квалифицированных специалистов – школьных учителей, педагогов системы дополнительного образования, деятелей культуры, спорта – при участии родителей младших школьников и, конечно, в первую очередь, самого воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе в условиях ФГОС"
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ ...
Использование современных ЭОР в работе воспитателя группы продлённого дня.
С появлением электронных средств обучения возможности и эффективность воспитательного процесса значительно увеличились. Информация стала более доступной и наглядной для...
Cтатья :Сущность, значение, задачи и направления коррекционно-развивающей работы воспитателя группы продлённого дня в общеобразовательной школе.
Сущность коррекционной работы воспитателя ГПД.Памятка педагогам....
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»
В статье говорится о методах организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО. ...
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»
В данной статье разбираются формы работы группы продленного дня в условиях реализации ФГОС НОО...
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО» Киселева А.Ю.
Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро мен...
Статья воспитателя группы продлённого дня "Роль литературной сказки в формировании речи школьников"
Статья о роли литературной сказки в формировании речи школьников...