Психодиагностика как часть профессиональной деятельности учителя
учебно-методический материал
Психодиагностика как часть профессиональной деятельности учителя. Представлена разработка маршрутной карты. Маршрутная карта предусматривает проведение специально организованной психолого-педагогической работы в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihodiagnostika_kak_chast_professionalnoy_deyatelnosti_uchitelya.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Психодиагностика как часть
профессиональной деятельности учителя»
Авторы: Галактионова Светлана Аркадьевна
(учитель начальных классов; наставник)
Попова Анастасия Александровна
(учитель начальных классов)
Психодиагностика как часть профессиональной деятельности учителя
«Если педагогика хочет воспитать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его тоже во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
В педагогической практике всё больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Педагог-наставник совместно с учителем разрабатывают маршрутную карту для обучающихся 3 класса. Она имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает проведение специально организованной психолого- педагогической работы, основанной на поддержке мотивации обучающихся посредством их включения в интересные для них виды деятельности. Содержание маршрутной карты направлено на снижение уровня тревожности, агрессии, профилактику девиантного поведения младших школьников.
Маршрутная карта обучающихся 3 класса 2021 – 2022 уч. год | ||
Направления работы | Совместная деятельность педагога-наставника и учителя | Деятельность обучающихся |
Особенности психического состояния младшего школьника | Проведение проективного теста «Несуществующее животное». Интерпретация полученных данных. При необходимости выработка индивидуального маршрутного листа. | Третьеклассники выполняют задания по инструкции: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. |
Особенности межличностных отношений со сверстниками | Проведение рисуночного теста «Я и класс». Цель работы: осознание участниками себя как члена группы и своего места в системе групповых межличностных отношений; диагностика особенностей отношений человека к группе и восприятие им своего места в этой группе. Интерпретация полученных результатов. | Инструкция по выполнению задания: на листе бумаги нарисуйте на тему «Я и группа». Рисуйте то, что приходит вам в голову, не боясь показаться смешным или нелогичным. Мастерство исполнения не имеет значения. Укажите в этом рисунке себя и одноклассников. |
Особенности межличностных отношений со взрослыми | Цель методики «Рисунок семьи» - выявить представление ребёнка о семье и о своём положении в ней. Оценка полученных результатов. | Дети выполняют рисунок по теме «Моя семья». После выполнения задания индивидуальная беседа с детьми. Дети отвечают на вопросы: кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему? Кто самый несчастный? Почему? |
Самопознание обучающихся | Проведение игры «Я знаю, что ты…» способствует сплочению команды и развитию коммуникативных навыков. Эта игра позволяет ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников. | Упражнение выполняется по кругу. Дети перебрасывают друг другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что ты… (называется качество, характеризующее одноклассника)». Например: «Я знаю, что ты очень добрый, смелый, умный, аккуратный, красивый, умеешь красиво рисовать, умеешь играть на фортепиано, хорошо поёшь и т.д.». |
Сплочение класса | Совместная организация и проведение на свежем воздухе мероприятия «Широкая масленица». Привлечение родителей обучающихся в проведение праздника. | Совместно с классным руководителем изготавливают куклу-масленицу, разучивают потешные музыкальные заклички. Катаются с горы, пьют чай с блинами и баранками. |
Использование рефлексивной техники эмоционального состояния в педагогической практике | Обсуждение и выбор невербальной техники. Коллективная цветовая диагностика наглядно помогает представить настроение всех детей на протяжении выбранного срока (1 неделя). Техника «Роза настроения». Внутри круга нарисована весёлая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в классе. При выборе ребёнком определённого цвета придерживаемся значений цветов, предложенных Люшером. | Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определённым цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой ребят класса. |
Объединяемся играя | Определяют цель: снятие напряжения, установление доверительных дружеских взаимоотношений в классе. Проводят занятие в игровой форме. | Дети принимают участие в игровом упражнении «Мы похожи – мы отличаемся». Учитель приглашает двух участников в центр круга и обращает внимание на их внешность, выражение лица, позу, а затем предлагает классу найти у них пять сходных и пять различных качеств. Игра повторяется несколько раз по желанию участников. |
Вербальные техники эмоционального состояния | Обсуждение и проведение занятий с использованием вербальных техник, то есть техник общения «из уст в уста, глаза в глаза». Положительный момент заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания. | Участие в игровом занятии. 1. «Если бы я был…» Детям задаётся вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы …»: - исправил… - сделал… - добавил… - похвалил… 2. «Ассоциации» Детям предлагается подумать и высказаться, на что похож сегодняшний день, проведённое мероприятие и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета. |
Арт-технология – творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для обучающихся творческих действий (взаимодействий). | Обсуждение и проведение арт-технологии. Цель: расширить социальный опыт обучающихся, учиться адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности. | Детям предложено взять любой материал: краски, пастель, цветные карандаши, фломастеры и раскрасить данный образец мандалы так, как им хочется. Дети раскрашивают мандалу одновременно вдвоем. Рефлексия деятельности: « Особенно мне понравилось, когда…», «Меня раздражало…» |
Таким образом, мы представили описание системы работы, включая реализованные планы, представленные в форме маршрутной карты. В совместной работе наставника и наставляемого используются актуальный материал, методы и формы реализации составленной маршрутной карты. Она нужна для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на ступени начального образования.
Психодиагностика как часть профессиональной деятельности учителя – целенаправленный процесс познания личности. Диагностика выступает в профессиональной деятельности учителя как исследовательская процедура, направленная на рефлексию учителя – «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Овладение методиками диагностики является важным компонентом профессиональной педагогической подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...
Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя начальных классов МОУ "Средняя школа № 9 им. И. С. Фрадкова" Цуриковой И.А.
Моя профессиональная деятельность....
Экспертная карта урока как инструмент оценки профессиональной деятельности учителя
Что позволяет сделать экспертная карта?«Вечный» вопрос об оценке деятельности учителя остается актуальным и в современной школе, особенно в условиях новой системы аттестации учителей. Работа с к...
Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя
В условиях модернизации образования особое значение приобретает умение педагогов осуществлять самоанализ профессиональной деятельности, направленный на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечи...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов
Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....
«Современные подходы и организация профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в реализации обновленных ФГОС, ФООП с детьми с ОВЗ».
План работы методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....