Выступление на методическом объединении
методическая разработка

Прокопчук Людмила Владимировна

Организация работы классного руководителя в связи с переходом на ФГОС  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_2_1.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы классного руководителя в связи с переходом на ФГОС   

    В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

       В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

         Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе.

        Классный руководитель – именно это амплуа педагога приобретает новое наполнение. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания школьников.

Разница в том, что сейчас делаются акценты не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.

 

 Деятельность классного руководителя в условиях  реализации ФГОС второго поколения - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом

 

 Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 

Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС:

•      формирование здорового образа жизни;

•      формирование и развитие коллектива класса;

•      создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

•      организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

•      защита прав и интересов обучающихся;

•      организация системной работы с обучающимися в классе;

•      гуманизация отношений между обучающимися,  между обучающимися и педагогическими работниками;

•      формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

•      организация социально значимой, творческой деятельности

 

   В школе основными функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются: организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе, отвечающие ФГОС ООО. Все сказанное выше эти функции как раз и объединяют.

          Принципы воспитательной деятельности классного руководителя:

- ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);

  - системно - деятельностный подход, который подразумевает организацию личностно развивающей деятельности (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений).

 

   Личностно развивающая деятельность  должна быть наполнена воспитывающим содержанием. Для  того, чтобы  воспитывающая деятельность была результативной важны следующие факторы:

1) личность педагога,

2) удовлетворенность профессией,

3) создание детско-взрослых общностей.

Важно стать интересным для ученика своими увлечениями, знаниями, характером. Лучше всего об этом сказал В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель «пирожок ни с чем».

 

Классный руководитель сопровождает внеурочную деятельность обучающихся в классе.

           В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

  

Формы организации внеурочной деятельности:  экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

        

 Три типа форм внеурочной деятельности согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

1)     формы, содействующие приобретению социальных знаний;

2)     формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;

3)     формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

 Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности: ведение кружковой работы, проектная деятельность учащихся.

Важное место в организации внеурочной деятельности обучающихся занимает социальное проектирование, цель которого - реализация детьми своих способностей и потенциала личности, обучение работе на основных этапах учебного проекта.

    Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися.

Оценка результативности воспитательной деятельности классного руководителя осуществляется согласно критериям мониторинга неперсонифицированного оценивания (культурный уровень учащихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью).

  Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников. 

Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников. 

  Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Основным практическим результатом деятельности классного руководителя является создание и успешная работа воспитательной системы в классе.

В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов,

возникает необходимость моделировать такую воспитательную систему, которая смогла бы реализовать новую цель образования, а именно, «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности».

Идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определившая систему базовых национальных ценностей; современный национальный воспитательный идеал; цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания  школьников в единстве урочной и внеурочной деятельности.

 

«Портрет выпускника начальной школы»

 Из ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября2009 г. № 373

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

Работать с детьми сложно в силу многих причин. Вспоминаются слова Макаренко А. С.: «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле. хорошо писать картины».

Воспитание детей в настоящее время осложняется ещё и тем, что многие из них не здоровы не только физически, но и психологически. Педагогу как классному руководителю и воспитателю, необходимо знать об основных трудностях в этом плане, ведь, как писал К. Д. Ушинский , «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях. то она должна прежде всего знать его тоже во всех отношениях».

Рекомендуемый стиль: гуманистический (другие названия: личностно-ориентированный, субъект-субъектный).

Независимо от названия стиль педагогического взаимодействия предусматривает:

- безусловное уважение ребёнка;

- эмпатия (умение понять ребёнка, его позицию. посмотреть на проблемы его глазами);

- эмоциональная близость;

- конструктивность ( общение с педагогом для ребёнка должно быть одним из источников строительства, а не разрушения личности, следует создавать ситуации успеха);

- гибкость (учитывать индивидуальные особенности ребёнка, а так же его состояния и ситуации);

- развитие ответственности;

- доброжелательность;

Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях. Отсутствие или недостаточная реализация одного из этих элементов приводит к снижению результатов всей воспитательной системы в школе.

Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися предполагает несколько направлений:

1) Организация ежедневной учебной работы учащихся.

Перед началом занятий следует собирать учащихся на 5-10 минут для психологического настроя и краткого планирования учебного дня, либо делать это индивидуально. В процессе этой работы кл. руководитель выделяет уроки, на которых предстоит выполнение контрольных работ, выясняет у детей проблемы, возникшие при подготовке дом. заданий, чтобы своевременно предупредить учителей-предметников; напоминает ученикам о классных или общешкольных мероприятиях в этот день. При необходимости проводится краткий анализ результатов предыдущего дня. В конце недели так же следует собирать учащихся после уроков или на перемене для анализа результатов их обучения и поведения за неделю. Воспитатель обязан организовывать отдых детей на переменах.

2) Предупреждение неуспеваемости.

Для предупреждения неуспеваемости учащимися необходимо выполнять комплекс следующих мероприятий:

а) ежедневно перед занятиями выяснять, кто из учащихся не готов к урокам и почему. Если причины неподготовки уроков уважительные, предупредить об этом учителей-предметников;

б) детально проанализировать причины неуспеваемости учащихся;

в) организовать дополнительные занятия для учащихся по предметам и контролировать их посещение учащимися;

г)регулярно проводить дополнительные занятия по развитию у учащихся межпредметных учебных умений, являющихся основой для успешного обучения детей.

3) Подготовка интегрированной воспитательной программы по культуре жизнедеятельности человека.

Эта программа включает в себя основные вопросы по всем направлениям деятельности человека в жизни, в том числе и в образовании и самообразовании.

4) Подготовка проекта плана воспитательной работы в классе и согласование его с учащимися.

Здесь предусматриваются индивидуальные воспитательные занятия по оказанию необходимой психолого - педагогической помощи, решении проблем. относящихся к учебной деятельности.

5) Изучение класса, заполнение педагогической карты и планирование работы по коррекции учебной деятельности учащихся.

Развитие самоуправления в классе.

Оптимальной формой самоуправления в классе является создание активов творческих дел. Самоуправление класса необходимо для того, чтобы научить всех детей руководить и подчиняться. Поэтому принцип периодической смены руководства при проведении мероприятий весьма важен: он защищает класс от формирования «бюрократической элиты» среди детей. Постепенно. с развитием традиций класса развиваются и умения учащихся быть организаторами и исполнителями.

Особенности интеллектуального и эмоционально-волевого развития.

Отличие большинства трудных школьников, отстающих в учёбе, от своих сверстников по особенностям интеллектуального и эмоционально-волевого развития не имеет ничего общего с отсутствием у них соответствующих способностей, не связано с врождённой умственной неполноценностью. Оно обусловлено недостаточным развитием психических качеств, образующих познавательные способности (внимание, абстрактное мышление, память) из-за того, что данные качества не подвергались упражнениям и тренировке.

Дефекты воли характеризуются избирательным действием. Для достижения желаемой цели дети могут проявлять большую силу воли, выдержку и настойчивость, а для преодоления незначительных трудностей. связанных с необходимостью, с исполнением обязанностей или долга (выполнение домашних заданий), воли не хватает.

Большую роль в данной проблеме играет индивидуальный подход. Дети отличаются друг от друга характером. способностями, интересами. У каждого из них свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди них есть яркие, сложные натуры и робкие, незаметные. И каждый отличается от других своей индивидуальностью. Поэтому необходимо учитывать психологические особенности личности. темперамент, среду (семью), в которой ребёнок растёт и воспитывается; даже его физические данные. Нельзя забывать, что даже рост, вес, дефекты кожи, речи, зрения, слуха, физическая слабость могут быть причиной настоящих трагедий детей и, как следствие, нежелание учиться.

Чтобы избежать недостатков в учебно-воспитательной работе, следует принять во внимание следующие моменты в работе.

  1. Организационные моменты.(своевременное выявление слабоуспевающих и неуспевающих учащихся, глубокое изучение педагогом индивидуальных особенностей таких школьников и причин, приведших к неуспеваемости, составление плана работы и анализа работы, помощь и своевременный контроль, работа с учителями-предметниками, использование воспитательных возможностей ученического самоуправления, отказ от шаблонности и консерватизма форм и методов внеклассной работы, работа с родителями и воспитателями).

  1. Соблюдение педагогического подхода ( не отождествлять отношения отстающего ученика к учёбе с его умственными способностями). В процессе воспитания эти дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. Если этого нет, у них складывается отрицательное отношение к учебной деятельности. Несмотря на неуспеваемость по одному предмету или нескольким, эти дети могут интересоваться техникой, современной музыкой, спортом, положительно относиться к отдельным предметам. Помощь и поддержка со стороны учителя помогут детям укрепить веру в себя и взяться за учёбу.

  1. Профессионализм учителя (наличие дифференцированного подхода; личный пример; истинный авторитет учителя; педагогический такт, сдержанность; уважение человеческого достоинства учащихся; желание считаться с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями детской психики

Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

 обстоятельства жизни ребенка в семье;

 взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

 пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

 неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Таблица 1

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

 создавать проблемные ситуации;

 активизировать самостоятельное мышление;

 организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

 выстраивать позитивные отношения с группой;

 проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...